Гость

Эразм Гальстрафов
– Ну, это слишком примитивный подход, – ОН внимательно посмотрел на меня сквозь стёкла своих непонятных очков.
– Рациональный, – воспротивился я. – И полностью соответствующий действительному положению вещей. Не противоречащий здравому смыслу и жизненному опыту. Моему… и других людей.
– Здравый смысл! – он усмехнулся. – Здравый смысл и жизненный опыт далеко не всегда способны вывести нас к истине. Видите ли, люди вашей эпохи, здравомыслящие, как вы изволили выразиться, люди определяют Действительность как нечто строго объективное и независящее от воли и восприятия конкретного субъекта…
– А разве это не так? – я не удержался и перебил гостя. – Признание объективности реальности, это единственный путь к познанию мира. Разве восход солнца зависит от восприятия человека? Разве слепец, неспособный увидеть его, волен отменить наступление нового дня? А может жар, что даёт нам огонь, это всего лишь следствие нашего желания согреться или вскипятить воду?
Он замотал головой.
– Вы пытаетесь увести наш разговор в сторону. Я ни в коем разе не собираюсь подвергать сомнению объективность законов природы. Термоядерные реакции в недрах звёзд, гравитация и даже погода, всё это действительно объективно. Но вот Время…
– А что время? – я решил добить его своей твёрдостью и заставить признать мою правоту. – Время, такой же физический параметр, как масса или температура. К его течению человек не имеет никакого отношения.
– Не скажите, – он вдруг снял очки, и я увидел, что глаза у него красные, воспалённые.
Мой гость встал и сделал несколько шагов по комнате.
– Я тут без вас посмотрел… эээ… – он указал на мой, недавно купленный плазменный телевизор, – ФИЛЬМ. В нём рассказывалось о том, как один весьма образованный человек соорудил у себя дома… примерно в такой же, как у вас квартире, чудесный прибор. С помощью которого извлёк из прошлых времён некую личность. Да, это был настоящий средневековый тиран… ЦАРЬ, Иоан Васильевич… так он себя называл.
– А, – махнул я рукой, – «Иван Васильевич меняет профессию»! Так это же фантастика. И даже не научная, а скорее антинаучная.
– Да, там так и было написано, в самом начале, – мой гость впервые проявил признаки волнения, видимо ему стало надоедать, что я его так часто перебиваю. Я пообещал себе быть сдержаннее.
 – И всё-таки, представьте, что при помощи этих… транзисторов, так кажется, был создан прототип устройства, способный перемещать человека из эпохи в эпоху. Я не настаиваю, что такое возможно, но пусть это будет допущением. Сделаем этот факт объективным, как вы говорите, параметром. Договорились?
Я на секунду задумался, а затем кивнул головой.
– Отлично, – гость снова уселся в кресло и водрузил на переносицу свои окуляры.
Я вдруг почувствовал, что наш разговор вот-вот должен переместиться в какое-то новое русло. Словно бы незнакомец собирался открыть мне нечто сакральное. Но только для того лишь, чтобы переубедить и сделать своим адептом. Я постарался придать лицу суровое выражение. Мол, не так-то просто нас объегорить.
Однако гость выглядел чрезвычайно дружелюбно. Я даже на миг устыдился своих подозрений.
– Вы знаете, мне очень понравилось это произведение, – сказал он.
– Да, фильм хороший. Смешной, – как-то рассеянно согласился я.
– Мне трудно судить о художественной стороне, – уточнил он, – но вот идеи… Вы помните то место, где красивая женщина объясняет этому неприятному типу Якину, что перед ними настоящий Иван Грозный, а тот недоумевает: «Как, ведь он же давно умер»?
– А царь ещё пытается уточнить, кто умер…
– Точно! А теперь смотрите, что получается. Для Зины и Якина этот Иоан действительно умер, так как жил за несколько столетий до их времени, но для самого царя подобное утверждение не соответствует действительности, потому что он жив и прекрасно себя чувствует. Находится, так сказать, в состоянии полного расцвета творческих сил.
– Ну, тут вы себя сами и подловили, – теперь усмехаться пришла моя очередь. – Царь жив только потому, что находится в Настоящем, по времени действия фильма, конечно. Именно то, что Шурик вытащил его из Прошлого и делает его живым.
– Вы хотите сказать, что как только инженер Тимофеев отправит Ивана Васильевича обратно в его родную эпоху, тот сразу и умрёт? – на его губах снова появилась довольная улыбка.
Но я не обратил на неё никакого внимания. Меня как обухом по голове ударили. Ведь и в самом деле…
– Вот видите, вы начинаете понимать. Иван Васильевич, вернувшись в свой шестнадцатый век, останется таким же живым и здоровым. Для него ничего не изменится. Он просто будет помнить, как совершил ПУТЕШЕСТВИЕ.
Я прищурился.
– То есть Иван Грозный жив в Прошлом, но для обитателей XX века…
– Он мёртв.
Гость пристально посмотрел на меня и чётко произнёс:
– Но если через пару лет Шурик снова «закрутит свою Машину» и «пронзит Пространство и Время», то он опять встретит живого Ивана Грозного. Разве что, немного постаревшего.
– И какой итог вы подведёте под всем сказанным?
Гость пожал плечами:
– Вы и сами это сделаете не хуже меня. Попробуйте. Ну, что вы скажете?
– Время субъективно. Его течение зависит лишь от того, кто воспринимает его. Пока я жив, существует только НАСТОЯЩЕЕ,
– Браво! – воскликнул он. – Для каждого мыслящего субъекта существует только его Время. И в эту самую секунду Иван Грозный восседает на троне и наводит ужас на своих поданных. Только это происходит в ЕГО НАСТОЯЩЕМ. С другой стороны, для кого-то и вы, живущие сейчас, не более чем призраки Прошлого.
Я проглотил вставший в горле комок.
– Да. Как-то не очень весело вы всё это завершили.
– Не расстраивайтесь. Это ведь только одна сторона медали, – он ободряюще подмигнул мне.
– И что же выбито на другой?
– Скажите, какое самое яркое впечатление осталось у вас от детства, молодости? – спросил он.
Я задумался. Вопрос, заданный незнакомцем, признаться, поставил меня в тупик. Что было лучшего? Да само детство, сама юность и были лучшим! Сейчас, по прошествии лет, я могу с уверенностью заявить об этом. Я оглядываюсь назад, смотрю в прошлое… мама, папа, лучшие друзья, первая любовь – один лишь яркий, невообразимо прекрасный свет!
– А ведь то время никуда не делось, – тихо произнёс ОН и я понял, что всё, что я чувствовал в данный момент, отражается у меня на лице.
– Оно никуда не делось, – повторил ОН. – Потому что Время не может пройти, не может истечь, не может кануть в лету. Оно было, есть и будет. А по сему, возвращаясь к началу нашего разговора, я вынужден возразить вам.
Незнакомец откинулся на спинку кресла и завёл руки за голову.
– Время не является одним лишь мерилом темпа событий, происходящих во Вселенной. Оно, как и Пространство весьма вещественно, осязаемо и в большой степени субъективно. И даже больше. Оно подвержено субъективному воздействию.
– Вы хотите сказать, что человек способен управлять своим Временем?
В этот момент запищал зуммер и циферблат часов на запястье у незнакомца засветился рубиновым светом.
– К сожалению, мне пора, – гость поднялся с кресла, сделал шаг в мою сторону и протянул руку.
Но пожать я её не успел. Я замешкался буквально на секунду, а в следующее мгновение незнакомец исчез. Просто растаял в воздухе.

***

Что это было? И кем был ОН? Не знаю. В тот вечер я вернулся домой как обычно, а гость уже находился в моей квартире. Мне почему-то даже в голову не пришло поинтересоваться, кто он, как проник в моё жилище и зачем он это сделал. Мы и разговаривали то не более часа. Правда мне этого хватило с лихвой. Вряд ли я когда-нибудь забуду этот разговор…

***

В Комиссию внутреннего контроля Совета Хрононавтики Земли.
Рапорт.
По поводу несанкционированного отклонения от предутверждённой программы темпоральных исследований хроносектора 18-36, мною представлен данный рапорт.
Являясь агентом класса «А», что подразумевает расширенные полномочия в плане принятия оперативных решений, я совершил некоторые незапланированные заранее действия.
Первое. Прервал возвращение на хронобазу из сектора 18-36 своего темпорального фантома с выходом в Реальность в секторе 14-21. Выход был осуществлён в максимальной материальной комплектации фантома.
Второе. Посредством темпорального фантома произвёл аудиовизуальный контакт с представителем текущего Настоящего. Представитель: количество – один человек, пол – мужской, возраст – сорок два года, форм-фактор интеллекта – исследовательски-технический, уровень – восемьдесят девять стандартных единиц.
Третье. В беседе с аборигеном в завуалированной форме изложил основные постулаты теории субъективности Хронопространства. Степень информационной наполненности переданного была подобрана таким образом, чтобы объект контакта получил достаточное количество материала для разработки простейшего метода фантомно-темпоральных перемещений без применения технических средств, посредством использования только лишь интеллектуально-биологических ресурсов (степень материализации фантома – не более ноль целых, одна десятая процента). Предполагаемый период создания и освоения техники ФТП объектом контакта – от семи до двенадцати лет.
Причины принятия решения и целесообразность действий.
Проводя исследования в хроносекторе 18-36, я получил доказательства того, что анохронизмы, беспокоящие членов Комиссии по контролю за чистотой хронологических экспериментов, являются следствием воздействия на Хронопространство темпоральных фантомов неустановленной принадлежности (так называемых «диких» фантомов). Источник возникновения этих диких фантомов мною был обнаружен – сектор 14-21. С большой долей вероятности я смог определить и владельца фантомов – им являлся абориген, с которым я впоследствии осуществил контакт. Как известно, представили сектора 14-21 (19-22 века христианской эры) не располагали необходимыми знаниями о Хронопространстве и не умели создавать темпоральные фантомы. Таким образом возникало противоречие, хотя и не несущее реальной угрозы (так как дикие фантомы имели чрезвычайно низкую степень материализации), но мешающее построению максимально точной виртуальной модели Хронопространства.
Проанализировав информацию, я пришёл к выводу, что в моих силах устранить данное противоречие, для чего требовалось снабдить вычисленного аборигена строго дозированной порцией знаний. Что и было мною совершено.
С уважением к членам Комиссии, хрононавт класса «А» Тинг Дорн. День 19, месяц Аливерт, год 73146 пасторианской эры.