Паучок

Мария Коледина
В одном далеком королевстве жила красивая, добрая и скромная девушка по прозвищу Паучок. На самом деле, ее имя было Лианна, но все звали ее Паучком за то, что слыла она мастерицей на все руки. Лианна родилась в бедной семье, которая жила на окраине большого города, в районе, что принято именовать трущобой. Отец и мать работали с утра до поздней ночи, и Лианна, едва научившись ходить, взвалила на себя всю домашнюю работу. Она готовила, стирала, убирала, мыла посуду, носила воду и даже ухаживала за маленьким огородом, но как бы тяжело ей ни приходилось, девушка всегда напевала себе под нос легкую, беззаботную песенку.

Лианне нравилось рукодельничать. За домашними обязанностями времени на это оставалось немного, но если глубокой ночью при свете одинокой свечи ей удавалось поработать над вышивкой, шитьем или вязанием, Лианна чувствовала себя самой счастливой девочкой на свете. К шестнадцати годам она стала известной на всю округу портнихой, способной сделать пригожую обновку из самой старой, заношенной и застиранной одежды, даже из разрозненных лоскутков, а потом украсить все это затейливой вышивкой или кружевными оборками. Она латала мужские одежды, шила подругам свадебные наряды, а детям – маскарадные костюмы. Она помогала всем, кто бы ни попросил. Ей нравилось работать с иголкой и ниткой. Нравилось создавать из ткани красивые вещи. Но больше всего она любила, когда на лицах людей, которые жили, как и она, в трущобах, появлялись улыбки.

В день ее шестнадцатилетия благодарные соседи, друзья и знакомые решили сделать трудолюбивому Паучку подарок. В дорогом столичном магазине они купили ей отрез мягкой и легкой, точно пух, ткани. И была она нежно-красного цвета, как лепестки у мака. В тот же вечер девушка засела за работу и через два дня сшила себе самое красивое платье, какое кто-либо когда-либо видел. Лианна решалась надевать его только по большим праздникам, и каждый, кто встречал ее на улице, уверял, что она была похожа на роскошный цветок, величаво плывущий по воздуху.

Однажды Лианна отправилась в город, облачившись в свой единственный выходной наряд. Она неторопливо шла себе по улице, когда рядом вдруг остановилась большая, позолоченная карета, запряженная четверкой лошадей. Из оконца выглянула принцесса – юная девица, одного с Лианной возраста. Она была разодета в богатые одежды, на пальцах и в ушах поблескивали украшения, а на голове покоилась маленькая корона, усыпанная драгоценными камнями. За спиной у нее сидела неулыбчивая, чопорная старуха в строгом черном платье и белом накрахмаленном чепце. Она состояла при юной принцессе воспитательницей.

- Здравствуй! – окликнула Лианну принцесса. - Ты кто?

- Я? – удивилась девушка. – Паучок.

- Кто?!

- Паучок… Так меня зовут друзья за то, что я люблю рукодельничать. А на самом деле, я – Лианна.

- Мне понравилось твое платье, Паучок, - сказала принцесса.

- Спасибо. Я сама его сшила.

- Я тоже себе такое хочу…

- Ваше Высочество, я с удовольствием сошью вам…

- Нет, я хочу сейчас. Подари мне свое платье. Я приказываю тебе!

Лианна опешила, не зная, что и предпринять.

- Но, Ваше Высочество, разве пристало вам носить платье с чужого плеча?

- Я лучше знаю, что мне пристало, а что нет. А ты поговори мне еще, упрямая девчонка, и я прикажу скормить тебя воронам. Снимай платье, тебе говорят, мерзкая паучиха! – за спиной у принцессы сухая старуха медленно кивала головой, полностью одобряя слова своей воспитанницы.

Слезы навернулись Лианне на глаза.

- Неужели вы заставите меня идти домой вот так, без платья?

- Еще чего, - возмутилась принцесса. – Неужели ты считаешь меня такой жестокой? Как это подло с твоей стороны, - и она, укоризненно покачав головой, приказала кучеру отворить дверцу кареты. – Полезай внутрь. Здесь и переоденешься. У меня даже есть для тебя подходящая одежда.

Лианне некуда было деваться. Она забралась в карету и переоделась в темно-коричневое платье, шерстяное и плотное, которое ей отдала служанка принцессы. Вдобавок Лианне достался ее накрахмаленный белый фартук. Возвращаясь домой, девушка то и дело утирала им слезы. А оказавшись дома, так и вовсе разрыдалась. Лианна сожалела не столько о том, что с ней так несправедливо обошлись, сколько о безвозвратно потерянном платье. Но рассудив, что принцесса была не так уж и несправедлива к ней – ведь, в конце-то концов, не оставила же она бедную девушку ни с чем – Лианна успокоилась. Шерстяное платье, отданное ей в обмен на красное и нарядное, оказалось удобным и теплым, хотя и немного колючим. И в нем можно было щеголять зимой.

Через год, накануне Праздника Весны, в дом к Лианне пожаловала нежданная гостья – та самая старуха в черном платье и белом чепце, которая занималась воспитанием юной принцессы. Строгая и неулыбчивая, она уставилась на Лианну немигающим взглядом.

- Мне приказано забрать тебя во дворец, Паучок, - тоном, не терпящим возражений, заявила она, едва переступив порог. – Немедленно садись в карету. Мы выезжаем!

- Но помилуйте, госпожа, что же я такого сделала? – заломила руки Лианна.

- Тебе оказана великая честь, глупая ты девчонка. Ты сошьешь для Ее Высочества красивый наряд к Празднику Весны, невиданный и неповторимый.

- Но ведь Праздник Весны уже завтра!

- А разве я не говорила тебе, что нам надо поторопиться?

- Позвольте мне хотя бы попрощаться с родителями, они же будут волноваться, когда придут и не застанут меня дома.

- Если ты сейчас же не сядешь в карету, - строгая воспитательница утратила терпение, - ты их вообще больше никогда не увидишь!

Лианне не оставалось ничего другого, кроме как подчиниться и забраться в карету, которая отвезла ее в королевский замок. По приезде старуха цепко ухватила девушку за руку, чтобы та не вздумала сбежать, а может просто потому, что ей нравилось причинять другим боль. Вместе они долго шли по коридорам и спускались по лестницам, пока не очутились в подземелье, а радостный свет солнца не заменило сияние коптящих факелов на стенах. Лианну завели в просторный, но темный и холодный зал с каменными стенами и единственным крошечным окошком, которое располагалось высоко под потолком, за решеткой. Тут и там стояли сундуки, полные всевозможных тканей разных цветов и оттенков. В ларцах поменьше хранились нитки и кружева. А в совсем уж маленьких коробочках лежали драгоценные камни для украшения готовых платьев, а также иголки и наперстки. В центре зала располагалась большая кукла – манекен, на которую следовало надеть новое платье.

- Сегодня ты проведешь здесь весь день и всю ночь, -  сказала старуха-воспитательница, прежде чем оставить Лианну одну в подземелье. – Завтра утром придут король со своей дочерью и лично оценят твою работу. Если им понравится то, что ты сделаешь, они выпустят тебя и, возможно, даже наградят. А если нет – ты будешь вечно жить в подземелье, штопать носки и чинить слугам одежду.
 
- Я сделаю все, что в моих силах, - склонила голову Лианна, чтобы спрятать выступившие на глазах слезы.
 
- Ты слишком много разговариваешь, - точно змея, прошипела злая старуха. – Одной фразы «Я сделаю» было бы вполне достаточно.

Оставшись в одиночестве, Лианна села на табуретку, уткнула лицо в ладони и заплакала от обиды и отчаяния. Ее не пугала штопка чужих носков и починка чужой одежды, но страх остаться здесь навечно казался девушке невыносимым. И она ничего, решительно ничего не могла придумать, чтобы избегнуть этого страшного наказания. Раньше ее голова была полна разных идей, там жили сотни ярких и красочных образов, и если бы ей дали в руки иголку с ниткой, Лианна сшила бы такие платья, от которых все ахнули бы. Но здесь, в холодном и темном подземелье ей не хотелось ни шить, ни вязать. В неволе она могла только рыдать.

- И кто тут у нас так горько плачет? – раздался скрипучий голос из самого далекого и темного угла.
 
Лианна замолкла и настороженно взглянула туда, где вздымалась и опадала паутина:
- Мне просто одиноко и страшно, - пояснила она.

- Я тоже чувствую себя одинокой и страшной. Давай тогда погорюем вместе,  - и из тени на середину комнаты выполз такой большой и мохнатый паук, что Лианна в ужасе вскрикнула и с ногами запрыгнула на табуретку. Но паука такая встреча ничуть не огорчила: – Тебя как звать-то?

- Я – Паучок.

- А я – Паучиха! Почти тезки – значит, подружимся. Почему тебя сюда упрятали?

- До утра я должна сшить самое красивое платье, какого не сыщешь во всем белом свете. А ты что здесь делаешь?

- Я тут живу. Когда-то король попросил меня сшить для его дочери на Праздник Весны невиданное платье…

- Ой! И ты, наверное, не управилась до рассвета! - предположила девушка.

- А вот и нет. До рассвета я управилась. Я связала из паутины пышное, белое и невесомое платье, которое принцесса потом с удовольствием надела. Но я сразу предупредила ее – ткань тонка и прорвется от любого неосторожного движения. Но эта взбалмошная девчонка меня не послушала - ей надоело ждать, пока слуги снимут его с нее, и она просто стянула платье через голову. Стоит ли говорить, что наряд испортился, а вся моя работа пошла насмарку?..

- Мне очень жаль, что так случилось. Ты в него вложила столько труда...

- Спасибо, дорогая. Ты первая, кто меня пожалел. Тут до тебя побывало немало портных, все они старались, из кожи вон лезли, чтобы угодить принцессе. Но эти платья она надевала только по одному разу. А потом требовала все новые и новые, одно краше другого. Вот я и живу здесь, думая над тем, как бы проучить эту противную девицу, как научить ее уважать чужой труд.

- А знаешь, у меня когда-то было красивое красное платье. Все говорили, будто сшито оно из макового лепестка. А давай сошьем платье из настоящих цветов?
 
- Как же оно поможет нам проучить принцессу? – засомневалась Паучиха.
 
- А я тебе сейчас все расскажу, - Лианна села на пол рядом со своей новой подругой и, склонившись к ней, шепотом, чтобы никто случайно их не подслушал, быстро объяснила свой план.

- Ну это же совсем другое дело! – радостно воскликнула Паучиха.

- Так ты поможешь мне?

- Спрашиваешь! Ну конечно же помогу! Вперед за работу!

Паучиха отползла в свой угол и принялась ткать там паутину, громко напевая бодрую песню:

Мушки, комары, жучки,
Муравьи и червячки,
Вы сбегитесь к нам на свет,
Лучше платья в мире нет,
Что хотим мы здесь пошить,
На балу чтоб в нем кружить.
Паучку и мне нужна
Помощь ваша, мошкара.
Принесите нам цветов,
Игл еловых для стежков.
Лепестки сшивать мы будем,
И про стебли не забудем:
Под подолом юбки длинной
Станут стебли кринолином.
Чтоб корсет наш был упругим,
Много шишек раздобудем,
С них чешуйки снимем –
Талию обнимем.
Кружево сирени
Рюши нам заменит.
Львиный зев украсит лиф…
Дел так много для двоих!
Поспеши-ка, Паучок!
За окном мой друг-сверчок
Предвещает уж рассвет.
Солнце шлет нам свой привет.

Когда на следующее утро король и его дочь спустились в подземелье, чтобы узнать, справилась Лианна со своей задачей или нет, их ожидало удивительное зрелище. На манекене красовалось великолепное платье, сшитое сплошь из цветочных лепестков – белых, розовых, красных и фиолетовых. Было оно пышным, легким и воздушным, а аромат, исходящий от него, мог бы зачаровать кого угодно. Никакие, даже самые изысканные духи не смогли бы с ним сравниться.

- Это самое прекрасное платье, какое я когда-либо видела! – взвизгнула от восторга принцесса и запрыгала на месте, хлопая в ладоши. – Хочу надеть его прямо сейчас!

- Ваше Величество, Ваше Высочество, - Лианна присела в реверансе, чтобы поприветствовать своих коронованных гостей. – Прислушайтесь, пожалуйста, к моим словам. Это платье соткано из лепестков ночных цветов. Под солнечными лучами они увянут: сначала съежатся, а потом почернеют. В таком платье вы будете выглядеть нелепо.

- Но я хочу сейчас! – накуксилась принцесса.

- Ты слышишь, мой алмазик? – обратился к дочери король. – При свете дня его нельзя носить. Выйдешь в нем вечером, на бал. Здесь, в темноте и прохладе, с ним ничего не случится.

Лицо принцессы исказилось от ярости. Она сжала кулачки и пронзительно закричала:
- Сейчас! Сейчас! Сейчас!

Так уж и быть. Король развел руками и кивнул Лианне, чтобы та помогла его дочери облачиться в цветочное платье. Обновка пришлась принцессе впору. Она стала в ней невероятно хороша. Радостная принцесса убежала наверх. Король тем временем приказал мастерице следовать за ним. Они долго шли по огромному королевскому замку, и наконец очутились у дверей огромного зала, который был едва ли не в два раза больше того, что располагался в подземелье. Снизу доверху он был заполнен платьями. Платья висели на вешалках, лежали в коробах и ящиках или прямо на полу, сваленные в кучу. Здесь были бархатные и шелковые, отороченные мехом и унизанные драгоценными камнями, длинные и короткие, со шлейфами, накидками, перчатками и вуалями.

- Это платья моей дочери, – пояснил король. – Некоторые она надевала только один раз, а на другие разве что только один раз взглянула. Ты блестяще справилась со своей задачей, Паучок. В награду можешь выбрать любое платье, какое только понравится, и оставить его себе. Насовсем.

- Спасибо, Ваше Величество. Вы так добры.

Лианна зашла в королевскую гардеробную, несмело оглядываясь по сторонам. Воздух в комнате стоял затхлый, а платья, смятые и скомканные, напоминали несчастных узников. Девушка хотела бы забрать их все и, кое-что подправив, кое-где утянув, а кое-где распустив, раздать людям. Пусть носят на здоровье, нельзя одежде просто так лежать – кормить моль и тускнеть. Но король разрешил выбрать только одно. Какое же взять?

Заметив красный лоскутик, выглядывающий, словно язычок, из груды пестрых костюмов и нарядов, Лианна едва не вскрикнула от радости. Она сразу узнала этот незабываемый цвет.

- Я возьму вот это, - сказала девушка, поворачиваясь к королю, который терпеливо ждал ее у дверей. В руках она держала совсем простое красное платье, сшитое как будто из макового лепестка. Выглядело оно почти неношеным, разве что слегка помятым.

- Это? – удивился король. – Но оно же совсем незатейливое. А здесь так много платьев с рубинами, изумрудами, жемчугами и позолотой. Ты могла бы выбрать любое.

- Да. Но это нравится мне больше всех.

- Хорошо. Тогда я прикажу своему кучеру отвезти тебя домой.

 Через несколько дней в гости к Лианне пожаловала Паучиха. Она проделала далекий и сложный путь от королевского замка, но была чрезвычайно рада встрече со своей тезкой и, едва успев отдышаться, тут же поведала ей о том, что случилось с принцессой. Как и предупреждала Лианна, под солнечными лучами цветочное платье съежилось и почернело, сделав принцессу похожей на засохшую новогоднюю елку. Девушка рыдала и призывала отца наказать коварную портниху, но король оставался непреклонным. Ведь он сам, своими ушами слышал, как Лианна предупреждала его дочь не надевать платье при свете дня. Он посчитал, что принцесса получила хороший урок, но не стал на этом останавливаться. Король распорядился продать все ее платья, лежащие без дела. Принцессе оставили десяток самых любимых. Отныне она могла получать новый наряд не чаще, чем раз в полгода.
 
С тех пор принцесса стала бережно относиться к вещам. Поговаривают, что она даже научилась сама их чинить. А у Паучка появилось много новых друзей – теперь к ней с заказами обращались не только соседи, но и знатные, богатые господа, по достоинству оценившие ее талант. И каждый, кто заходил в мастерскую Лианны, видел на окне причудливый узор паутины. Там жила Паучиха.