Памяти Тани Чеховой

Ольга Скворцова
Татьяна Мироненко (Чехова) род.09.02.1956 – ум.28.12.2014


 Мы познакомились на портале Проза.ру лет 10 лет тому назад. Я чувствовала себя уже опытным автором, успевшим освоиться на сайте, а она только начинала свои публикации. Сначала под моими рассказами появились её рецензии, всегда точно угадывающие мой замысел и всегда  доброжелательные. Я прочла,  и оставила под её рассказами свои отзывы. В её творчестве меня подкупили искренность и смелость, с какой она рассказывала о себе. Она не боялась писать о себе, своей болезни, своих надеждах и неудачах. За всем этим чувствовалась женщина добрая и отзывчивая. Мне тоже захотелось именно с ней поделиться своим самым сокровенным как с самым близким другом. Я написала ей письмо и завязалась наша переписка…

Мы с ней оказались близкими по возрасту и похожими по судьбе. Обе были одиноки, у обеих в прошлом был неудачный брак и двое взрослых детей, живущих своей жизнью. У неё была любимая собачка, у меня кошка. Она жила в Харькове на Украине,  а я в Поволжье в России… Но было одно существенное отличие – она болела тяжелой болезнью и мужественно боролась с ней. И сумела весь свой личный опыт изложить в своём романе «Пусть любовь нас не отпустит».  И изложила это с такой пронзительной любовью к жизни и людям, что читая его, действительно, чувствуешь эту всепобеждающую силу Любви! В её романе были и практические советы   по лечению, по поведению, по питанию для заболевших этой страшной болезнью. Она пошагово изложила весь свой путь от полного отчаяния, до абсолютной веры  в выздоровление.. Эта книга давала  надежду всем раковым больным. Она издала её на свои деньги и прислала мне один экземпляр с дарственной надписью.

А потом с ней, действительно, случилось чудо. Она встретила свою последнюю любовь. Гуляя каждый день в парке со своей собачкой, она познакомилась с молодым человеком, теряющим зрение после тяжелой болезни. Они разговорились и подружились. Она была маленькая с острым зрением, а он большой и плохо видящий. Так состоялся их человеческий союз. Она писала прозу, а он стихи. Так состоялся их творческий союз. Она писала прозу о жизни. Он писал стихи о ней. Это были замечательные стихи! В них было всё – и благодарность, и любовь, и просто очарование женщиной.

Вот как он описывает их встречу в парке:

Маленькая женщина
В серенькой повязке.
Крошечные ручки,
Остренькие глазки
По листве осенней
Так шуршит решительно.
Маленькая женщина,
Ты обворожительна!
В ней есть искра Божия,
Лучик от зари.
Маленьким фонариком
Светится внутри.

Он очень тепло и много писал о своей любимой, которая в буквальном смысле стала для него светом. А потом они стали просто неразлучной парой. Она владела компьютером и помогла ему опубликовать свои стихи на Стихи.ру. Они вместе читали, писали, обсуждали написанное и прочитанное. Он был моложе её, но по отношению к ней чувствовал себя  большим и сильным:

Я рядом с тобой, как гора, я высокого роста,
А ты мне казалась подростком несносным,
А ты мне казалась птенцом забавным,
Сейчас для меня ты была самым главным!

Пусть эти стихи несовершенны, но зная, какие судьбы стоят за этими словами, мне они кажутся замечательными. Здесь ничего не придумано: ни ситуации, ни чувства. Здесь всё настоящее, и всё любовь!

Нет мира сейчас, нет времени
Вспышки света в душе вновь и вновь.
Ты со мной – у меня на коленях,
Ну а третья с нами Любовь.

Признаюсь, мне было даже неловко и завидно, когда я читала эти стихи, посвящённые уже немолодой и нездоровой женщине. Мне таких стихов никто никогда не писал. Но я понимала, что она их заслужила. Это была ей награда от Бога за страдания, за стойкость, за доброту! Она спасала не только себя, но и этого несчастного мальчика! Благодаря ей, он стал зрячим, нужным и любимым.

Пусть жизнь нас не домучила
Сулит опять борьбу,
Своею нежной ручкою
Ты пишешь мне судьбу.

За время своего существования  на Прозе, они с Димой обросли друзьями, поклонниками и даже врагами. Она бывала резкой и горячей, ввязывалась во всякие дискуссии (чувствовался украинский темперамент!). Мы же с ней всегда читали новинки друг друга и оставляли отзывы. Мне было очень важно её мнение, её душевное зрение. По писательскому таланту мы обе были невелики, а по человеческому она явно превосходила меня, и я всегда доверяла её  чутью. А она доверяла мне. И мы, по-прежнему, переписывались.

А потом случилась беда – война на Украине. Как все честные люди на Украине, она с воодушевлением приняла благие намерения, которые декларировал    «майдан» и с негодованием отторжение Крыма от Украины. Она была русская по происхождению, но украинка по сознанию. Она верила, что Украина достойна лучшей доли, она хотела правды и справедливости! И не понимала, что правда у каждого своя и, что политика далеко не лучшая форма  справедливости.

Сначала на сайте завязалась дискуссия по Украине, потом люди перешли на личности. И она поняла, что писать на русском портале Проза.ру ей будет трудно, и совсем ушла с  него. Я написала ей спокойное письмо со своим видением проблемы, она резко ответила мне. Наша переписка прекратилась.  Я продолжала заходить на её страничку, но там было тихо.

А в конце 2014 года я случайно узнала, что она умерла. Я прочла это из чьих-то отзывов под её произведениями. Пропал с портала и Дима, без Тани он опять стал незрячим. Произошла человеческая трагедия, которых бывает много во время войны. Таня погибла от войны. Это однозначно! В Эпилоге своей книги она пишет:

"В рамках проекта Фонда Ахметова «Рак излечим» в городе Донецке будет создан самый современный Центр борьбы с раком, где будут внедрены лучшие мировые практики в диагностике и лечении рака."

Где сейчас этот Ахметов с его Фондом и проектом? Что сейчас строится в Донецке?  Ужас! Кто бы мог подумать ещё недавно, что мы станем врагами с украинцами? И Таня никогда не думала об этом, она была абсолютно спокойна в национальных вопросах, и никогда не затрагивала их. Она была доброй любящей женщиной и осветившей,  в буквальном смысле,  своей любовью другого человека.

Эта история достойна большого прекрасного произведения! К сожалению, я этого сделать не смогу. Мой талант не равен их любви. У меня нет ни одной Таниной фотографии, но я её вижу Димиными глазами – маленькую, добрую, сильную.

Маленькая, маленькая,
Но такая сила!
Маленькая женщина
Жизнь мне осветила.

Она, действительно, была хрупкой женщиной и очень сильным человеком. И сила её была в Любви! Вот последние Танины слова в книге:

"Вера в хорошее, безусловно, есть в каждом. Её не может не быть. Вера может быть маленьким, еле тлеющим огоньком или большим, ярко горящим пламенем. Не всегда это зависит от тебя, а очень часто от человека, который рядом. Счастье, когда рядом есть человек, поддерживающий и подпитывающий  это пламя."
Таня была счастлива – у неё был такой человек! И Таня была таким человеком!

Пусть нет декабрьских дней короче
Зимою в белом серебре.
Я был с тобой счастливей прочих.
На небе был, и на земле!

(Д.Афанасьев «На небе и на земле»)

Вечная память тебе, милая добрая Танечка! И на небе, и на земле!


Татьяна Мироненко (Чехова) род.09.02.1956 – ум.28.12.2014
 
Ссылка на сайт
http://www.proza.ru/avtor/mamlakat0256

Дмитрий Афанасьев
Ссылка на сайт
http://www.stihi.ru/avtor/dimales