Сядь, родная, послушай. Окончание следует

Магда Кешишева
    2016 год. Декабрь. Последний день  уроков перед зимними каникулами. Весёлая  детвора, громко галдит, высыпав во двор школы. Клавдия Михайловна издали улыбается и машет рукой девочке в белой пуховой куртке и такой же шапочке с большим помпоном. Девочка радостно подбегает, обнимает её:
 - Бабуля, с завтрашнего дня начинаются зимние каникулы! Ты рада?
 - Конечно, солнышко, рада. Будем ходить в театры, в гости, книжки почитаем, погуляем.
 - А на санках покатаешь меня?
 - Если будет достаточно снега, и на санках покатаю, и в снежки поиграешь с детьми, и снеговика  слепите во дворе.
 - Ура! Ты дашь морковку для носа снеговика?
 - Дам и морковку, и ведро на голову, и шарф на шею.
 - А мы найдём ветки для рук, а рот и глаза можно сделать из морских камушков, верно?
 - Верно, тем более, что их у нас много.
 - Помнишь, когда мы возвращались из Батуми, папа поднял чемодан с моими вещами, и спросил, почему чемодан такой тяжёлый, а я сказала, что там камни, он даже захотел выбросить немного, а ты его уговорила оставить? Вот теперь пригодятся! Ещё надо снеговику метлу дать в руки.
 - Метлу тоже сделаем из веток.

   Дома, после того, как девочка переоделась, помыла ручки и поела, Клавдия Михайловна предложила:
 - Солнышко, я сейчас чем - то займусь, а ты, если хочешь, можешь мне помочь, или поиграй, повтори свой этюд и другие вещи - у тебя через три дня полугодовой зачёт.
 - Бабуля, за знаю всё, что буду играть, лучше я тебе помогу.
 - Как хочешь, но играть, ты же знаешь, надо каждый день. Даже знаменитые пианисты играют каждый день по несколько часов.
 - Знаю, но сейчас мне не хочется. А что ты будешь делать?
 - У меня, Машенька, в ящике есть коробка, в которой я храню некоторые дорогие мне вещи, напоминают о  людях или каких - то событиях, которыe произошли давно,  но о которых я всегда помню.
 - Бабуля, а ты мне можешь показать эту коробку?
 - Конечно, родная, могу. Когда ты была маленькая, ты не всё могла понять, но сейчас, когда тебе уже восемь лет, я тебе покажу и, если захочешь, что - то расскажу.
 - Открой коробку, Машенька.
 - Ой, какие маленькие карандаши! Бабуля, этими карандашами ты рисовала, когда маленькая была.
 - Нет, Машуль, эти карандаши подарила мне одна женщина. Её звали Аня, и был у неё сын, Алик, который очень хорошо рисовал. Он занимался в рисовальном кружке и хотел стать художником. Когда началась война, Алик вместе с одноклассниками
добровольно пошёл на фронт.
 - А ему не было страшно?
 - Я думаю, он об этом не думал. Молодые ребята и девушки очень любили свою Родину, и хотели защитить её от фашистов. Мне тогда ещё и четырёх лет не было, но знаешь, я помню, как все соседи провожали Алика. А его мама плакала.
 - А папа?
 - У него не было папы.

 - Когда война кончилась - я это тоже помню - мне было столько же лет, сколько тебе сейчас. Люди смеялись и плакали от счастья. Все надеялись, что вернутся их родные, что жить станет легче, лучше.
 - А Алик победил фашистов и вернулся домой?
 - Алик победил фашистов, но домой не вернулся... его... убили...
 - Как жалко...
 - Жалко, родная. Многих в ту войну убили. И моего папу тоже... Однажды, зимой, я возвращалась из школы и увидела маму Алика. Она с трудом переставляла ноги, а в руке держала бидон с керосином. Я подошла к ней и помогла донести бидон до её комнаты. Она пригласила меня, хотела чаем напоить, но я торопилась домой. Тогда она вынесла вот эту коробку с карандашами, дала мне и сказала:
 - Клавочка, милая, спасибо тебе. У меня ничего нету, но возьми эти карандаши.
Видишь, они не новые, мой сынок ими рисовал... Уменьшились карандаши,... но  ты ещё  можешь порисовать...
 - Бабуля, а ты не рисовала, да?
 - Да, не рисовала... я их сберегла...

 - А вот, посмотри, Машенька, прочти.
 - "Программа вечера, посвящённого 65 - летию со дня рождения великого Сталина."
   Бабуля, а Сталин - это кто?
 - Сталин, Машенька, в то время был руководителем нашей страны.
 - Самым главным, как Путин?
 - Да, как Путин. А теперь открой программу и прочти строчку, которую моя мама подчеркнула красным карандашом.
 - Ой, бабуля, здесь твоё имя и фамилия! И написано - "дек - ла - ми - рует стихотворение "Подарок Сталину."
 - Это было, Машенька, моё первое выступление на сцене. Моя мама, твоя
прабабушка, работала в Управлении железных дорог, и там устроили этот вечер. Уже два с половиной года шла война, а мне было шесть лет.
 - Бабуль, а стихотворение хорошее было?
 - Ты знаешь, мне кажется, я его помню. Сейчас попробую почитать. На сцену, помню, вынесли стул и низенькую табуретку. На стуле сидел плюшевый медвежонок. Я вышла, помню, в перешитом из маминой юбки красном платье с кружевным воротником, села на табуретку перед медвежонком и стала читать стихотворение. Мне потом долго хлопали. Как я тогда была счастлива! А мама моя плакала.
 - Почему она плакала?
 - Наверное, от волнения и гордости. Машенька, я сейчас попробую тебе то стихотворение почитать.
     Слушай, Мишка, мамы нету и никто не слышит нас.
     Очень важные секреты расскажу тебе сейчас.
     Сядь спокойно на диване,
     Лапки вместе, ушли - врозь,
     Чтобы строгих замечаний
     Больше делать не пришлось.
     Слушай, мне в саду сказали,
     Много лет тому назад
     В этот день родился Сталин,
     Самый лучший друг ребят!
     Я бегом бежала к дому,
     Чтоб с тобой поговорить,
     Что мне Сталину родному на рожденье подарить?
     Можно было куклу Таню,
     Он в неё играть не станет,
     И по - моему, ему кукла вовсе ни к чему.
     Может, книжку, тоже скверно,
     Он их всех читал, наверно.
     Краски, кубики, лото-
     Это всё совсем не то.
     Ты пойми, нас Сталин любит,
     С думами живёт о нас,
     Он заботится о людях
     Каждый день, и каждый час.
     Знаешь, Мишка, я решила,
     Не шутя я говорю,
     Я тебя ему, мой милый,
     На рожденье подарю!
     Ты мохнатый, ты пушистый,
     Ты хороший, добрый зверь.
     Ну - ка, хлопай же в ладоши,
     Прыгай, радуйся теперь!
     Ведь подарок мой получит
     Друг ребят в большом Кремле,
     Самый сильный, самый лучший,
     Самый добрый на земле!

 - Бабуля, а это что за билет? Ой, он такой тоненький стал, старый.
 - Это - билет в оперный театр. Тогда меня в первый раз повели в театр. Я была, помню, в таком восторге! Огромный зал, сияющая огнями хрустальная люстра, кресла бархатные, нарядные зрители. А когда медленно стала гаснуть люстра и зазвучала музыка, я, не отрывая глаз, смотрела на сцену.
 - Бабуля, а какую оперу ты слушала?
 - "Евгений Онегин"... моя первая опера... С тех пор я полюбила оперу, много раз ходила на спектакли, но то первое потрясение и сегодня вызывает добрую улыбку и тепло в душе ...
 - А какая  опера твоя самая любимая?
 - Самая любимая, пожалуй, "Тоска."

 - Бабуля, а что в этой салфетке завёрнуто и ленточкой перевязано?
 - Это, родная, письма моей мамы. Когда я вышла замуж за дедулю, мы уехали в другой город. Конечно, мы перезванивались, ездили на праздники, и переписывались. Ведь тогда не было компьютеров, мы не могли общаться по скайпу. Вот и писали письма.
 - Как пло - о - хо...
 - Нет, Машенька, не так уж и плохо. Вот сегодня я могу эти письма перечитать, увидеть знакомый почерк мамы, вспомнить то время, когда многого не было, но все
были молоды, живы, здоровы и вполне счастливы...
 - А можно, я прочту эти письма?
 - Прочтёшь, солнышко, но не сейчас, а когда подрастёшь. Смотри, здесь я храню
ещё одну пачку писем. 
 - А почему они без конвертов?
 - Это  - письма, которые мне писал дедуля...
 - А зачем писал? Вы жили далеко друг от друга?
 - Нет, родная. Дедуля писал письма мне в больницу, когда я родила твою маму. Сегодня уже на третий день маму с ребёнком отпускают домой. А тогда мы лежали в больнице целую неделю. Вот дедуля и приходил в больницу. Пройти во внутрь не разрешали, боялись инфекции. Летом окна были открыты и все переговаривались. А мама, ты знаешь, родилась под Новый год. Было холодно, окна закрыты. Вот мы и писали друг другу письма, а санитарки их передавали. Видишь, здесь номер палаты, моё имя и фамилия. Я сейчас тебе расскажу один случай. Дедуля приходил иногда и до работы, и после. Как - то он пришёл вечером, написал письмо, аккуратно -
посмотри, как он складывал письма, треугольником - сложил и передал. Входит в нашу палату санитарка (а в палате нас лежало 6 человек), поднимает руку с письмом и весело спрашивает: - "Мамочки, чей это такой красивый муж?" Я увидела дедулин треугольник и закричала: - "Мой, мой!"
 - А сейчас, наверное, пишут СМС, - засмеялась девочка.
 - Точно.
 - Бабуль, зато ты эти дедулины письма тоже читаешь.
 - Конечно, солнышко.
 - А я, когда немного подрасту, могу почитать дедулины письма?
 - Почитаешь, Машуль.
 - Бабуля, я хочу, чтобы ты мне рассказала, как вы с дедулей познакомились, как поженились, как жили.
 - Солнышко, но ты же всё это знаешь: я тебе уже несколько раз рассказывала.
 - Знаю, бабуль, но хочу ещё раз послушать.
 - Тогда, давай, завтра расскажу. А ты внимательно послушаешь, и если я что - то  пропущу, ты мне напомнишь. Договорились?
 - Договорились.

 - Ой, какая старая тетрадь: обложка совсем выцвела, а страницы  пожелтели.
 - Это, Машенька, дневник моей мамы. Она начала его вести, когда я родилась. Смотри - первая дата какая?
 - День твоего рождения. Бабуличка, можно, я чуть - чуть почитаю?
 - Ну,если так хочешь, почитай.
 - Я немного почитаю, а потом прочту всё, хорошо?
 - Хорошо, - улыбнулась бабуля, и девочка стала вслух читать.
 - Сегодня в 10 часов утра родилась моя девочка. Спустя 10 минут, я попросила мне её показать. Она лежала на руках акушерки: беленькая, хорошенькая, с открытыми глазками. Среди других детей больницы, моя девочка отличалась спокойным характером. Пролежали мы в больнице 10 дней.
   Я болела грудницей, и кормила ребёнка двумя грудями только 18 дней, а потом - одной грудью. Хотя было очень больно, но кормила мою крошку я один год, один месяц и семь дней.
   С четырёх месяцев давала соки, а с шести прикармливала кашками из толчёного риса  и галет.
   Моя девочка росла спокойным ребёнком, и взгляд её был не по - детски бессознательным, а вполне разумным, и всех поражало выражение её лица.
   Клавочка рано начала агукать, улыбаться и смеяться. Когда доченьке исполнилось пять месяцев, вечером - ясно, понятно - несколько раз произнесла - "папа, папа, папа." Затем пошли - "иди, дай, на, пить..." А в шесть месяцев она уже говорила много слов, забавно коверкая некоторые.

 - Машенька, может потом продолжишь?
 - Хорошо, но мне интересно читать.
 - Мне это приятно, и ты непременно почитаешь, но позже.
 - Ой, бабуля, а что это такое? Какая - то белая материя и на ней разноцветные слова.
 - А ты достань, разверни и почитай, - лукаво улыбнулась старая женщина.
 - Можно?
 - Можно, можно, смелее!
   Девочка осторожно достала что - то белое, развернула и широко раскрыв глаза сказала:
 - Бабуля, это фартук! А почему он такой смешной?
 - Он не смешной. Такие фартуки носили школьники, когда мама училась в школе. А когда кончали школу, одноклассники писали на этих фартуках друг другу разные пожелания. Это - фартук твоей мамы. Почитай, что ей написали школьные друзья.
 - А где сейчас эти мамины друзья?
 - Некоторые здесь, кто - то уехал в другие республики и даже страны.
 - А почему они уехали?
 - Машенька, на этот вопрос так просто не ответить. Давай, родная, я как - нибудь в другой раз тебе расскажу.
 - Обещаешь?
 - Обещаю, - улыбнулась бабуля.

   Долго ещё сидели бок о бок бабушка и внучка, и это был ненавязчивый урок познания своих корней, так необходимый каждому ребёнку.
   Видя интерес ребёнка, бабуля решила написать что - то вроде мемуаров: о своих предках, о себе, чтобы внуки знали, кто они, чья кровь течёт в их венах.
   Бабуля писала несколько лет. Написала три книжки, напечатала их, и была рада, что исполнила задуманное, а дети и внуки, почитав, узнают много интересного и полезного для себя.