Подарок артисту

Виктор Кутуркин
                Моей маме Романовой Анне Ильиничне, ушедшей из жизни в 2008 году посвящается...
                В этот день Нина Васильевна как обычно стояла на своем рабочем месте у магазина Диета на Садовой улице. На плече лежали футболки, в руках она держала носки и мужские трусы. То, чем она занималась, называлось уличная торговля с рук. Еще пару лет назад, а это было в самом начале девяностых, вся Сенная площадь напоминала послевоенную барахолку, где можно было купить все, от продуктов, одежды и до видеомагнитофонов. Со временем площадь очистили от стихийного рынка, но кое-кто, в основном пенсионеры, продолжали торговать, переместившись поблизости на Садовую улицу. Менты здесь не так гоняли продавцов, да и те издалека завидев человека в милицейской форме, предусмотрительно прятали товар. Правда, однажды они приехали на автобусе и многих забрали, а молодой старлей, руководивший облавой, посоветовал Нине Васильевне оставить это занятие и больше сидеть дома.
-Ты, мамаша, это дело заканчивай! В следующий раз обязательно  будешь платить штраф!
А как тут прекратишь, если пенсия маленькая, да и ту постоянно задерживают. Пенсионерка-блокадница Нина Васильевна жила с внучкой Ириной, которая училась в колледже. Мама Ирины тяжело болела и совсем недавно ушла из жизни, а отец, пристрастившийся к алкоголю, бросил дочь и уехал на родину в город  Пермь. Правда был у Нины Васильевны сын Андрей, но у того свои проблемы. Завод, на котором он работает , лишился половины заказов, зарплата упала да и ту задерживают. Жена получает пособие по безработице и не может найти работу уже несколько месяцев, да сыну студенту еще до окончания института ох как далеко!
Всю свою жизнь, начиная со страшной блокады, Нина Васильевна работала и вышла на заслуженный отдых в конце семидесятых. Заработанной пенсии 120 рублей по ее расчетам должно было хватить на жизнь, но рухнувший СССР похоронил мечты о тихой и спокойной старости. Обесценились вклады, а на пенсию можно было лишь несколько раз сходить в магазин с пугающими ценами на продукты. Раз в неделю навещал сын и приносил котлеты или сардельки из заводской столовой. Так бы и перебивалась Нина Васильевна от пенсии до пенсии, если бы не узнала от знакомой о Троицком рынке, на котором оптом и дешево продавали белье. А где выгодно продать этот товар с небольшой маржой она выяснила довольно быстро. Разумеется на Сенной площади!
Сегодня был обычный день. Утром закупила на Троицком рынке  десяток футболок, мужских трусов и два десятка пар носков. Уже через два часа больше половины товара было распродано. Нина Васильевна уже подсчитывала сегодняшний доход, когда появился покупатель. Это был высокий седой мужчина средних лет. Глаза его смотрели тепло и с улыбкой. Незнакомца интересовали футболки и он выбрал одну из них. Рассчитываясь с покупателем Нина Васильевна не могла отделаться от ощущения , что встречала или где-то видела этого человека.
- Скажите, пожалуйста, где я могла Вас видеть?  Откуда я Вас знаю? Как Вас зовут?
Незнакомец молчал и только улыбался в ответ. Он попрощался и слегка обнял Нину Васильевну.
- Вы мужественная женщина! – сказал он и быстрыми шагами пошел в сторону Невского проспекта.
Через час, распродав весь товар и слегка замерзнув, Нина Васильевна, опираясь на палку, медленно двигалась в сторону метро. Из головы не выходила мысль о загадочном покупателе. Где она могла его видеть?  И только дома она поняла, что футболку у нее сегодня купил известный артист.  Но, как не напрягала Нина Васильевна свою память, вспоминая просмотренные по телевизору фильмы, а в театры и кино она давно не ходила, вспомнить имя и фамилию артиста не могла.
Вечером заскочил сын Андрей, которому наконец выдали долгожданную зарплату. Сели за стол и, за чаем, Нина Васильевна рассказала о неожиданной  встрече. Сына история заинтересовала. В начале семидесятых годов Андрей вместе с женой Еленой очень любили ходить в театр.  В студенческие годы он работал техником – радистом в Доме культуры и, принимал участие в постановках народного театра, знал многих Ленинградских артистов.
- Мамуля!- попросил Андрей. - Опиши, пожалуйста, подробнее этого человека! Как он выглядит?  Я думаю, что мы вспомним его имя и фамилию, если у него такая характерная внешность. И самое главное, ведь совсем рядом, на Фонтанке, располагается мой самый любимый театр!
Задача была не трудной и через несколько минут фамилия популярного артиста была уже известна.
             Сергей Иванович служил в самом известном театре Петербурга, где выдающемуся режиссеру в свое время удалось собрать актерский состав, равного которому не было даже в Европе. Зрительный зал всегда был полон, а достать билеты на спектакли считалось большой удачей. Артистов часто приглашали сниматься лучшие кинорежиссеры, а власти осыпали наградами и званиями. Театр часто бывал на зарубежных гастролях и его знали во многих странах мира. Партнерами Сергея Ивановича были выдающиеся артисты, и он недавно к 55-летию получил звание народного. Так был отмечен его почти тридцатилетний труд в театре и кино. Играл он убедительно, достоверно и только положительных героев. Особенно удавались ему роли военных от рядового до генерала и простых тружеников, любящих свою Родину.
            Но прошли годы и театр, как любой живой организм, вступил в зрелый возраст, а с уходом из жизни главного режиссера стал терять лидирующие позиции. Менялись руководители, режиссеры, стало меньше премьер, и в жизни театра начался застой . В 1991 году изменилась страна и наступили трудные времена. Меньше стали снимать отечественных фильмов и заработки артистов значительно сократились. Это не могло не отразиться на материальном положении Сергея Ивановича и его семьи. Разве в другое время стал бы известный артист покупать нижнее белье на улице, а не в приличном магазине? Также и пожилая блокадница-инвалид Нина Васильевна никогда не стала бы  на морозе торговать нижним бельем с рук. Такие уж наступили времена!
            Теперь, когда фамилия артиста была уже известна Андрею, он решил найти у себя программку к спектаклю с участием Сергея Ивановича. Попросив маму немного подождать, он сбегал домой и принес программку.  Нина Васильевна почему-то не сомневалась, что артист обязательно еще появится на Садовой улице. И, правда, через два дня он снова подошел к ней и поинтересовался ее здоровьем.
             Нина Васильевна очень ждала этой встречи. Достав из-за пазухи программку, она заулыбалась и сказала артисту
             - А мой сын Вас все-таки вычислил! Напишите ему что-нибудь, пожалуйста! Мы Вас очень любим!
             
  Достав авторучку, каллиграфическим почерком Сергей Иванович написал на программке:
               "Андрей! Будь счастлив и здоров! С любовью!
               Народный артист России
                ПОДПИСЬ                26. 03. 1996 г."
               
- Можно Вам сделать подарок? – поинтересовалась Нина Васильевна, и, достав из пакета футболку, протянула ее артисту.
-  Возьмите, пожалуйста! Правда в самом низу есть небольшая дырка, но она почти не заметна. Я продавать ее не буду!
               Как не отказывался Сергей Иванович, но подарок пришлось взять. Положив футболку в портфель, он обнял и поцеловал растроганную Нину Васильевну. Затем повернулся и быстрыми шагами направился к театру.
               
Примечание – Все имена в рассказе изменены и не соответствуют действительности.                P.S.         Моя мама Романова Анна Ильинична умерла в январе 2008 года
             Народный артист Неведомский Леонид Витальевич  ушел из жизни в июне 2018 года.