Поколение навечно молодых

Герман Андреевич Ануфриев
Каждый раз с необычным волнением просматриваю кинофильм режиссёра С.А.Герасимова  «Семеро смелых», любуюсь замечательной игрой красавицы Тамары Макаровой. Причина моего особого внимания к сюжету в том, что этот фильм о моей маме Ануфриевой Клавдии Александровне, которая после окончания учёбы в Ленинграде, не задумываясь, приняла предложение руководства ехать на длительную зимовку побережья Арктики в качестве инженера – аэролога.

 Произошло это значительно раньше выхода фильма на экран. Мама была молода, энергична, красива не менее героини фильма, спортивна, прекрасно плавала, ходила на лыжах, умела стрелять из ружья, боевой винтовки, пистолета, ориентироваться по компасу.

 В период её учёбы знаменитый профессор Молчанов разработал радиозонд, который запускался в атмосферу на большие высоты шарами, заполненными водородом. Запускаемый компактный радиопередатчик давал необходимые сведения о погоде на высотах. Аэрология стала профессией моей мамы.

Она принимала по приёмнику сигналы запущенного радиопередатчика и после обработки имела полное представление о погоде на большой высоте с последующей передачей полученных сведений в радиоцентр.  "Индига" – так называлось место её первой зимовки на побережье Карского моря.

 В любую погоду круглосуточно поддерживались все сроки наблюдений. Во время снежной пурги, при полном отсутствии видимости зимовщикам приходилось переходить, держась за верёвку заранее протянутой к площадке метеоприборов. Основа службы погоды Арктического региона – метеостанции, расположенные по всему его побережью, включая многие острова.

 Данные метеорологов в виде множества цифр, знаков расшифровываются, превращаются в значения температуры, давления, влажности, скорости ветра. После анализа сведений синоптики рисуют на карте кольца областей высокого и низкого давления – антициклоны и циклоны, прочёркиваются линии атмосферных фронтов. Так рождается прогноз.

 С наступлением лета зимовка коллектива метеостанции «Индига» завершилась, прибыла очередная смена полярников. Позади осталась полярная ночь с обжигающими ветрами, постоянная борьба с снежными заносами, нелёгкая, но интересная работа по специальности с множеством проблем, как всякое новое дело.

Однако молодой специалист первую зимовку выдержала с честью, была поощрена руководством. Свой первый заслуженный отпуск проводила у моря, в Гаграх, восхищая отдыхающих на пляже смелыми прыжками в воду с большой высоты и дальними заплывами.

После отдыха -  новая длительная командировка, но на побережье не Карского моря, а Баренцева. Метеостанция  «Цып – Наволок» - её новое место работы, расположенное в восточной части побережья полуострова Рыбачий, рядом с маяком того же названия. Обычная работа полярников – метеорологов продолжалась.

 Смотрителями маяка Цып-Наволок была немолодая пара супругов. Мама дружила с ними долгие годы, даже  после их переезда на Большую землю.  По крутой лестнице часто поднималась на смотровую площадку маяка, рассматривала в бинокль суда, проходящие мимо, разумеется, не предполагая, что через много лет среди них будет и судно её сына.

 С наступлением сумерек любила наблюдать, как включается маяк в работу, иногда просила разрешения смотрителя самой нажать кнопку запуска, что ей очень нравилось. Она считала, что открывающийся за много миль огонь маяка Цып – Наволок  -  предшественник большой радости всех моряков, возвращающихся в родной порт. Как она была права!

 Наступили тридцатые годы, а с ними замужество, рождение сына, работа в «Мурманской службе погоды». Начавшаяся война разъединила нас и соединила только после значительных усилий в конце 1942 года.

 В самые тяжёлые первые годы войны её направили организовать службу аэрологии на военном аэродроме Ваенга  ( ныне  Североморск ), где воевали известные лётчики: Б.Ф.Сафонов, П.Г.Сгибнев, П.С.Кутахов.

 Аэродром часто бомбили. Однажды внезапный налёт застал её в момент прохождения мимо кладбища лётчиков, пришлось залечь между могил, ибо немцы не только бомбили, но и вели огонь из пулемётов, к счастью, осталась жива.

 На ноябрьские праздники к лётчикам прибыл командующий Северным флотом адмирал А.Г. Головко. После торжественной части, награждений и небольшого фуршета были объявлены танцы. во время которых адмирал пригласил маму на тур вальса.

 Этот эпизод она конечно вспомнила, когда через много лет , проходя Новодевичьем кладбищем случайно оказалась у могилы адмирала А.Г.Головко очень рано ушедшим.

 В начале 1943 года руководство Гидрографического отдела С.Ф.  направило Ануфриеву К.А. работать на метеостанцию города Полярное ( ныне Полярный ). Из Мурманска мы вышли на пароходе Сосновец, что особенно мне запомнилось.

 Полярное – основная база подводных лодок Северного флота. Война продолжалась,  но авиационные налёты имели место значительно реже. Лодки уходили в боевые походы, к сожалению, возвращались не все. Война шла к завершению, наконец, наступил долгожданный День Победы.

 В середине пятидесятых я оканчивал школу, собираясь поступать в мореходку. В это же время маму направили в очередную командировку на борту теплохода «Байкал» под флагом ВМФ, без указания места назначения. Я провожал её.

Через много лет, работая капитаном, видел, как бездарное военное командование посадило этот замечательный теплоход на камни губы Лодейное, оставив разрушаться на месте посадки.

 Через полгода я узнал, что конечным пунктом командировки был остров Новая Земля, где проводились испытания атомных бомб в атмосфере. Среди многих генералов, адмиралов, маршалов она была единственной женщиной на полигоне.

 Перед взрывом требовались аэрологические данные о направлении перемещения воздушных масс на больших высотах. Эти сведения все ждали от неё, ибо здесь требовался солидный опыт и большая ответственность.

 Наконец, необходимый прогноз был выдан и взрывное устройство приведено в действие. Испытание прошло по намеченному плану. Из командировки она возвращалась вместе с другими пассажирами на боевом корабле. На всём переходе их сопровождал жестокий шторм.

 Командир уступил маме свою каюту и очень удивился, что кроме неё все пассажиры – мужчины укачались, пищу не принимали. Это был её последний экзамен на выдержку морской стихии.

  Вскоре она получила новое назначение: метеостанция военной базы Лиинахамари, сравнительно недавно освобождённой от немцев. Город Полярный мы покинули вместе навсегда,  я – на учёбу, мама – к новому месту работы. В Лиинахамари ей предстояло внедрить новое в аэрологии: слежение за запущенным зондом не по радио, а с помощью радара.

  Однако, подошло время выхода на пенсию, по причине чего она с отчимом вступает в кооператив и переезжает в Москву.  Здесь её основная задача  -  восполнить все пропущенные духовные ценности за время войны и работы, чем она очень активно занималась до конца своих дней.


При возвращении в порт после длительного рейса в северных широтах следуем по проложенному мною курсу.  Как- то штурмана спросили меня:
-  Герман Андреевич, почему вы постоянно прокладываете курс при возвращении на маяк Цып – Наволок,  ведь дальность видимости маяка Кильдин значительно больше.
-   Потому, ребята, что только маяк  Цып – Наволок всегда искренне радуется нашему возвращению в порт.
Кажется, я их не особенно убедил.