Исповедь незнакомки

Валентина Егорова
   Теплым осенним днем я возвращалась из Риги домой в Вильнюс . Дорога предстояла долгая мимо могучих лесов, чудесных озер.  В автобусе свободных мест было  много, но когда вошла невысокого роста моложавая блондинка, напомнившая актрису Ларису Вербицкую, то мне   захотелось, чтобы она села рядом .  Дама, словно угадав мои мысли, так и поступила, чему я была рада.

  Вначале мы делились впечатлениями о природе, окружающей нас, а познакомившись поближе, я узнала, что попутчица не так уж и молода, как выглядит. Одета скромно, но со вкусом.  Приятная улыбка с её лица практически не сходила. Аушра, так звали мою соседку, оказалась интересной   женщиной. Незаметно между нами завязалась ничего не значащая беседа, которая позже переросла в доверительный разговор. Как часто случается в пути, незнакомые люди могут поделиться с чужими самыми сокровенными мыслями, которые не решаться доверить  своим близким.
   
  Общались  мы   на литовском языке, но  Аушра   хорошо знала и русский.  Она часто получала сообщения по телефону , извиняясь, отвечала на них. А я, любуясь    прекрасными пейзажами за окном, иногда делала заметки в блокноте о том, что особенно привлекало мой взор.

Аушра   поинтересовалась, что я записываю? Пришлось признаться, что иногда сочиняю рассказы.

-Так вы писательница? – с удивлением и даже некоей радостью спросила незнакомка.
-Я только начинающая, бывает так, что воспоминания детства или особенные случаи из жизни переполняют мою душу и заставляют    взяться за перо.
 
   Узнав это, Аушра   изъявила желание   поделиться со мной одной тайной.
-  Мне хотелось бы не только поведать вам эту историю, но и узнать ваше мнение по некоторым вопросам, волнующим меня. 
 
 Я была    польщена   доверием спутницы и сказала, что   мне будет очень
 приятно выслушать её.

Рассказывала она по-литовски,    а порой, волнуясь, переходила на русский, предполагая, что    так будет понятнее мне.  Останавливалась  в нерешительности , иногда вопросительно смотрела на меня   ясными голубыми глазами. В конце своего повествования попутчица добавила, что если   возникнет   желание, то могу написать об этом, изменив имена.
 
Её   искренняя исповедь произвела на меня сильное впечатление, поэтому мне захотелось  передать эту необычную историю любви:

- Всю жизнь я провела в маленьком городке. Слыву домоседкой , люблю свой дом,  сад, и мне очень нравится принимать гостей. Год  , как не стало мамы, теперь за больным отцом присматриваю сама. Дочь повзрослела и живет отдельно.
Аушра замолчала, поглощенная   мыслями, чувствовалось, что ей трудно продолжать. Потом вновь послышался приятный голос:

-Несколько лет назад я стала получать по телефону письма от незнакомого мужчины.    В них были то стихи литовских поэтов о любви, то сонеты Шекспира. Вначале, будучи в недоумении, я на них никак не реагировала. Так прошёл целый год.  Я привыкла к красивым стихам и не заметила, как стала их ждать… Длительный интерес и внимание незнакомца побудили меня отвечать ему тоже поэтическими строчками. И я стала дописывать продолжение начатых стихов из известных мне произведений,.. а однажды в сообщении спросила: « Кто ты, ветер, приносящий мне чудесные строки с балтийского берега, или человек? Покажись!»

Мужчина   назвался «ветром» и предложил   встретиться при условии,   что я буду одна, в противном случае   он ко мне не подойдёт. Вечером в назначенное время я пришла к морю. Сзади незаметно ко мне подошёл мужчина и,обняв за плечи, произнес: «Я - твой ветер».

 Увидев его, я оторопела… Ведь ранее неоднократно встречала этого человека. Много раз наблюдала за ним. Знала походку, поворот головы, жесты и очень знакомый голос… Эти руки я видела сотни раз, и теперь они касались меня. Его глаза, всегда спокойные и безучастные, блестели и смотрели   на меня…  Это было сильным потрясением… Я долго не могла прийти в себя, испытывая широкий спектр чувств: испуг, изумление, озадаченность, нерешительность.
 
Аушра остановилась, словно сомневаясь, продолжать ли далее рассказ. Но все-таки решилась вновь заговорить, разрывая тишину отдельными фразами, мыслями. Было видно, что она желает высказаться, но старается упускать дорогие сердцу подробности, выдавая только голые факты.

- Нас было двое на пустынном берегу дикого пляжа… Не помню, как долго находилась в оцепенении… И только внезапно разгулявшееся   море помогло мне выйти из странного состояния, окатив своими холодными брызгами… Я и представить не могла, что    человек, стоящий передо мной, способен   флиртовать с женщиной.   Не ожидала от него подобных безумств, так как считала  недосягаемым, что вызвало   ещё больший интерес к  его особе. Как мог такой необычный человек заинтересоваться простой медсестрой?  Он знал обо мне практически всё… Этот мужчина, кажется, обладал каким-то гипнотическим свойством:  его движения, жесты, проявление чувств завораживали.  Я почти физически ощущала, как его власть  надо мной растёт прямо на глазах. С какой силой эта власть манила и подчиняла меня ,с такой же силой я пыталась ей сопротивляться. Но...но устоять   не смогла и  просто потянулась за ним. После того  вечера мы стали тайно встречаться.   До этого момента мне и в голову не пришла бы мысль о… о близости с ним. Знакомство с такой личностью обогатило, изменило жизнь, наполнило новыми красками и знаниями, ведь он очень образован и умён.
 
  У меня, конечно, возник вопрос: кем же  оказался   этот человек? И решилась спросить. Но   незнакомка назвала только имя Роберт, так как в определённых кругах он многим известен.  Я, подумав, что, возможно, он наш популярный актёр или политик,  более не интересовалась, чем   на самом деле занимается её друг. А в   мыслях уже зарождался красивый   любовный роман.

Спутница, по-прибалтийски сдержанная и несуетливая, неторопливо продолжила рассказ, умело скрывая эмоции   за отстраненным спокойствием, полуулыбкой.  Аушра призналась, что полюбила его , хотя   он очень противоречивый человек.   Харизматичен, обладает высоким интеллектом, всем интересен и   уважаем,  но   высокомерие , мрачноватый  взгляд на жизнь  и замкнутость порой  отпугивают.
 
-И  в чем это выражается?- поинтересовалась я.
 
- Его придирчивость стала причиной наших ссор.   Иногда после раздоров он   пытается изменить ситуацию, присылает письма, звонит как ни в чём не бывало, но моё оскорбленное самолюбие не позволяет сразу отвечать.

  Мне показалось, что  Аушра очень самостоятельна, рассчитывает только на себя, любит   руководить   и редко идёт на уступки. Она и сама понимает, что с ней трудно найти компромисс, так как обладает мужскими чертами характера.

  Слушая приятный голос незнакомки, я подумала, что за лёгкой улыбкой, рассеянным взором скрываются темперамент и страстная натура, обладающая острым умом, весёлым нравом.   Иногда в  речи проскальзывают ироничные высказывания  , точно и метко  звучат   в нужный момент афоризмы. Неудивительно, что эта маленькая хрупкая женщина вызвала сильное чувство у столь необыкновенного и харизматичного человека.

 А её другу, на мой взгляд, гордость мешает   признавать неправоту, вынуждая молча страдать, но побеждают чувства привязанности   и страх потерять возлюбленную, и он вновь звонит ей, словно ничего не произошло.

 - Я одна досматриваю больного отца. Работа, домашние дела не всегда   позволяют нам встречаться, что вызывает в нем непонимание, а порой негодование.  Хотя он сильно привязал меня к себе, но   гордость и   амбиции заставляют часто действовать наперекор его желаниям. Однажды Роберт позвонил, а я занималась заготовками овощей на зиму. Он попросил сделать и на его долю, но я резко отказала ему:
 - Никогда! ведь однажды ты плохо отозвался о моих кулинарных способностях в приготовлении царского варенья из груш.

Я  почему-то спросила,   когда этот случай произошел?   И услышав, что год назад, подумала, как же ранима и обидчива эта женщина, как тяжело ей живется, если она не может простить любимому человеку брошенные год назад слова. Вероятно, он уже давно о них забыл, а она до сих пор   помнит.
   
-Недавно он обидел меня, - возобновила повествование  Аушра. -  Потом словно ничего не произошло   стал звонить, писать, но я, несмотря на свои переживания   была непреклонна, выдерживала характер.    По прошествии нескольких дней, занимаясь глажкой белья, вспомнила, как утюжила костюм Роберта. Мысли о нем захватили меня, почувствовала, что скучаю.  Захотелось  написать ему, а в конце спросила: «Как ты?» На что получила ответ: «Нет более счастья осознавать, что ты любим». Эти слова меня сильно расстроили и взволновали. Я решила, что у Роберта есть еще кто-то, кроме меня, - грустно заключила Аушра.

 Передо мной открывалась еще одна грань характера незнакомки –  ревность. Удивительно, как  это чувство   позволяет неправильно интерпретировать ситуацию, находить подвохи там, где они фактически отсутствуют, - размышляла я про себя.
Далее Аушра горестно поделилась, что как-то в ссоре Роберт ей признался, что до неё у него было много связей, даже с девушками.

Желая её успокоить, я сказала:

-По-моему, Роберт любит только вас. И фраза «Нет более счастья осознавать, что ты любим» относится к вам.  Ведь добивался он вашего расположения почти два года письмами с красивыми стихами о любви и намёками. А то, что он говорит, что до вас у него было много связей с женщинами, это просто бравада, чтобы себя возвысить в ваших глазах, и показать, что он может нравиться и другим.  Возможно,он просто желает, чтобы   его ревновали.

- А я верю, ой, как верю! – резко проговорила Аушра.
Я впервые заметила, как нервничает моя соседка, это было видно по дрожащим пальчикам, перебирающим словно чётки,янтарные бусы,  и речь стала более порывистой.
 
- Вот смотрите в его письме написано, что у него было 23 женщины, - не воспринимая моих доводов, отыскивая нужное сообщение в телефоне возражала Аушра.
-Мне неловко и стыдно, но… - смутившись, Аушра всё-таки продолжила, - но буду откровенна до конца... Знаете, Роберт даже позволяет себе, находясь в плохом расположении духа, повышать голос…  А однажды прислал письмо с оскорбительными для меня словами.

  Видя в глазах женщины глубоко скрытую боль, очень захотелось её приободрить, найти нужные слова:

- Представьте себе, Аушра, есть мужчины, у которых одновременно   несколько любовниц. Но они никогда не признаются в этом ни одной из них, и каждую   называют единственной и неповторимой. А хвастаться успехами будут только перед друзьями.  Зато другие, желая позлить любимую, даже могут и оговорить себя, приписывая несуществующие победы, похождения на сторону.

  Нашу беседу прервало пришедшее от Роберта очередное сообщение. Он   приглашал Аушру сходить в гости к его крёстной матери. Звал   её уже не первый раз.

  Аушра, как всегда, хотела   сразу   отказаться… Но я посоветовала ей спросить друга в качестве кого и для чего    он её зовет. Пока она писала,  я с радостью предположила, что,   вероятно, Роберт решился сделать ей предложение.
 
  Аушра  попыталась улыбнуться, а потом опустив голову,  сказала:
- Этого никогда не будет.
 
  – Он уже женат? –   удивилась я.

-Нет, все гораздо серьезней, - тихо вымолвила она, продолжая нервно перебирать то бусы, то браслет на руке.

-Не понимаю?…
Аушра какое-то время сидела, глядя в окно, словно ища там подсказку ,выдавать ли тайну. После   молчания я услышала шокирующий ответ:

- Дело в том, что он ксёндз…

   Так как я и представить не могла, что подобное возможно, то долго сидела в недоумении, осознавая столь неожиданную новость.  Все что угодно предполагала я, но только не это и, сочувствуя, подумала, а какого же Аушре?

Придя в себя, я по-иному восприняла их историю, стали понятны   вздорные письма и противоречивый характер  друга, которому приходится вести двойную жизнь. Говорить прихожанам одно, отпускать всем грехи, а самому их совершать.
 
Грустно, что целибат, придуманный людьми еще в 11 веке, не позволяет священникам жить полноценно, сколько несыгранных свадеб и   неродившихся детей. Ведь они не имеют права жениться и   обязаны воздерживаться от интимной жизни.  Для католичества это просто один из законов.  Вспомнила, как гуляя с гостями по Вильнюсу, заходили в   храмы послушать орган, встречали там  молодых служителей. И всех знакомых волновало, что же заставило таких красивых парней   уйти из светской жизни и добровольно лишить себя   всех земных радостей?

  У меня возникла масса не очень корректных вопросов, которые не все могла задать Аушре.  Но я всё же решилась спросить, возможно, друг хочет оставить служение в костёле ради неё?  Женщина с унылой улыбкой ответила:

- Роберту  50 лет...   Он уже не сможет адаптироваться в иной среде, поэтому не в силах резко изменить   жизнь.  Да… и у него нет другой профессии…

  Мне, конечно,   было интересно, откуда у Роберта появился   номер телефона Аушры. Всё оказалось очень просто.  В   маленьком городке священник хорошо осведомлен обо всех своих верующих и их тайнах, которые они доверяют на исповеди. Как-то из-за недомогания Аушра не пришла  на воскресную службу. Будучи знаком с их семьей,  Роберт выяснил  причину отсутствия Аушры у ее брата и решил поддержать   звонком заболевшую прихожанку, что и делает уже 4 года…

  Трудно предугадать, как поведут себя мои  герои в будущем.   Но ясно одно, что ксёндз   вряд ли   осмелится ради любимой оставить свою привычную налаженную     жизнь.  Вспомнились строки литовского поэта Юстинаса Марцинкявичуса, которыми и закончу    эту необычную историю.

  Он жаждал перед всеми высказаться вслух
  и так мечтал забыться и открыться,
  но не решался - вдруг я буду слеп и глух...
  И это страсть была: порывиста, корыстна.
  И вдруг он голым стал.
   Кончались торжества.
  Все разошлись, о мелочах толкуя и болея.
  И медленно клубилась палая листва -
  как слабый крик в осенней гаснущей аллее.