2. 9 Культурные коды

Виктор Ефременко
                Много  тысяч  лет  назад,  выходя  постепенно  из  Африки  и  проникая  в  Европу,  Азию,  Австралию    Homo sapiens    в  местах  своего  проживания   развивал  элементы  верований,  культуры.     При  этом    культурные  МЭМы  адаптировались,  в  зависимости  от  географических  условий,  климата,   свойств окружающей  экосистемы,  от  ряда    местных  факторов,  которые,    влияли  на  эволюционирование  МЭМнома,  т.е.  влияли  на  изменение  усреднённой  ментальности  популяций.  Для  Homo sapiens    адаптация  к  среде  происходила  в  основном  негенетическим  путем.   Он  строил  жилища,  изготавливал  орудия  труда  и  охоты и  т.д.

Культура  здесь  понимается  в  широком  смысле -   как   вся  информация  популяции,  передаваемая  негенетическим  путём,  т.е.  культурными  МЭМами.

               На  геном  эти  условия  проживания  повлияли  значительно  меньше,  поскольку  он  является  гораздо  более  стабильной  сущностью.
              В  результате,   после  долгого  развития  культур в  условиях  изоляции,   в  эпоху  научно  технического  прогресса,  который  снял  изоляционные  барьеры   для  культур,      развитием  транспорта, появлением  СМИ,   и  прочих  достижений  последнего  времени     культуры  разных  регионов оказались  не  полностью  совместимыми,  поскольку  эволюционировали  независимо  друг  от  друга. 
               Несовместимость  культур,  их  обособленность   позволяет  говорить  о  существовании  некоторого идентификатора присущего  каждой  культуре,     названного  культурным  кодом. 
 
               Невозможность  скрещивания  двух,  даже  близкородственных  видов   в  биологической  эволюции,  вызывается   тем  фактом,  что  каждый  вид  генетически  обособлен  и  получение  жизнеспособного  потомства  при  межвидовом  скрещивании  маловероятно.  В  биологии  это  обусловлено  отсутствием  генетического  межвидового  обмена.  Так  что  у  потомства   некоторые гены  оказываются  несовместимыми.
Не смешиваемость  культур  позволяет  и  МЭМы  считать  информацией,  записанной  дискретным  кодом,   и  варианты (аллели) МЭМов   разных  культур    зачастую  оказывается несовместимыми  с   базовыми  МЭМами  популяции.
                В процессе  жизни,  например,  при  попадании  человека  в  чуждую    среду,  для  адаптации  в  ней   требуется  перепрограммирование  некоторых  культурных МЭМов.      Старые  МЭМы,  выполнявшие  некоторую  роль  для  данного  индивидуума  ранее   не  могут  обеспечить  ему  адаптацию  к  новой  среде.    Должны  создаваться  путём  культурных мутаций новые  аллели, обеспечивающие  адаптацию  к  новым   условиям.    Аллельные  МЭМы  в  каждой  изолированной  популяции,  находящейся  в  конкретных  условиях    неодинаковы.  Но  каждый  из  них  совместим   с  базовыми  МЭМами   своей  популяции.  Каждый  аллель обеспечивают  адаптацию    к  условиям  существования своей  популяции.   
                Поскольку  связи  между  популяциями  нет,  нет  и  обмена  реплицирующимися  единицами.    Со  временем  из-за  этих  аллельных  МЭМов  возникают  существенные  различия  в  МЭМномах  двух  популяций,  различия  ментальностей  людей  этих  двух  популяций,   вплоть  до  их  несовместимости. 
Так  возникает  различия  в  культурных  кодах  изолированных  популяций.

                Надо  учитывать,  что  хотя  МЭМы  дискретны,  но  ментальность  создаётся  очень  большим  количеством   МЭМов,  так  что  изменение  некоторого  их  количества  в  МЭМноме  создаёт ряд  промежуточных   форм  ментальности.
              На  бытовом  уровне  это  можно  иллюстрировать  примером.   Когда  человек  на  много  лет   выпадает  из  социума,  например,  убывает  в  долгую  экспедицию,  или  на  войну,   то  меняется  его  ментальность.  За  долгое  время  меняется и  ментальность  людей  снаружи (был  социализм,  а  стал  капитализм)  и  вернувшемуся  домой  снова  трудно  вписаться  в  социум,  так  как  разошлись  культурные  коды  человека  и  социума,  а  возраст  затрудняет   адаптации.

             Поэтому,   когда  сняты  барьеры,  веками  разделявшие  популяции,      развитием  транспортных и  электронных  коммуникаций,  людям  из  разных  культур  оказывается трудно  существовать  и  общаться  друг  с  другом.  Ведь  для  этого  должна  измениться  их  ментальность  в  сторону  совместимости.  Это  долгий  и  мучительный  процесс.
               Такая  метаморфоза    воспринимается  человеком  как  отказ  от  своей  самости (личности).   Постоянно  жить  в  костюме  другого  лица  для  человека  тяжело.   

              КУЛЬТУРНЫЙ  КОД
 
   Это  набор  усвоенных  в  детстве  аксиом,  с  которыми  совместимы  почти  все  МЭМы   человека.  В   каждой  культуре  и  даже  в  локальной  небольшой  популяции  культурный код  свой,  который  немного  отличается  от  кода  соседней  популяции  или  социальной  группы.  Глобальное  отличие  разных мировых  культур  соответствует    значительным различиям  культурного    кода.

           КУЛЬТУРНЫЕ  КОДЫ   это  идентификаторы    культур,   созданных  в  разных  местах,  разными  народами,  в   разное  время.  Отличия  культурного   кода    указывает   на  отличия   менталитетов,   вызывает трудности  общения  и совместного  существование представителей  разных  культур.
 
         Так  как  культура  для  человека  на  уровне  мозга  это  набор  культурных  МЭМов,  фенотипическим  проявлением  которых  является  ментальность,  то  различия  культурного  кода  проявляется,     как  различия  ментальностей  людей,  воспитанных  в  разных  условиях.  Эти  различия  ментальностей   людей,  принадлежащих  разным  культурам,  затрудняют  или  даже иногда  делают  невозможным  общий  эволюционный  путь  развития.
          Представления  о  мире  даются  ребенку  необъективно,  поскольку  пропущены  сквозь  призму  собственной  ментальности  воспитателя. Религиозная  принадлежность,  традиции  окружения,  образование   воздействуют  на  ментальность  воспитателя,  а  значит,  передаются  ребенку.
                Усвоенный  в  детстве  культурный  код  влияет  на  все  без  исключения   аспекты  дальнейшего  поведения  и  восприятия.  Но  ментальность     имеет  свойство  адаптироваться  в  некоторых  пределах  в  течение  жизни  человека.     Человек  приспосабливается  к  изменяющейся  культурной  среде.  Но  это  для  него  непросто,    для  многих  это болезненный  процесс,  ощущаемый  как  утрату  прежних  идеалов.

     Точно  также,  когда  меняется  ментальность,  например,   в  результате  того,  что  человек  попадает  во  власть,  и  под  давлением  окружения   должен  трансформировать  свою  ментальность,  чтобы  не  вылететь  из  сладкой,  затягивающей  системы  властных  отношений.  Он  вынужден   поменять  отношение    к  людям  старого  своего  круга.  Теперь  он   воспринимает  их просто  как  возобновляемый  ресурс.
                Это  данность  и  с  этим  ничего  не  поделать.  Даже,  если  он  уверяет,  что  остался  прежним,  что  власть  на  него  не  подействовала,  этому  не  стоит  доверять,  хотя  бы  он   даже  сам  в  это  верил.  Поступать  он  уже  будет  по-другому,  а  окружающих  интересуют  не  слова,  не  обещания,  а  поступки.    Когда  футболист  делает  финт  ногой,   в  попытке  обмануть  защитника,    последнему  стоит   следить в  основном  за  мячом,  а  не  за    ногами,  чтобы  не  обмануться.
                Внутри    общности,   имеющей  почти  одинаковый   культурный  код,    люди  имеют  возможность  убеждать  друг  друга,  договариваться.   В  экономике,  в  процессе  трудовой  деятельности   люди,  принадлежащие  разным  культурам,  будут  вести  себя  в  процессе  экономического  взаимодействия  неодинаково.    Ведь  этот  процесс,  связан  с  базовыми  ментальными  свойствами  человека.  Это  данность,  должна  учитываться  экономической  наукой  и  практикой.
                Это  такой  же  фактор  производства,  как  технологии  и  энерговооруженность.   Разница  здесь  не  в  цвете  кожи,   не  в  ширине  глазного  разреза,  а  в  ментальности,  в  культуре,  отраженной  в  подсознании,  т.е.  МЭМах.
               
                Поэтому  и  не  существует   единой   для всех  универсальной,  эффективной    экономической  политики.  Это  ясно  видно  на  примере  развития  экономики  в  разных  регионах  Земного  шара.  Экономическая  политика,  оказавшаяся эффективной  для  людей  определённой  ментальности,   не  может  быть  воспринята  людьми  с  другой  ментальностью.  Чтобы  экономика  стала  эффективной  надо  менять  или  экономическую  политику  или  ментальность,   чтобы  сделать  их  взаимоприемлемыми.
                Этого  не  учитывали   Б. Ельцын  и  его  команда  реформаторов,  когда  пригласив  кучу  американских  советников,  пользовались     предложенными ими  рекомендациями.     Ведь  народ  то  был  наш  советский,  а  не  американский.  Что  немцу  хорошо,  то  для  русского  смерть,  говорит  народная  мудрость.  Нет,  не  услышали.  Развалили  экономику,  отдали  в  собственность (позволили  разворовать) людям,  которые  ничем  себя  не  проявили,  и  получили  то,  что  сегодня  имеем.
                Только  меньшая  часть  населения Земли  из-за   различия  в  культурах,   а  значит  культурных  кодах,  ментальностях    оказалась  способной  воспринять   идеи  научно   технического  прогресса  и рыночной  экономики.  Говоря  биологическим  языком,    адаптация  некоторых  культур  к  экономически эффективному  алгоритму  развития,  основанному  на  идеях  частной  собственности, рынка  и  других  атрибутов  капиталистической  системы   оказалась  недостаточной,  если  вообще  возможной.
В  результате  представители  этих  культур  находятся  в  бедственном  экономическом  положении,  т.е.  живут  жизнью  доисторического  человека.

                Стоит  отметить,   что  понятие   культурного  кода  можно  отнести  к  той  части  культуры,  которая  не  относится  к  науке.  Наука  же   выделяется  из  всей  массы  негенетической  информации,   которую  мы здесь  называли   культурой  в  обобщённом  смысле,  тем,  что  она  не  имеет  культурного   кода,  она  интернациональна,  везде  понимается  одинаково.  Это  принципиальное  отличие  науки  от  других  секторов   культуры.  Физика,  она  и  в  Африке  физика.   Про  музыку,  например,  или  философию этого  сказать  нельзя.
                В   каждой  науке  имеется  свой    подход  к  анализу  определённого  круга  явлений.  Можно  сказать,  что  этот  подход  и  является  её  культурным  кодом.  Но  это  идентификатор  не  национальный,  не  географический, а  внутренний,  присущей  самой  науке,  использующей  те  или  иные  подходы  к  анализу  явлений.