Крымские дневники. Рассказ 2. Автобус МАН

Ваш Валерий Морозов
               
   Автобус МАН.
               

  Автобус МАН. Белоснежный красавец, с высокими бортами. Все стекла, затемнены. Огромное лобовое стекло, почти во всю высоту автобуса  Затемнено наполовину. Белое с черным. Впереди, по бокам, у лобового стекла, как усы у жука, выступают зеркала заднего вида, то же белого цвета.
  Две высокие двери, бесшумно открываются вперед и вбок. Передняя дверь со стеклом, в неё, пассажиров не пускают, она для водителей. Пассажиры заходят в салон, через вторую дверь, посередине автобуса. Узкий высокий проем, с лестничными ступенями, как и весь салон покрыт ковролином серого цвета. Подниматься по ступеням вверх в салон несколько не удобно. Он узок, а ступени высокие, но выручает поручень.
 Попав в салон, автобуса, оказываешься в салоне небольшого самолета. Дизайн похож. По обе стороны от узкого прохода, два человека могут разминутся только боком, ряды кресел, по два кресла, в ряду. Кресла смонтированы на невысоком возвышении. Над креслами по всему автобусу, подвесной,  длинный пластмассовый ящик, желоб, для легких вещей. Внизу желоба в сторону пассажиров вмонтированы сопла климатической системы, она регулируется расположенными рядом с соплами, круглыми ручками регуляторами.
 Подсветка, в углублениях потолка, внизу подсвечивается узкий проход, везде, где можно предусмотреть подсветку, она есть. Особо поражает подсветка водительского места. О нем особо. Водительское место, располагается ниже ряда кресел и находится на уровне  примерно, легкового автомобиля. Доска приборов длинная, полукругом. На ней кроме привычных дисплеев, масса всевозможных кнопок, переключателей и еще бог весть, знает, что. От чего, место водителя, напоминает место летчика за штурвалом самолета. Особенно в ночное время, когда включается подсветка всех этих многочисленных приборов.
 В пути, двигатель автобуса работал не выключаясь. Как завелся во время отправления, так и тарабанил всю дорогу, в том числе и на остановках. Исключение, керченская паромная переправа. На пароме двигатель заглушили.
 Водители, два мужика.  Похожие друг на друга. Оба лысые, или бритые, с одинаковым выражением угрюмости на лицах, в одинаковых темно-синего цвета, форменных пуловерах. И разговаривали они с пассажирами одинаково, коротко, грубовато. В дискуссии, не вдавались. -Сидеть!, Остановка 10 мин! - И тому подобное. Но один, был повыше, поплотнее и по мордастее.
 Я сидел в четвертом ряду кресел от водительского места. И так как всю дорогу делать мне было нечего, а рейс, большую свою часть, проходил вечером и ночью. У меня было много времени, наблюдать за их работой.

 Это я, забежал вперёд.  Вернусь и начну своё повествование, по порядку, "от печки."

 Я уже рассказывал, как мы добирались, на маленьком раздолбанном, грязном автобусике, в Ростов (который на Дону). Так вот, несмотря на все перечисленные выше, недостатки   автобусика. Доставил он, нас, в точку назначения, а именно на центральный автовокзал Ростова, во время. Даже на сорок минут раньше. Хотя нам пришлось немного поволноваться, когда проделав весь путь, без особых проблем. Автобусик вдруг застрял, в "глухой" пробке, в самом Ростове, не доехав несколько, километров, до автовокзала. Как говорится, ни туда ни сюда. Выручило то,что у нас был запас по времени. Не то, что бы мы, его, специально запланировали. Расписание движения автобусов, само подыграло нам, заставив выехать довольно рано, чему, вначале, огорчились, а попав в пробку, порадовались.
 
  Выгрузив, из автобусика свою поклажу. Собрали ее опять в один, агрегат, погрузив чемодан, и сумку, на колесики с ручкой, двинулись к зданию автовокзала. Как говорит один известный сатирик, "смеркалось".
 Небо, напрочь затянуло тучами.  Теплый, немного сырой вечер, быстро заполнял собой, всё вокруг. У нас на юге, ночи темные и наступают рано. Для примера. Общаемся по скайпу, с друзьями москвичами. У них, за спинами, окно, а за окном светло, день. А у нас уже ночь, темно, "хоть глаз выколи."  Хотя часовые пояса одинаковые.
 Пока я написал эту фразу. Теплый, чуть влажный, темный вечер, сменился ночью. Вокруг уже во всю светили фонари. Стада автомобилей, сгрудившиеся на ограниченном пространстве, включив огни, натужено мычали в очередном заторе.
 Рядом с автовокзалом, находится и центральный железнодорожный вокзал. А может наоборот, возле железнодорожного вокзала, находится автовокзал. Так вроде бы по рангу правильнее. Но совсем не меняет сути. Между двумя вокзалами, расстояние небольшое. А людей и соответственно автотранспорта тьма тьмущая. Автобусы, троллейбусы, такси. легковые грузовые, ну что я перечисляю, вроде бы, вы, не были на вокзалах. В общем движуха. А места мало. Большая часть площади занята под платные стоянки. Народ, чтобы не платить, оставляет машины на любом свободном месте. А этим местом является, довольно узкая, максимум в три полосы, проезжая часть. На крайней полосе стоят троллейбусы. На второй останавливаются высадить и взять пассажиров маршрутки. Притом идут они, друг за другом, беспрерывно. Для остального транспорта остается одна полоса. Ну а если на эту дорогу, еще поставить не один десяток автомобилей. Да ещё, кое как. Затор обеспечен, почти круглосуточный.
 
  На высоком шпиле железнодорожного вокзала, зажглись огромные часы, показывающие нам, что до отправления в Крым, остается пол часа.  Мы пошагали к сияющему, изнутри, неоновыми огнями,  автовокзалу, тихонько громыхая и пересчитывая  колесами своего "агрегата", привокзальную брусчатку. Людей, возле вокзала, не особо и много. Тёмными группками, они сгрудились в местах отправления, ожидая посадки на свои автобусы. Тихо переговаривались. Немногочисленные лавочки, заняты.
 
 Пройдя через, не широкие, входные двери, сходу упираемся в рамку  металлоискателя. Справа от неё, движется плотная резиновая лента, уплывая в черный короб, просвечивающий багаж. За ними, на стуле, контролёр в тёмной униформе. Пришлось разбирать наш "агрегат" и грузить, по частям, на ленту. А это время. Мы мешкаем, сзади начинает подпирать народ. А тут ещё рамка затрезвонила, когда я через неё проходил. На мой вопросительный взгляд, что делать? Контролёр, лениво махнул рукой, проходи.
 И вот мы в зале автовокзала, опять собираем свой "агрегат" и чуть щурясь от яркого, с темноты, освещения, катим поклажу к центру, чтобы оглядеться.
 Навстречу нам, преграждают дорогу, "трое из ларца, одинаковых с лица", Один впереди, двое по бокам, на два шага сзади. Все чернявые, в одинаковых желто-лимонных жилетках. На указательном пальце, первого, кольцо с ключами зажигания от авто. -Такси, такси, - заучено, в унисон за гундосили они, - недорого. Вам куда? - не пропускают,  они, нас. -Спасибо, не надо -Но, с дороги не уходят. Приходится их огибать. -Такси, такси недорого,- гундосят за спиной.
 Останавливаемся и оглядываемся по сторонам. В центре зала, людей мало. Всё больше, по бокам. В очередях у касс, возле киосков с газетами журналами, товарами в дорогу. Заглянули до ветру, в туалеты и оценив по достоинству их чистоту, удобство и особо цену.
 Решили пройти в вокзальное кафе и подкрепиться перед дорогой. Снеди, жена приготовила, целую отдельную сумку, надо было её, начинать освобождать. Да и кушать уже хотелось.  У столиков, все места, стоячие, сесть негде. Да и столики  заняты. Зато свободно место, у столика, в виде длинного, широкого, подоконника,  у огромного чёрного окна. У этого столика мы и разместились. Достав припасы в дорогу, приступили к трапезе.
 Сквозь окно, хорошо были видны, освещенная фонарями, привокзальная площадь, медленно тянущиеся в плотном потоке автомобили и через дорогу в глубине, черный, в сером ещё небе,  железнодорожный шпиль и  на нем, светящиеся часы. Очень удобно, контролировать время и одновременно наблюдать за всем, что происходит за окном.  Мы, скоренько, покушали. И поспешили наружу, к месту посадки. Часы, на шпиле, подгоняли.

   Стоим, в числе первых, в очереди, на посадку. Очередь, молчаливо, привычно по жизни, без каких либо вопросов, типа, "я первый", вытянулась, в короткую, толстую кишку и ожидает прихода автобуса.
 Часы на шпиле, зашкалили в режиме опоздания. Но автобуса не было. Вернее автобусов, было много, все они стояли вдали от нас, на стоянке.
 Мы начали гадать, который из них, наш. Я упирал на один, жена настаивала, указывая на другой. В темноте, на автобусах не было видно, вывесок направлений. Не угадал, ни кто.
 Когда часы на шпиле, вышли из зоны, "бессовестного опоздания", в зону, "а хрен его знает"?   Неожиданно, из темноты, бесшумно, приплыл наш красавец. Описание читай выше. Он мягко, заехал в свой загон и стих. Молчаливо наблюдая, за толпой, которая в свою очередь, оживилась и даже качнулась в его сторону, но смущённая и молчанием и наглухо закрытыми дверьми, нерешительно замерла. Как спортсмен, в напряжении, ожидая выстрела стартового пистолета. Но, время шло, а выстрела, или команды на посадку, никто не давал.
 Автобус, молчал, не подавая признаков жизни. Молчали пассажиры. Молчали стрелки часов на шпиле. Сверху, из тёмного ночного неба, стал накрапывать дождик. Кап, кап. Кап, кап. Капля по капле, вроде бы и не на что обращать внимание. Но если это кап, продолжается уже несколько минут и вместо того, чтобы отойти под навес вокзала, ты вынужден стоять, ожидая непонятно чего.
 Немая кишка, стала оживать. В ней, зародился робкий ропот.-Ну чего стоим?-тихо вопрошал кто то, кого то. - Не знаю. Безобразие, какое то! - Повышал ноту, отвечающий. -Бу-бу-бу - робко бубнила кишка, стоя под моросящим дождиком.
 Передняя дверь автобуса, зашипела и мягко выйдя вперед, отъехала в сторону, освобождая проход. К которому тут же устремилась, часть пассажиров,оказавшаяся с ней, рядом.
 - Куда?- В салоне автобуса зажёгся свет и навстречу жаждущим посадки пассажирам, вниз по ступням шагнул водитель. Описание, читай выше. - Куда? Назад! -Негромко, но твёрдо, вернул он, пассажиров, на точку старта. -В эту дверь, посадка запрещена. Только через среднюю дверь. -За ним, из автобуса выбрался и его напарник. Оказывается, они как и мы, ждали прихода женщина контролёра, работника автовокзала.
 Разверзлась пасть огромного багажного отсека, осветив его пустую внутренность. Женщина, контролёр заняла, у открытой пасти, пост и призывно кликнула пассажиров - Не медлим, подходим, сдаём багаж, предъявляем багажные билеты. Быстрее, пассажиры! Подходим!- Кишка, разделилась, на тех, кто с багажом и тех, кто без. Первые, попёрли, чемоданы, сумки, к багажному отделению, по ходу, сталкиваясь друг с другом и мешая. Так, что контролёрша, вынуждена была, отработать в обратную - Не спешите! Все успеете! Не напирайте! - А без багажные, поспешили ко второй двери. Впрочем, зря. Так как дверь оставалась закрытой. Оказалось, что надо предъявить посадочный билет и паспорт, всё той же контролёрше, которая проверяет билеты на багаж.
 Дождавшись своей очереди, я, замер, в полусогнутом положении, перед проёмом багажного отделения, не зная куда поместить свой "агрегат", так как, решил не разбирать его. Один водитель, который по мордастей,  находился в самом багажном отделении, согнувшись, принимал чемоданы, сумки у пассажиров снаружи и раскидывал их по полу и друг на друга, максимально утрамбовывая чрево отделения. Мой "агрегат", ни по размеру, ни по весу, не вписывался в габариты. Но, у меня на руках, были две квитанции на багаж, которые я и предъявил контролёрше. И теперь, имел полное право, разместить свой багаж. Сам, его поднять и засунуть не мог. Не я, здесь, распоряжался, да и тяжёлый он, в согнутом положении, загружать, несподручно. Намертво затянутые ремни, развязывать не хотелось. Тот, который  принимал багаж, внутри, замер. Стоявший, рядом со мной, водитель, то же. Он и не пытался мне помочь. Замер и я. А за мной и остальные пассажиры, с багажом. Пауза затянулась. Просить помощи, мне почему то не хотелось. Наконец, стоявший рядом,  водитель, не выдержал. Он подхватил "агрегат" снизу, у колесиков, я за ручку сверху. Наклонили и  просунули в отделение, а там мордатый выйдя из анабиоза, подхватил его и удачно примостил возле внутренней стенки. Моё- Спасибо! - осталось без ответа.
  В тёплом, мягко освещённом, салоне, пассажиры, тихо, занимали места. Мы, тоже нашли свои. Жена, села у окна. А я, поместив лёгкую поклажу, в  жёлоб, над головой,  рядом с ней.
 Я, уже, ездил на похожем, автобусе на дальнее расстояние. В Москву. Помню, очень неудобные маленькие, узкие кресла, словно рассчитанные на карликов.Спина, долго болела и приходила в себя, после той поездки. Поэтому, я немного обрадовался, обнаружив, что кресло, достаточно широкое. Хотя, если вспомнить советские Икарусы. Вот, где было приятно ехать. Может, это возраст?  В молодости, всегда, всё лучше.
 Пока я притирался к креслу, щёлкал крышкой откидного столика на спинке кресла, передо мной. Пытался разобраться, с ручкой ограничителем, сбоку, от себя. Она, ни в какую не хотела, фиксироваться в горизонтальном положении. Автобус, как то молча, без всяких объявлений, мягко поехал назад. Совершил вираж по вокзальной площади и потушив свет в салоне, влился в толпу сородичей.

 Огромным айсбергом, возвышаясь над остальными, поплыл в ней. К немалому моему удивлению, легко преодолевая заторы, словно нож, масло. Было ощущение, что одним своим видом, он создаёт вокруг себя, невидимые волны, которые разгоняют, плотную толпу, окружающих его автомобилей. Мягко покачиваясь, где то шелестя покрышками на неровностях дороги, он набирал ход. Красным светом светились многочисленные приборы и переключатели в рубке у водителя. Сквозь огромное лобовое стекло, видна, высвеченная мощными фарами, стелющаяся, под автобус, дорога. Оставались позади,попутные автомобили,с их красными габаритными огнями. Навстречу, неслась золотая змея, встречного потока.
 Автобус набирал ход. Двигателя, почти не слышно. Но в его ускорении, в лёгкости с которой, он отрабатывал передачи, чувствовалась огромная мощь.
 Заработали длинные щётки стеклоочистителей, не слышно елозя по лобовому стеклу, они разгоняли по бокам, струйки дождя. И огни, от фар, за окном,  начали расплываться акварелью.
 В дождливой, ночной темноте, наш корабль, тихо урча мотором, мчал нас в Крым.
  Уставший от пережитого дня, довольный что сам не нахожусь за рулем, Это так приятно, когда тебя везут. Устроившись поудобней, я уснул.

  Ночь тянулась медленно. Автобус всё ехал и ехал. Изредка делая короткие остановки. Поначалу удобное положение тела, в кресле, после многочасовой поездки, в одном положении, стало нестерпимым. Хотелось вытянуть затёкшие ноги и вообще вытянуться, как привычно, на кровати. Но как я не пытался, это проделать и откидывая спинку кресла на котором сидел назад и пытаясь просунуть ноги под сиденье, перед собой. Рост и вес, давали о себе знать. Ноги, под сиденьем не помещались, а временное расслабление от откинутого назад кресла сменялось, болью в пояснице. Жена, хотя она и миниатюрная, то же страдала. От тряски, как ни плавно двигался автобус, но  дорога, со временем, давала о себе знать. Одна ямка, к другой. И ещё, скованность тела.
 - Руки немеют. - Она, растирала кисти рук, крутила ими из стороны в сторону, вытягивала руки перед собой, прогибаясь телом и потягиваясь. Пыталась, тем самым, снять напряжение, от зажима. - Зря мы поехали, на автобусе. Надо было, поездом.-Выговаривала, мне, она.
 
  Выручали короткие остановки, на которых, пассажиры выходили из автобуса и могли подвигаться, размяться. Чередуя погружение в зыбкий сон, в котором тело крутится как уж, на ставшем вдруг, узком и неудобном кресле, в попытке найти удобное положение, в котором хоть что нибудь, не болит. С пробуждением и выходом из автобуса, в холодную ночь. А чем дальше мы ехали, тем было холоднее.
 В Ростове, когда отъезжали, температура была плюс 19 градусов по Цельсию. А сейчас, подъезжая к Керченской переправе. Светящиеся, зелёные цифры, на табло, висящем впереди  салона и хорошо видном. Показывали, в салоне, плюс 22, за бортом плюс 14 градусов. Вот тебе и едем, на юг.
  Можно конечно, не просыпаться и не выходить. Но скованное тело, требовало разминки, жертвуя сном и теплом. В общем, маета.
 
  После очередной остановки, спрашиваю водителя, - Сколько времени, до переправы? -Примерно, час.
 Спать, после очередной порции холодного воздуха и разминки не хотелось. И я, немного выдвинувшись влево, конструкция кресла позволяла его выдвигать, чуть, чуть, в проход. Наблюдая за работой водителя, невольно слышал его тихий разговор с напарником.
 За рулем сидел, тот, который побольше и по мордастей. Я, сейчас, поймал себя на мысли, что пора дать водителям имена, хотя бы и придуманные. Вася и Коля, к примеру. Неудобно как то получается, мордатый побольше и мордатый поменьше. Не по человечески, как то. Но с другой стороны.
 Эта фраза, прямо из кинофильма "Война и Мир". Кутузов, принимая парад победивших русских войск. Произнес её.-Но с другой стороны, -сказал он -а кто же их (французов), к нам звал. Поделом им, мордой и в говно.
  Я конечно, не то имею в виду, что имел Кутузов. Но все таки, водители сами, нам, не представились.  Автобус, не уступает лайнеру и даже название Неоплан, вызывает ассоциацию планирования, полета. Как красиво и к месту, было бы услышать.- Уважаемые пассажиры, вы находитесь на борту лайнера. Маршрут движения такой то. Ожидаемое время прибытия такое то. Температура за бортом, такая то. Командир экипажа, Василий и его помощник Николай, желают вам приятного пути!  - Хрен, Вам! Ни тебе, здрасьте, ни тебе, до свидания. Поэтому, поделом, как говаривал Кутузов. Пусть остаются, мордатый пониже и мордатый повыше.

 Ну это, так, лирическое отступление. Таких отступлений, как ты, наверное заметил, читатель, в рассказе, не мало. Ехать долго. В салоне темно. За окном ночь. Рассказывать вроде бы и не о чем.
 
  Так вот, сижу я, бодрствую, смотрю на пустую, в свете фар, дорогу. Изредка попадаются встречные автомобили. Нас, почти, никто не обгоняет. И слушаю, тихий, разговор водителей.
 Оказывается, тот, что по мордастей, в рейсе, на этом автобусе, в первый раз. До него, бывший, что то не поделил с владельцем автобуса и уволился. А новый, он сейчас за рулём, хотя и имеет опыт вождения автобусов, на этом, новичок и теперь, время от времени, обращается с вопросом к своему коллеге, тому, поменьше, который, оказывается, у них, был, старшим. -А этот переключатель, где? -Старший -Там, слева от тебя, ну вот же он. - Старший, перегибается через руль, который держит новичок  и показывает ему, переключатель, который мордатый, долго, до этого, безуспешно искал.- А это как, опять мордатый с вопросом, - Да, так вот и так, растолковывал ему, старший. - Ты слышишь, вал подвывает,- новичку, всё слышно. Он напряжён. Хотя на мой слух, ничего в работе автобуса не изменилось. Так же тихо, едва слышно, гудит двигатель, в салоне тишина. Пассажиры спят. - Да, подвывает,- соглашается, старший.- Давно говорю, -неразборчиво, называет, того, кому он говорил, - надо загнать и перебрать. И опять они, о своём, о водительском.
 Мордатый открывает форточку, слева от себя. И тут же женщина, которая сидит на кресле в первом ряду, возвышаясь над водителем. Проснулась, а может и не спала.- Водитель, закройте форточку, дует, холодно! - А.что же ему, задохнуться? - вступается за мордатого, старший.  - Не покупайте билеты, на первый ряд. В следующий раз, будете знать.

 Автобус, сбросив скорость, сворачивает с дороги и  мягко покачиваясь, не спеша, подъезжает к закрытому шлагбауму. Остановился. Старший выскочил из автобуса, о чём то переговорил с контролёром и шлагбаум вознесся, открывая дорогу.

 Я, почему, уважаемый читатель,так детально всё описываю,  ну прямо  размазываю по тарелке. Объясняю.
 -Ну как, тебе? - спрашиваю я, своего главного читателя и цензора, жену, давая ей прочитать, свой очередной рассказ. -Понравился.-отвечает жена, -мне, вообще, все твои рассказы нравятся, вот только короткие они какие то, мне кажется, что надо подлинней.
  И вот, как говорится, "по многочисленным просьбам, наших почитателей".
 
 Автобус, отъехал недалеко от шлагбаума и замер на огромной площадке, размером, наверное, с десяток футбольных полей.
 Отстойник, перед паромной переправой, догадался я. О нём много писалось, в различных информационных сообщениях. Его построили в сжатые сроки, в виду огромного наплыва, желающих посетить Крым, автомобилистов.
 В салоне зажегся свет. И старший, стоя в проходе, с какой то длинной коробочкой в руках, воззвал. - Просыпаемся! Пассажиры. Просыпаемся! Паромная переправа. Всем сдать паспорта, для оформления билетов на паром.- Он двинулся с коробочкой вдоль салона, принимая протянутые ему паспорта.
 -А паспорта нельзя никому отдавать, кроме тех лиц, которым разрешено, на его последней странице.- выдала мне, проснувшаяся жена.-Оформят ещё, кредит! - продолжала она, доставая из сумочки свой паспорт. - Не умничай, а то сама пойдешь за билетом, -я, вытянул из её рук паспорт и вместе  со своим, засунул водителю в коробочку.
 Собрав паспорта, старший объявил - стоим пол часа. Никому не опаздывать, ждать не будем. - И выйдя через переднюю дверь, скрылся куда, то в холоде ночи.
 -Ты, выйдешь, размяться? - спросил я, жену. - Нет, холодно. - Ну, тогда, я, сам прогуляюсь.- Вылез из автобуса и стал прохаживаться вдоль него, разминая затекшие ноги и тело. Холодно, куртку не одел. Но в автобус, обратно, лезть не хотелось.
 Я осмотрелся. Отстойник, действительно огромный, всего не видно.  Ночь. Но если ориентироваться по цепочкам светящихся фонарей, окруживших его по периметру. То ого го, какой большой. Цепочки скрывались где то вдали, пересекались и было непонятно, где начало, а где конец, отстойника.
 Он был, почти, пуст. Огромное заасфальтированное поле. Недалеко от нас, выстроившись в несколько небольших рядов, безмолвно спали фуры. То ли груженые, то ли пустые. Проехала, не спеша, одинокая легковушка, полоская светом фар, пустоту поля. Где то , ну очень далеко, светилось какое то низкое строение, а надпись туалет и стрелка в ту сторону, указывало на его предназначение. Но идти в такую даль, совсем не хотелось.
 А вот и водитель с коробочкой. Пассажиры, подгоняемые, холодным, ночным воздухом, дружно полезли в салон.

  Автобус, выкатил из отстойника и медленно двинулся в сторону паромной переправы. Зелёные цифры на табло, показывали три часа ночи.

 До этого, я, был на этой паромной переправе, два раза. Первый раз, в далёких  девяностых. Союз уже распался, но никто, этого, из простых людей, всерьёз не воспринимал. Границ и таможен ещё не существовало. А то, что мы едем на Украину? Так мы и так, жители приграничного с Украиной, маленького, шахтёрского городка, всегда, туда ездили, как к себе домой и говорили. - Едем на Украину, за шмотками, за продуктами. - Почему то считалось, что на Украине, всё и подешевле и по лучше. А до Украины, всего три километра. Там мы жили и работали, там жили наши родные. Ну подумаешь,  "наша Украина". Теперь, стала "самостийной Украиной"! Кроме названия, ничего ведь не изменится?
 
   Первый свой приезд на паромную переправу, мне запомнился огромной очередью из легковушек, жигулей, волг, москвичей. Тогда иномарок, почти и не было. Я, на светло бежевой восьмёрке, с наглухо  тонированными, задним и боковыми стёклами, казался крутым парнем. Ехал в Крым к родственникам. С семьей, женой и маленькой дочкой. Жарища, пылища. Нужду справляем в ближайшую лесопосадку. За, что, чуть было не пострадали. Два, каких то, бандитского вида  парня, явно, не с добрыми намерениями, пытались нас задержать, в глубине этой посадки. Пришлось, буквально, отбиваться и спасаться бегством , к стоявшей, автомобильной, очереди. Под защиту, таких же, как и я, водителей.
 Но, больше всего раздражали, "блатные", они лезли и лезли, вперёд, не считаясь ни с какой очередью. И пролазили, назад никто не возвращался.
 И ещё хуже, отсутствие всякой  информации. Что там, творится, впереди, сколько ещё будем стоять?

  Второй раз, я, переправлялся паромом, лет пять назад. Украина, стала иностранным государством. С обеих сторон работали пограничники и таможня.
  К переправе подъехал, то же, глубокой ночью. Специально, ехал ночью, спасаясь от жары и загруженности трассы.
 На переправе, купив билет, стоял часа два, три. Особых проблем не испытал.

 И теперь, в третий раз, уже на автобусе, подъезжаю к паромной переправе. Вот и вокзал. Внешне, похоже, ничего не изменилось. Хотя, ночь, что увидишь?
 Не приятной неожиданностью, прозвучала команда водителя,- Из автобуса выходим, вещи все забираем с собой, в том числе и багаж. -Зачем? Зачем?- недоумеваем мы и пассажиры. -Досмотр.- отвечает водила. -Какой досмотр? Мы ведь теперь не в Украину едем, а из России в Россию. - ответа нет.
 Качу коляску с чемоданом и сумками, по узкому проходу в глубь, до смотровой зоны. Опять очередь. Еле движется. Да, с такой скоростью, проходить досмотр, мы будем долго!  Выручает девушка в униформе, появившаяся откуда то. Быстрым шагом, прошла мимо нас - Пассажиры, проходите в эту дверь. Часть очереди, качнулась, в рядом открывшуюся дверь, а там в комнате, то же, до смотровой ящик. Как в Ростове, на автовокзале.
 Я опять не стал разбирать свой "агрегат". Поднатужившись, да и жена подхватила, помогла, загружаю его, на движущуюся ленту и с интересом наблюдаю, как "агрегат", исчезает в глубине чёрного ящика. -Что она там, увидит? -думаю я, о девушке контролёре - сплошная связка, чемодан, сумки, ноутбуки в чехлах, железная коляска.- Прохожу, через молчаливую рамку. Она, никак, на меня не реагирует, хотя металлическая пряжка ремня, металлические замки у куртки и мелочь в карманах, должны были, заставить её зазвенеть. Но нет, молчит!
  Почему то, лента остановилась.  Голос девушки, контролёра -А что, там у вас, в сумочке? Украшения? - В какой сумочке? Их несколько. Какие украшения? Меня всегда ставят в тупик, такие неконкретные вопросы.
 - Да. Бижутерия разная, дешевая.- Жена, не даёт, застать себя врасплох. -Показать? - Нет, проходите. Следующий. - Чем, привлекла девушку, бижутерия жены? Я подозреваю, что это, чисто женское.
 Стаскиваем свой "агрегат" с ленты и движемся к выходу, к автобусу. А их уже несколько. Пока мы проходили досмотр, ещё несколько автобусов, похожих на наш, застыли на площадке, перед паромом. Опять загрузка багажа, посадка в салон. Ждём.
 Ждать, впрочем, пришлось недолго. Из темноты ночи, выдвинулся, огромный, высотой с трёх этажный дом, паром, открывая своё глубокое, освещённое чрево.
  Автобусы завелись и начали потихоньку сползать вниз, к нему, на погрузку.-Давай, поднимай!- Командовал старший, мордатому, остававшемуся за рулем. - Да не этот переключатель, вон тот! - К моему удивлению, морда автобуса, как бы присела, вниз. -Да,что ты включил? Я тебе говорю, поднимай! -Горячился старший.- А я, что делаю? - Это мордатый.- А ты опускаешь! Поднимай! -Наконец, мордатый, разобрался с переключателями и морда автобуса, заметно поползла вверх. Вот так техника! Может приседать и приподниматься! -Поехали!- Командовал старший.
 Тем временем, пока мордатый возился с переключателями. Справа от нас, стоявший автобус, уже заполз в чрево парома, Тот, который был слева от нас, видимо принял нашу заминку, как предложение пропустить его вперёд и сунулся мимо нас к парому. -Куда!- Сквозь зубы, прорычал мордатый и нажал на педаль. - Стой! Стой! Пропусти! - Нервничал, старший. -Ну да! Сейчас! - Не сдавался мордатый, нажимая на клаксон. - После меня!
 У самого трапа, опять заминка. Перед въездом на паром, автобус, упёрся в откинутый на землю машинный трап. Мордатый, никак не мог его преодолеть. Ещё его смущал, вертевшийся перед лобовым стеклом, распорядитель, назовём так, человека, указывающего, водителям, кому, какое место на пароме занимать.
 В салоне, тишина, пассажиры наблюдают. И тут, ну прямо как в кинофильме, "На войне, как на войне". Читатели, которые постарше, помнят его, хороший фильм. В нём, водитель самоходки, то же замер, не в силах, вести самоходку дальше, когда увидел, что перед ним подбили танк, друга. В фильме, младший лейтенант Малешкин, командир самоходки, выскочил из неё, стал перед водителем и своим видом, успокоил, привел в себя, заставил начать двигаться.
 Наш, старший, то же выскочил из автобуса, стал перед ним и начал подавать мордатому  команды.- Давай! Прибавь обороты. Руль левее. - И так потихоньку, вслед за старшим, автобус тронулся и то же заполз в чрево парома, занимая отведённое ему место.
 Пассажиры, облегчённо, выдохнув, полезли из салона.
 А я, тем временем, воспользуюсь этой паузой. И расскажу, пришедшую на память, необычную историю, единения, автобуса, водителя и пассажиров.


  Дело было, летом. Москва, задыхалась от дыма, горящих, вокруг неё, торфяников. Я и жена, на междугороднем автобусе, с узкими креслами, прибыли в Москву. Давние друзья, пригласили на свадьбу сына.
 Рано утром, часов около восьми, наш автобус замер, не доехав до вокзала прибытия, в сплошной пробке.
  Проснувшиеся пассажиры, нервничали.Уставшие от долгой дороги, стойкого запаха гари, стоявшего в салоне, к которому не могли привыкнуть. Пробки, в которой оказались. Кто то  ехал с пересадкой, транзитом через Москву, мог опоздать.
 Нервничал и водитель. И я, водитель со стажем, его понимал. Дёрг, дёрг. Чуть тронулся, стоп. Чуть проехал, стоп. Двигатель то взревет то затихнет. Успевай только жать, на тормоз. Пробка, еле ползла.
 Я впервые, оказался в такой пробке, хотя для москвичей, это было делом обыденным. И они, преодолевали пробку, в своей, московской манере.
  Через окно автобуса,  я, с интересом наблюдал, как они пытались проехать везде, где мог пройти их автомобиль.
 На тротуаре, справа, то же образовалась, пробка из машин. Пешеходов не видно. Дальше, за тротуаром, автомобили двигались, объезжая, уже эту, тротуарную пробку, через какие то парковки. Останавливала, только высота бордюров. Но как вы понимаете, не всех. Слева, дороги, нашу и встречную, разделял искусственный газон, с растущими, посередине, деревьями. Высокие, дорожные, бордюры, могли остановить любого. Но только, не москвичей.
 Мощные внедорожники, ревя моторами, залезали колесами, одной стороной, на бардюр, другая сторона, перекосившись вниз, оставалась на дороге и они ехали перекошенные,  ничуть не заботясь о сохранности своих автомобилей.
 Сзади, завывала сирена и скоро, на газоне показалась "скорая". Газель, мигая проблесковыми огнями и истошно завывая сиреной,она ползла по газону, прижимаясь к деревьям. Объезжая всех! Вот такое светопредставление!
 И тут, наш водитель, схлестнулся с другим водителем, небольшого джипика, москвичом, судя по его номерам. Тот, подрезал автобус, в очередной короткий проезд. И теперь, стоял перед, упершимся в него, автобусом.
 Водитель автобуса, жал на клаксон, оглушая рёвом гудка нарушителя, может чуть его подтолкнул. Не знаю.
 Водитель, москвич, матерно изрыгал проклятья , в открытое окно нашего водителя, стоя у автобуса, задрав голову и глядя вверх на ненавистное, недоступное, ему  лицо.
 Наш, в свою очередь, исчерпав свой  словесный, матерный запас, с высоты своего положения, сверху, просто плюнул, на москвича. Оставаясь, сам в  безопасности.
 Москвич, в ярости, запрыгал перед открытым водительским стеклом, пытаясь доплюнуть до нашего водителя. Но у него ничего не получалось. Всё таки высоковато  было. И тогда, от безысходной ярости, москвич, стал пинать ногой в бок, нашего, белоснежного красавца.
 Наш водитель, не ожидал такого оборота. Спускаться к москвичу, опасно.
 А тот, пинал и пинал  автобус в бок и видимо не таким уж крепким, этот бок оказался.
 Судя по тому стону, который издал наш водитель.
 Пассажиры,  прильнули к окнам автобуса и хаяли москвича по чём зря, пытаясь хоть так, отбить его атаки.
 Пнув автобус, в очередной раз и увидев, что бок помят, а это больших денег стоит, москвич видимо прикинул, во что это ему обойдётся, если придётся отвечать, а тут и пробка тронулась.  Удовлетворенный, он прыгнул в свой джипик, ловко вывернул, в смежную полосу, затем, кого то в очередной раз подрезав, в другую и был таков.
 Но, не тут то было.
 Взревев от ярости, наш водитель, видимо обо всём забыв, кроме своего обидчика, неистово давя на клаксон,  кинулся вдогонку.
 О, это было зрелище! Огромный автобус, ревел словно раненый слон. А гудок, у автобусов, будь здоров. Он, словно ледокол, тронулся вперед, пробивая себе путь.
 Я, до с их пор не понимаю, как получилось, что никто не пострадал.
 Тесно обступившие автобус легковушки, разлетелись  в стороны, найдя, каждая, небольшую лазейку, куда можно втиснуться, чтобы не быть раздавленной его яростью и мощным напором. Все вокруг, видимо подумали, что водитель автобуса сошёл с ума.
 Все, кроме пассажиров автобуса.- Давай! Жми! Орали они водителю. - Вон, он зараза, остановился.
 Пробка стояла, стоял и джипик, в крайнем левом ряду, впереди нас, метрах в пятидесяти.
 Автобус. В стоящей пробке! Медленно, но неотвратимо, прокладывал к нему путь.
 - Давай! - Подбадривали водителя пассажиры.
 Владелец джипа, увидев, как к нему приближается,  гудящий и мигающий фарами автобус. И понимая, что возмездие неизбежно. Запаниковал! Не имея возможности двигаться вперед, он стал, ёрзать туда сюда, пытаясь на клочке свободного пространства, вывернуть в средний ряд. Слева, как я и говорил, был высокий бордюр газона, ему не перепрыгнуть. Москвич, умудрился! Развернуть свой автомобиль чуть ли не поперёк, движения. И замер. Дальше, никак!
  -Давай! -Ревели пассажиры автобуса, водителю - Вот он! Дави!
  Автобус, протиснулся в крайний левый ряд и вплотную подобрался к джипику. До него оставалось не более двух,трех метров. Стоявшая между ними легковушка, в испуге, от рёва автобуса, рванула вправо. Путь, свободен! Водитель нажал на педаль и автобус, скалой навис над джипиком.
 Все замолчали. Всё! Раздавит!
 Но тут, пробка очередной раз тронулась и джипик, в последней, отчаяной попытке, рванулся вперед, то есть поперёк движения, не разбирая дороги. Автомобили, ползущие, по смежным  полосам, замерли, сберегая свои морды. Появилась лазейка и джипик выскользнул, в неё, из под автобуса. Скользнул в средний ряд, затем в правый. А там, какой то заезд, во двор. Исчез.
 В автобусе, мёртвая тишина.  Пассажиры, во главе с водителем, словно племя, с вождём, мучительно переживали своё поражение...


  Паром, наполнился лишь наполовину. Три, четыре автобуса, несколько легковушек. Пассажиры, покинули салон и направились на верхнюю палубу парома. Мы с женой, то же полезли наверх, по узкому, крутому, железному трапу.
 Оказавшись внутри пассажирского зала, я был приятно удивлен. Паромы, на которых я переправлялся ранее. Старые не только физически, но и морально.
 А здесь, огромный зал, ярко освещенный многочисленными светильниками. Свет от них, отражается в полировке красного дерева, которым отделаны колонны, подпирающие потолок, стены зала,  круглые столики, и даже верх мягких, обитых  светло бежевой кожей, диванов, в большом количестве расположенных по всему залу. На столах, круглые, похожие на мраморные, рисунки. На белом фоне, коричневый морской штурвал. Посредине зала, помещение кафе, с широкой стойкой и многочисленной подсветкой. Кофе, чай, мороженное,  покушать, вода, пожалуйста. А обрамляют всё это, огромные, панорамные окна, по всему периметру. Сейчас, чёрные, в ночи.
 Жена, пошла покупать кофе. А я, с удовольствием, вытянулся на диване, провалившись в его мягкие недра. Это так приятно, после многочасовой поездки, на жёстких,  креслах автобуса. А вот и кофе.  Удовольствие, удвоилось.
 Часть пассажиров, вышла на верхнюю, открытую палубу, она находилась, прямо перед залом. Освещалась светом из зала и была хорошо мне видна. Люди стояли на палубе, запахивая полы своих курток, прячясь от сильного, холодного, морского ветра. Вглядывались куда то вправо, пытаясь что то там рассмотреть.
 Я знал, что в той стороне, находится, самая знаменитая стройка, современной России. Керченский мост.
 Жена предложила - Пойдем на воздух, посмотрим. Но видя, как продрогшие люди, скоренько покидают открытую палубу и возвращаются в тёплый зал. Я отказался. -Нет, не хочу, здесь посижу. Из мягкого дивана, в котором так удобно вытянулось тело, меня не поднять.  Всё, что можно увидеть, с открытой палубы. Было видно и через огромное окно, у которого я сидел, не слезая с дивана.
 А за окном, ночная мгла. Где то впереди немногочисленная россыпь маленьких огоньков. Там Крым, Керчь. Справа, по ходу парома, яркая ниточка, сплошных фонарей. Это и есть, мост. Яркая ниточка, прочерчивает ночную мглу и удивляет своей длиной и местом нахождения. И лишь, ближе к крымскому берегу, цепочка разрывается, на несколько звеньев.  Становится редкой, являя чёрные пробелы.
 Паром, уже на полпути к крымскому берегу. Не смотря на огромные размеры. Его, ощутимо, покачивает на волнах. Море, есть море.

 
 Крымский берег, встретил, нас, холодной, ночной тишиной. В темноте неба, светящаяся надпись, Крым, Россия.
   Автобус, тихо проезжает мимо отстойника, теперь уже на крымской территории. На нём, автотранспорта побольше. Опять, в основном, грузовые автомобили. Фуры, фургоны. Стоят, молча, рядами, на площадке, или друг за другом, вытянувшись вдоль дороги, водители спят.
 Вот и знакомая дорога в Керчь. Она слегка поднимается в гору. В ранний час пустынна. Горят редкие фонари. После, отремонтированных подъездных путей на переправе, сразу же, как выехали за её пределы, тряска, дорога в выбоинах. Похоже, её не ремонтировали, с моего последнего, сюда, приезда.
 Керчь. Людей на улице нет, к бордюрам прижались припаркованные машины. Всё ещё закрыто. Одинокое такси, с горящей на крыше, вывеской, кого то ждёт. Заезжаем на автовокзал, на две минутки. Остановились,  высадили двух человек и дальше. Рассматривать, особо, нечего. Не смотря, на горящие фонари. Ночью, ничего не видно.
  Опять, тихое урчание мотора. Пассажиры спят. Заснул и я.

 
   Проснулся от толчка. - Феодосия- Объявил старший - стоим пятнадцать минут. Выхожу из автобуса, оглядываюсь. Привокзальная площадь, несколько человек у вокзала. Такси, подъехало и высадило пассажиров. Народ потихоньку просыпается. Да и светлеет. Рядом с вокзалом, уличное кафе, белые столики, стулья.
 Не знаю как описать, но сразу понимаешь, что ты на юге, на курорте. По оформлению, по не видимому, но ощутимому настроению.
 Напротив вокзала, через привокзальную площадь,  монастырь. Обнесённый, невысокой, белого цвета, монастырской стеной, с башенками, по углам. В центре храм. В нишах стены, подсвеченные статуи святых. Всё как в сказке, какое то изящное, фигурное.
 Время, пять часов, утра. По расписанию, мы должны быть уже в Симферополе. Но, похоже, опаздываем часа на три. Судя по невозмутимым водителям и спокойным пассажирам, это, никого не волнует. Опять в путь.


   В серой мгле рассвета, за окном,  изредка, мелькают спящие посёлки, через которые презжаем. В светлеющеем небе, из темноты,  прорисовываются пики минаретов. Природа не радует своим разнообразием. Как то пустынно, уныло.
 Веселей стало, когда высветило солнце. Оказалось, что за окном, живописная местность. Не высокие горы, то поросшие низкорослым лесом, то совсем лысые, необычных форм. Одна, с прямыми, отвесными, склонами. Издали, напоминает огромный куб.  В низинах, туман скрывает, небольшие речушки. А вот, красивое озеро. Над ним, тоже, дымка тумана.
 Посёлки просыпаются, засновали люди. По узкой дороге, нам навстречу, всё больше машин. Всё чаще, нас обгоняют. Утро настало. Жизнь закипела.
 Пейзаж за окном, становится всё эффектнее.  Не высокие горы, устремились ввысь. Они,то приближались к дороге, то убегали совсем далеко. Красивые долины, под нами, стремились от дороги, в сторону, убежавших в даль, гор и с  высоты автобуса, казалось, что мы летим, или плывём над ними.
 Я не заметил, что бы мы, где то сильно поднимались, или опускались. Но пейзаж, постоянно менялся.  Абсолютно ровная, выгоревшая степь, как в Казахстане, сменялась перелесками и холмами, как у нас, на Дону.  Затем, возникали горы. А за ними, опять степь.  Дорога не петляла  и была достаточно ровной.
 Автобус, шёл неспеша и почти не останавливался. Исключением, стала остановка, в каком то городке, вблизи станции технического обслуживания, автобус простоял минут пятнадцать. Водилы, что то выгружали из багажного отделения, смежного с тем, в котором лежали вещи пассажиров. Причину остановки, никто не объяснял.
 Водилы делали своё дело, а пассажиры, подождут.

 
  И так ни шатко, ни валко, мы доехали до Симферополя.
  На подъезде, к столице Крыма, много навостороя. Из ракушечника. Здесь, в Крыму, многие строения, особенно частные, возводятся из этого материала.  Блоки из ракушечника, похожи на привычные нам, шлакоблоки. Но если, у нас стены из шлакоблоков, штукатурят, а затем, красят. То здесь, в Крыму, я подметил, другую особенность. Стены, из блоков ракушечника, не штукатурят и не красят. Редко увидишь, покрашенный дом, или разноцветную крышу. В основном, серый шифер, грязно жёлтый ракушечник. Если и есть цветные крыши. То, в большинстве, зелёного, реже красного цвета, крытые шифером, или кровельным металлом. Металло-черепица, на современных, дорогих домах. Крыши, в основном, плоские. В посёлках, дома скрываются за высокими, глухими заборами, которые то же, в большинстве,  из ракушечника. За заборами, просторные дворы. И по архитектуре и по укладу жизни. Понимаешь, что это, не русские дома.
  Во множестве, строятся ракушечные сарайчики. Небольшое строение, с дверью и одним окном. Окно и дверь могут и не вставляться. Плоская крыша. Всё, дом готов! Участки могут и не огораживаться. Как я понимаю, это  самозахват земли. Быстро, за день, возводится дешёвый сарай, типа построен дом. А дальше, битва за его узаконивание. Вот и на окраинах Симферополя, та же картина. Да и потом, и под Севастополем и на горах Ялты, практически повсюду, взгляд натыкается на такое, "индивидуальное" сарайное, строительство.
 В посёлках городского типа и в Симферополе, а затем и в Евпатории, высотные дома, как правило, панельные, советской постройки.  Сто лет не ремонтированные. Жителям не на,что. А местным властям, по-фигу. Панельки, вид имеют удручающий. Серые, грязные, даже в иной момент кажется, что и ржавые. Так же содержатся и дворы.
 Симферополь, показался мне каким то серым. Да не обидятся на меня, его жители. Видел я немного,  пока ехал до автовокзала. Несколько улиц. Но впечатление, как будто улицы, дома, дороги, деревья, всё  в пыли. Серость преобладает.
 В сравнении с улицами Ростова, я не имею частный сектор и окраины. Значительно отстаёт.
 Но, это как я думаю, не на долго. Года на три, четыре. Был бы мир. А деньги в Крым пойдут. И всё изменится. И дороги отстроят и тротуары поменяют и газоны начнут косить. А стоимость жилья, так она уже сейчас переплюнула Ростовскую.
 Крым, есть Крым.

 
 Автобус, тем временем заехал на автостанцию.- Вам, выходить, здесь - Объявил мне, старший. -Отсюда, автобусы, на Евпаторию.
  Мы вылезли из автобуса, приняли свой "агрегат", из багажного отделения. На моё-Спасибо! - услышал, всё таки, суровое -Пожалуйста.

 Автобус, сдал чуть назад, развернулся и через мгновенье скрылся за поворотом улицы.



         9 октября 2016 г.             В.М.Морозов


  СЛОВО - https://zen.yandex.ru/id/5f523ec5291bb636cfaac9e6