глава 4 Хрустальная сказка. Корабельный кот

Кирилл Петерс
   В выходные потеплело – погода наладилась, и вся семья собралась в магазин, где была заранее заказана люстра, которую давно было обещано повесить в комнате Дениса.

   Эту люстру Дениска увидел в витрине ещё в начале осени и... остолбенел!
Это был огромный парусный корабль, точнее, это был металлический каркас в виде стройного фрегата, с висящими на нём хрустальными, слегка подрагивающими подвесками. "Хрустальная сказка", как он его потом называл.
 – Дениска, что ты здесь делаешь?! – удивлённый голос мамы.
  Дениска вздрогнул от неожиданности.
 – Да так... ничего... Смотрю просто.
  Мама удивлённо вскинула брови:
 – На что?!
 – Да ни на что, – неловко сказал Денис, ковыряя пальцем низкий железный карниз. – Пойдём домой, я голодный, у нас сегодня столовка не работала.
  Но мама, хитро прищурившись, сказала:
 – А ну-ка, пойдём со мной!
 
 – А я давно за вашим сыном наблюдаю. Вот уже почти два месяца, каждый божий день стоит на улице и глядит на парусник, – говорит маме весёлый, рыжеволосый продавец-консультант Борис. – А в магазин ни разу не заходил. Сегодня первый раз с вами. Вообще, я вам скажу – выбор замечательный! У вашего сына хороший вкус!
  Мама с любопытством посмотрела на Дениса, ободрительно улыбнувшись, погладила его по плечу, тот неловко опустил глаза и стал с неподдельным интересом разглядывать носки ботинок.
 – Вы знаете, эта люстра изготавливается только на заказ. По согласованию с заказчиком, мы можем изменить размеры светильника, количество источников света, цвет фурнитуры и многое другое...  Своей роскошью люстра-фрегат может соперничать с кают-компаниями океанских лайнеров. Очертания люстры напоминают легендарные русские парусники военного и торгового флотов, – говорил Борис заученные фразы. – Ей многие интересуются, но... цена, сами понимаете...
 – Даааа, ценааааа! – протянула мама.
  Денис вздохнул. Глянув в последний раз на фрегат, потянул маму из магазина.
 

   И вот сейчас... они наконец-то поедут за "Хрустальной сказкой". Даже не верится! Денис вспомнил самое главное – летящую тень фрегата, стремительную, лёгкую, полупрозрачную, с тысячей рассыпающихся искорок от дрожащих подвесок... Тень фрегата будто неслась в океанских просторах навстречу приключениям.
  Он, поморщившись, посмотрел на свою люстру – "паук", как показалось мальчику, слегка загрустил.
  "Ага, будешь знать! Чуешь, да?! То-то же!"
  "Да я же не виноват..." – тень едва качнулась – "Не хотел я тебя пугать. Да ты уже и не боишься меня совсем. Разве ты ещё не понял этого?"
  Дениска прислушался к себе. "А ведь верно!" – страха не было, была лёгкая грусть.
  Он взглянул напоследок на люстру, на тень.
"Ты сейчас похож на того смешного кота, которого в прошлом году нарисовала Оксанка в «художке». Точно, вот – длиннющий хвост, усы, вот – такие же длинные лапы, одну поджал, прямо как на её картине! Как это тебе удалось?!"
  Тень "кота" молчала.

 
  Люстру торжественно внесли в гостиную, аккуратно поставили на журнальный столик. Комната заполнилась красивым мелодичным звоном, по стенам рассыпались радужные искорки.
 – Красота-то какая! – воскликнула мама. – Спасибо тебе, Динька!
 – А мне-то за что?! – радостно удивился Денис.
 – Подарил нам ощущение праздника, Сказки! – улыбнулась мама. – Сейчас папа снимет твоего "паука".
 – Ага, я только свой "волшебный чемоданчик" принесу, – весело подмигнул папа, выходя в коридор за инструментами.
  Настька восторженно смотрела на фрегат. Молчала.
 – Смотри, – сказала мама Денису, жестами показывая на сестру, – она тоже в восторге. 
 Денис задумчиво улыбнулся.
 – Мам, я поговорить хотел, об этом как раз...
 – Что случилось, Дись?
 – Да понимаешь... Я просто передумал...
 – Передумал? О чём ты, Диньчик?
 – О люстре... Мам, давай её тут повесим – в гостиной. Это её место! Этот фрегат будет нас всех объединять. Ты только представь: сидим мы все вместе за большим столом и читаем вслух какие-нибудь морские истории, а фрегат покачивается, как на волнах... Красиво, да?
 – Красиво, конечно! Но только как же твой "паук"?
 – А нет никакого "паука". Есть хулиганистый "корабельный кот" с нелёгкой судьбой и вреднючим характером.
 – Это что-то новенькое! – удивлённо мигая, улыбнулась мама.
 – Да, долго рассказывать, – махнув рукой, сказал Денис. – Вы просто сделайте, как я прошу.
 – Слушай, а куда же мы нашу денем? Она ведь тоже новая! Под цвет штор и обоев подбиралась, – растерянно сказала мама.
 – Ну, мам, что здесь сравнивать?! Фрегат и этот "хайтек"! Ты чего?!
 – Ты прав, конечно! И этот Борис... Что он там говорил про кают-компании океанских лайнеров? – озорно спросила мама. – Будем сидеть вечерами и представлять, что мы плывём в океане... Красиво...
 Мама мечтательно вздохнула.
 – А люстру эту, – подхватив общий настрой, сказал незаметно подошедший папа, показывая на висящую в гостиной современную абстракцию, – мы отвезём на дачу.

   У всех возникло ощущение, что фрегат был здесь всегда; и что за окнами ни мороз и заснеженный дворик, а ласковое южное солнце, лазурное море, тёплый бриз; и что они так давно уже плывут, под мужественный романтизм Стивенсона и Гумилёва, под волшебную романтику Грина... Плывут навстречу приключениям, вместе с героями любимых книг.

   В новогоднюю ночь было весело и грустно. Знаете, так бывает в Новый год, когда вроде бы всё вокруг хорошо: подарки, мама нарядная и красивая рядом с ёлкой, от которой так чудесно пахнет хвоей, вокруг мандарины, конфеты, которыми Настёнка "уже так объелась, что больше не лезут", фейерверки, бабахающие каждые три минуты, новый каток на улице Паустовского, на котором можно кататься совершенно бесплатно – до утра, рассказ вернувшегося с горнолыжного курорта Саньки – о том, как здОрово он провёл время с семьёй и почти ни разу не упал, и конечно, фрегат...
 
  Омрачало эту радость только отсутствие Лёньки, которого никуда не выпускали. К тому же, в канун Нового года, он опять слёг с температурой. Вот ведь, "повезло – так повезло"!
   

   Зато Дениска подружился с тенью "корабельного кота".
  "Ну, как дела, Пират? Всё шалишь?" – подмигнул Денис, заглядывая в комнату.
  Приручённая тень обиженно качнулась и, укоризненно вздохнув, спросила:
  "Ты где так долго пропадал?"
  "На каток ходил, а потом к Лёньке заскочил – он уже почти поправился. Тебе привет от него!"
  "Ага, конечно! Будет врать то! Дождёшься от вас, кажется! Знаю я вас!" – "кот", недовольно выгнув спину, метнулся в угол. – Пока я для вас казался "пауком", только и разговоров было – обо мне. А теперь?! За целый день ни разу не вспомнили. Вот доведёте – сделаюсь снова "пауком"! Будете знать!"
  "Я тебе сделаюсь! Только попробуй! Живо тогда сменю на фрегат! Тоже мне – "пушистое членистоногое", – усмехнулся Денис, и тут же, что-то вспомнив, прищурил глаза:
 "Ну-ка, ну-ка, а ты сам-то где шлялся всю ночь, разбойничья морда?! А?! Думаешь, я ничего не знаю?! Ишь, какой деловой! Хорошо устроился, нечего сказать! Он, значит, будет шастать по ночам, а я должен в последние дни каникул дома торчать?! Ну уж нет – фигушки!"
  "Да ладно тебе, завёлся опять, – примирительно потягиваясь, сказал "кот". – Давай, я тебе лучше промурлычу твою любимую "пиратскую колыбельную"?
  "А чего это ты таким ласковым сразу заделался? А?! – подозрительно посмотрев на притихшего в углу "кота", спросил Денис. – Опять нашкодил?! Рассказывай, чего натворил!"
  "Да ничего я не натворил!"
  "Ага, конечно, ничего! А завтра опять Анастасия Павловна будет жаловаться, что кто-то загнал на крышу её бедного Маркизика?!"
  "Это он меня загнал! Я-то тут при чём?! Я что виноват, что у ваших местных котов дурацкая привычка гоняться за тенью?! Я ему говорю: "Отстань, зараза, гоняйся за своим хвостом! А он... бестолковый какой-то".
  "Так для тебя же на любую крышу в полсекунды взлететь, а бедного котяру полдня спасатели стащить пытались! Он же всю округу своими истошными воплями переполошил! Анастасию Павловну чуть удар не хватил! Не стыдно?!"
  "Сам виноват – не будет в следующий раз бросаться! Чего на меня наскакивать? Тоже мне – нашёл развлечение!"
  "Да что бы с тобой случилось-то?! Ты же тень!"
  "Я не просто тень! – гневно вспыхнул "кот", запрыгивая на шкаф. – Я – тень знаменитого кота-мореплавателя, лучшего охотника на крыс, и, наконец, любимца, помощника и талисмана самого Фрэнсиса Дрейка! Я, к твоему сведению, обошёл..."
  "Ой, не начинай! Знаю я наизусть уже и про ваше кругосветное плаванье, и про победу в Гравелинском сражении, и про картофель, который вы привезли в Европу... Что, рассказывать больше не о чём?!"
  "Я вообще тебе больше ничего не скажу!" – "кот" обиженно отвернулся к стене.
  "Так уж и ничего?" – скептически усмехнулся Денис.
  "Ничего", – буркнул "кот".
  "Не скажешь?"
  "Не скажу! И про то, где был сегодня ночью – тоже!" – тень показала язык.
  "Ну и не говори! Можно подумать, ты собирался?"
  "Собирался".
  "А теперь передумал?"
  "Передумал", – тень недовольно махнула хвостом.
  "Да ладно, хорош дуться! Рассказывай давай!"
  "Не буду", – "кот" капризно шевельнул усами.
  "Ну, расскажи, "кис-кис-кис", – самым ласковым голосом, на какой только был способен, сказал Денис. – А я тебе принесу тень большущей миски со сметанкой. Свеженькой! Вкусной-превкусной! Хочешь? Ты же любишь!"
  "Так нечестно! Это удар ниже пояса! – возмутился "кот". – Ты же знаешь, что я не смогу отказаться!"
  "Ну так что? Скажешь?"
  "Скажу. Всё равно ведь узнаешь, – сказал "кот", запрыгивая на подоконник. – А у тебя сметанка, правда, есть?"
  "Правда. Зачем мне врать?! Ну, не томи, рассказывай! Самому ведь, наверное, не терпится?!".
  "Ну ладно... Собственно говоря, я и так собирался всё рассказать, – плавным, тихим, убаюкивающим голосом начал "кот".
  "Ты что, издеваешься?! Говори уже!"
  "Да что говорить?! Полночи за твоей кошмарной мышью гонялись! Ой, ну то есть ни твоей, конечно, – Настькиной!"
  "Ну и как?"
  "Еле-еле выследили! Хитрая, как дочь Ренара!* Столько времени следы запутывала! Но теперь – всё! Теперь мы знаем, где её логово. Никуда она теперь от нас, голубушка, не денется!"
  "Ты мне это и в прошлый раз говорил! А завтра, между прочим, уже – Рождество!"
  "Я знаю. Но на этот раз всё – точно!" – сказал "кот", спрыгивая на пол и мягко устраиваясь в ногах Дениса, тихо мурлыча "пиратскую колыбельную".
 

--------------------------------------------------------------
* (Ренар (фр. Renard, Рейнеке) — герой французской средневековой сатирической эпопеи — «Романа о Лисе» («Roman de Renard»), памятника французской городской литературы конца XII—XIV вв. Этот эпос пользовался огромной популярностью и у соседних с французами германских народов (фламандцы, голландцы, немцы, англичане), которые внесли существенный вклад в развитие образов поэмы).