Амели

Ирина Фетисова-Мюллерсон
Лирическая рецензия на кинофильм Amеlie (2001)

А кто-то сегодня в сто первый раз
сочиняет пьесу, которую никогда
не прочитает ни один режиссёр
и ни в одной стране мира никто не узнает,
что где-то, возможно совсем рядом,
непрочитанные письма находят любимых
через сорок лет после авиакатастрофы,
а садовые гномы в красных колпаках
и стоптанных башмаках,
бредут по странам и континентам без виз и границ,
что где-то в старом альбоме оживают фотографии,
говорящие с нами на языке жестов и взглядов в то время,
когда мы грустим без причины или влюбляемся,
застыв бездыханно при вспышке новорождённой звезды…

никто не увидит, как по весенним холмам Сакре-Кёр,
бежит мужчина, подгоняемый тайной и верой
в ожидаемое и неосознанное чудо…
бежит по нарисованным на дорожках стрелкам…
не в силах догадаться,
что его судьба уже начертана в Книге Судеб
и женщина терпеливо ждёт его у подножия холма,
пока он блуждает и теряется в догадках,
надеется и отчаивается, и вновь надеется
на самое невероятное, но такое желанное
в то время, когда Сена затихает в своём
течении и тонкая женская рука бросает камешки,
принимая круги на воде за знамения и надежды…
однажды указатели закончатся,
и мужчине придётся самому находить ответы,
сотканные из тонкого движения воздуха и сияния луны,
потому что никто на свете не построит за него мост
в манящее и непредугаданное будущее

в этой ненаписанной пьесе оживают микрочастицы космоса,
присутствия которых мы не замечаем,
погружённые в сиюминутную обыденность,
сравнимую с почтовыми вагонами,
убегающими с безнадёжных вокзалов…
именно в этой пьесе ожившее в нас добро повергает зло,
превращая его в тихий шёпот волн реки жизни,
чтобы мягко отразиться в застывших на парапетах львах
и плесках от камешков, проснувшихся на поверхности воды,
потревоженной женщиной с глазами цвета спелых черешен…

… эта пьеса, которая никогда не оживёт на подмостках театров,
будет обжигать сердца людей невинными поцелуями,
огнями фар мотоцикла, пронзающего пространство
пустых вокзалов и площадей шумного Парижа,
подарившего людям сказку о том,
что в эту самую минуту начинается репетиция спектакля,
в котором каждому живущему на Земле
определена своя невиданная роль,
ещё не родившаяся в воображении автора,
начавшего этот непредсказуемый день
с ожидания – когда же колыхнётся заветная занавеска
в окне любимой женщины, которую он ещё не встретил…

19 декабря 2016