Музей древних пи-аров

Алексей Большаковъ
     В большом центральном зале экспонатов эпохи древних пи-аров стояла группа большеголовых. Она рассматривала располагающиеся за силостеклом наиболее показательные и интересные находки археологов: одежду с четырьмя отверстиями и странными надписями, сдутую статую многотысячелетней давности и её силопластиковый макет в масштабе двадцать к одному, недалеко от неё стояла каменная статуя.
     В углу зала виднелся чёрный плоский прямоугольник, предназначение которого не открывалось любопытным до самого конца экскурсии. Честно говоря, его наличие даже не разглашалось ни на одном объявлении по городу, а в буклетах-путеводителях, раздаваемых у входа в музей, местоположение этого прямоугольника было отмечено одним из нескольких бледно-жёлтых кружков с надписью "здесь ведутся работы".
     По залам музея, ведя за собой от экспоната к экспонату толпу, расхаживал желторотый экскурсовод, который иногда запутывался в словах и старался как можно быстрее проглотить свою слюну. Он работал здесь только первую неделю, но уже хотел запомниться всем как старательный и умный молодой человек. С приглаженными, или скорее пришибленными, чёрными волосами, с переливающимися разными цветами радуги бабочкой, в прозрачных простых очках, он с восхищением и назиданием в голосе рассказывал про каждую вещь, и всегда ждал вопросов от любопытных, чтобы сразу ответить на них, блистая своими познаниями. Прогулки с группами из-за этого часто затягивались, но все пятнадцать групп в день он успевал провести по залам музея, жертвуя едва ли не всем своим временем на отдых.
     Насыщенная новой и интересной информацией, но уже подуставшая, толпа готовилась покидать музей, с нетерпением ожидая финала затянувшейся речи экскурсовода. Невысокий мужчина, рукавом вытирая пот с лица, спросил:
     - Простите, возможно, я прослушал, но почему эту эпоху мы называем пи-арской?
     Несколько пар глаз под нахмурившимися бровями обмерили мужчину взглядом, в котором читалась отдалённая и холодная ненависть. Молодой человек понял, что это не лучший момент для затяжной речи, поэтому ответил достаточно коротко и даже сухо.
     - Наши великие учёные давно обратили внимание на основополагающую движущую силу той эпохи, называвшуюся пи-аром. В честь этой отличительной черты и была названа эпоха. Хотя сам смысл понятия был расшифрован совершенно недавно.
     После ответа экскурсовода вернулся к своим прямым обязанностям.
     - Перед нами обычная летняя одежда многих людей того времени - футболка. Сейчас я вам покажу на силограмме, как люди того времени надевали эту штуку. Вы будете смеяться!
     Появившийся словно ниоткуда трёхмерный древний человек так смешно надевал футболку, что многих посетителей это не на шутку развеселило. Экскурсовод обрадовался тому, что показ натягивания футболки сработал должным образом, - впрочем, как всегда, - и знал, что никто уже не успеет уснуть до выхода из музея.
     - Как видите, все футболки были усеяны рекламными или околорекламными надписями. Чем крупнее и богаче фирма, название которой красовалось на груди или спине её носителя, тем это считалось почётней.
Через минуту он перешёл к следующему экспонату.
     - Перед нами надувной памятник двадцать первого века. Их ставили в местах массового скопления людей, рядом с торговыми центрами и супермаркетами. Они изображали улыбающихся людей, животных или даже представителей инопланетных рас (правда, с очень сильными искажениями - из-за чего нам, как их потомкам, несколько раз уже приходилось судиться с оскорблёнными друзьями по разуму).
     Умолкнув на минуту, экскурсовод дал возможность своей группе внимательно осмотреть миниатюрную копию надувной статуи. Он то и дело комментировал те или иные особенности усатого улыбающегося человека с плоской, усеянной кусочками овощей, хлебной лепёшкой.
     - Справа от него более древняя статуя такого же типа. Вся ирония в том, что человечество начала третьего тысячелетия очень надменно относилось к своим предкам, и эту статую они принимали за... божество. Они предполагали, что статуе поклонялись, пели гимны, приносились жертвы. Сейчас же доподлинно установлено, что их предназначение по существу не отличалось от надувных статуй более поздней эпохи. Конечно, они отвечали своему времени, социально-экономической модели, но в целом отвечали цели рекламы.
     Никто из посетителей не обратил внимания на страницу в буклете, в которой рассказывалось, что предназначенные для привлечения внимания исполины со временем стали ещё легче и  ещё больше. Голограммные технологии следующих столетий позволили отказаться не только от резины, но и от наполненного ею воздуха, потеряв всякий вес.
     - Хотите сказать, что каменные статуи стояли рядом с древнейшими забегаловками и ресторанами? - спросила женщина с тонким и высоким, как она сама, носом.
     - Да, - ответил с блеском в глазах работник музея. – Просто в более седую древность не была развита резиновая технология, вот и пользовались камнями, особенно отдавая предпочтение монолитным изваяниям.
     - То есть рядом с этой статуей древнеегипетский Ашот продавал шаурму?
     - Именно! – едва не вскричал эскурсовод, а потом чуть ли не шепотом, чтобы его не услышали все уши, добавил, - люблю внимательных посетительниц.
     Отделавшись короткими комментариями на ряд посыпавшихся, как штукатурка со стен ветхих зданий, вопросов, молодой человек направил группу к выходу. Но сам же внезапно попросил всех остановиться перед тем самым чёрным плоским прямоугольником.
     - Это, так сказать, бесплатный бонус нашей программы - демонстрация древнего фильма по телевизору.
     - Теле-визор... телевизор... что-то знакомое, - зашептали между собой люди, сдержанно жестикулируя.
     - Да, это был прибор, который позволял смотреть рекламу целые сутки даже дома. Многим ведь лень было выходить и читать вывески, особенно в дождливую или холодную погоду. Радиоприёмники к тому времени почти вышли из моды - на слух реклама нравилась лишь малому проценту населения.
     Взяв в руки предмет, подписанный как "Е35-пульт", экскурсовод нажал на красную кнопку. Пятиминутная сцена с элементами погони одного из шедевров начала двадцать первого века повергла публику в неописуемый восторг. Лишь один из зевак не выдержал и устремился в уборную.
     - А сейчас, - тихо, подняв палец, сказал молодой человек, - самое интересное, показательное...
     Прямо посреди сцены, где главная героиня ехала на лифте в здании одной из влиятельнейших корпораций мира, раздались громкие, совершенно не относящиеся к сюжету фильма слова: "Регистрируйся на логказино, получайте бесплатные бонусы!". Это прозвучало так внезапно и было таким необычным, что почти у всех округлились глаза и отвисли челюсти. Так все и покинули музей, унося в своей памяти впечатления от жизни эпохи древних пи-аров.
     Стоя у выходной двери, прощаясь с каждым, экскурсовод завершал свой рассказ:
     - В этом было всё: искусство и боль, надежды и трагедия той эпохи. Пи-ар стал самоцелью, бренды были смыслом бытия миллиардов... До свидания! Приходите ещё!