О голосах

Лидия Кузьмина Сапогова
1я публикация на Проза ру 2016 03 14
Редакция 2017 04 21
Дополнение (в конце) - 2017 07 21 и 24 + 2017 10 12
 
2017 03 20 поменяла название раздела на"мемуары". Тоже неточно, конечно...наименее неподходящее из доступного...    



Если вы читаете текст повторно,
он может быть уже немного другим,
т.е. фрагментарно изменён или дополнен, найденные ошибки исправлены;
см.  выше дату "ближайшей редакции".



                УКАЗАННЫЙ РАЗДЕЛ СОДЕРЖАНИЮ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ



Лидия Кузьмина-Сапогова


О ГОЛОСАХ

(для тех, кому
архиважны голоса актёров - и не только;
 
личное  - конечно, не бесспорное)


Эти заметки –
из моих старых сообщений
на других ресурсах (с 2014).
 
Соединив-
дополнив-сократив-отредактировав,
предлагаю к прочтению на Проза ру.



«Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», — говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки-судьи ничего не говорили и только наслаждались этим необработанным голосом, и только желали еще раз услыхать его. В голосе ее была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пения, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его".

Лев Толстой «Война и мир»


«— А ещё ты должна заплатить мне за помощь, — сказала ведьма. — И я недешево возьму! У тебя чудный голос, им ты и думаешь обворожить принца, но ты должна отдать этот голос мне. Я возьму за свой бесценный напиток самое лучшее, что есть у тебя: ведь я должна примешать к напитку свою собственную кровь, чтобы он стал остер, как лезвие меча.
— Если ты возьмешь мой голос, что же останется мне? — спросила русалочка.
— Твое прелестное лицо, твоя плавная походка и твои говорящие глаза — этого довольно, чтобы покорить человеческое сердце. Ну полно, не бойся: высунешь язычок, и я отрежу его в уплату за волшебный напиток!
— Хорошо! — сказала русалочка, и ведьма поставила на огонь котел, чтобы сварить питье».

Г. Х. Андерсен «Русалочка»



           «И слышался голос Тамары:
Он весь был желанье и страсть,
В нем были всесильные чары,
Была непонятная власть.
На голос невидимой пери
Шел воин, купец и пастух;
Пред ним отворялися двери,
Встречал его мрачный евнух".


Михаил Лермонтов «Тамара»







_________Для меня в человеке ооочень важен голос.
В любом.
А уж если актёр…


Навскидку – три примера из множества. Увы, знаю лишь по записи.

Первый –
как хорошо, что есть этот недряхлеющий чудо-мульт (плюс и другое озвученное, конечно). И его голос слышим мы и будут слушать поколениями.
«Давным-давно, кажется, в прошлую пятницу»…
Владимир Осенев – и без того прочно входящий в мою личную дюжину любимейших актеров: мало оэкраненных ролей, но Тихий в «Беге», но Сагамор в «Миллионерше» шедевральны.
А голос незабываем.


Другой пример –
Людмила Касаткина – ни разу не моя актриса. Но…
«Закон… джунглей... гласит… что жизнь… детёныша… может… быть…  выкуплена».
И шепчу вслед за свободным народом: «Говори, Багира, говори»!


Третий –
надо было первым поставить.
Тут я очарована вовек.
Мария Ивановна Бабанова.
Вот её не видела вообще ни в одной роли.
А голос…
У меня всё началось в глубоком дошколье с пластинки «Гадкий утёнок»:«Как хорошо было за городом».
Потом уже Снежная Королева и проч.
Волшебница.
И как только её отпустил Мейерхольд?
«Вы знаете, от вас ушла Бабанова,
И «Рогоносец» переделан заново.
Но «Рогоносец» был великодушен,
А режиссер как будто не совсем»
(не помню чьё, но тех лет).
Принято обвинять Райх, но...ладно, это другая история.

_Именно «детские» примеры из прочих возможных выбрала сознательно – они особенно ярки и всем известны, даже самым юным.


_В моём «списке голосов»

 (перечисляю не в порядке первенства-степени, произвольно)
 
Высоцкий, Крючкова, Евстигнеев, Евгений Леонов, Городницкий, Волшанинова, Гафт, Луспекаев, Валентина Пономарёва, Гердт, Камбурова, Михаил Поляк, Грибов, Зинаида Нарышкина, Милляр, Никитины, Олег Ефремов, Мкртчян, Николай Литвинов, Басов, Раневская, Качан, Василий Ливанов, Юлий Ким, Леонид Филатов, Вицин, Каменкова, Вадим Егоров –
и далее.
 
Далеко не полный. Их много.
Это - самые - безо всякой привязки к чему-либо: звук - и всё...

"Иноязычные" не привожу тут вовсе (есть).

О голосах "певческих" и говорить не буду - лишь вскользь (к слову)
- это отдельная большая тема.
И в эпиграфе для меня главное не в том, что голос певческий, главное - его воздействие. Оно волшебно.


_Примеры голосов неприятных, сходу перебивающих мой интерес,
изначально приводить не хотела - по причинам понятным,
но всё ж один - Любовь Орлова.
Непреодолимо.

Уж мало кто, кроме преданных поклонников,
помнит её голос (NB - говорю   т о л ь к о   о голосе) -
я лишь потому, что есть такие поклонники в моём окружении -
и нередко ставят те фильмы фоном.
Абсолютно ничего не имею против - только, пожалуйста, без меня...
Ищу причину улизнуть.


_Если голос узнаёшь раньше, чем внешность его обладателя – большая интрига, совпадут ли они в твоём восприятии.

К примеру, в случае с Высоцким сошлись безупречно.
Важно: на том фото он был уже...каким стал известен широко.
Если бы первым мне попался – ну, скажем, кадр из фильма «Стряпуха» - или бытовое фото того периода... тут был бы шок…

Из не совпавших - и до сих пор: Мулерман. Масло и вода, никак не вместе.


---По силе воздействия(для меня) "волшебный" голос - сильнее музыки. 
А музыка...
Все знают...
Об этом и написано немало.
Уместно вспомнить
"Крейцерову сонату" Толстого и
"Концерт Сарасате" Вертинского ("от которого кровью зальётся душа").

"Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает;
Но и любовь мелодия... " - но в "Каменном госте" Пушкина это говорит Первый гость - когда Лаура     п о ё т.


Кстати: вроде бы Василий Ливанов приобрёл свой неповторимый  голос в результате сильной простуды – и расстраивался сперва даже!
 «Нам не дано предугадать…»

Ещё - пусть отрывочно, да к теме.
Что за "17 мгновений" без голоса Копеляна?
"Необыкновенный  концерт" без комментариев конферансье Гердта - голос! о!?

Детский фильм "Про красную шапочку"... Поёт Волк - Басов. Сочетание голоса и текста...
«Травка, цветы-незабудки,
Мама печёт пирожки:
- Кушай, мой мальчик,
Пока твои зубки,
Пока твои зубки,
Зубки, зубки, зубки ...
Не превратились в клыки!

…тёмною ночью спросонок
Слышу я даже теперь:
- Милый мой мальчик,
Пока ты волчонок,
Пока ты волчонок,
Волчонок, волчонок, волчонок ...
Ты не совсем ещё зверь».



Один раз видела фильм «Ночные забавы». Евстигнеев… Вспомню лишь один эпизод –
осознав, во что влип, его персонаж взывает к стоящим друг друга дочке-маме:
 «Бабы… выпустите меня…»
Можно и с с закрытыми глазами…


============



_Завершу большой цитатой, тут не сократишь.
 
***Из «Кафедры» Ирины Грековой

«За чаем В. много рассказывал о своей жизни, о прошлом (жизнь была более
чем пестрая), о театре, об актерах. Время от времени он вынимал из кармана
серебряный портсигар, убеждался, что он пуст, и клал обратно в карман.
Физическим наслаждением было слушать его речь -- плавную, звучную, со
старомосковским (ныне редким) произношением. Он, например, говорил
"тьвердо", "сьмерть"...
Один его рассказ, о собачке, меня поразил. Попытаюсь его передать как
можно точнее.
- Когда-то, -- рассказывал В., -- живя на Севере, я работал в сугубо
провинциальном театрике с очень посредственными актерами. Ставили мы
довольно посредственную пьесу. Один из актеров, старик, всегда приходил на
репетиции со своей собачкой. После конца репетиции он каждый раз вел собачку
в буфет, где угощал ее чем-нибудь вкусным. В течение всей репетиции собачка
смирно сидела под стулом хозяина и ждала. Как только репетиция кончалась,
она немедленно вылезала из-под стула и выходила на сцену. Как она
догадывалась, что репетиция кончена? Очевидно, по тому, что люди переставали
говорить деланными, актерскими голосами и переходили на обыкновенную
человеческую речь. Случилось так, что в наш городок попал (не по своему
желанию) один по-настоящему талантливый актер (назовем его А.). Он был
принят в театр и получил роль в той пьесе, которую я режиссировал. Началась
репетиция. И что же? Как только заговорил А., на сцену немедленно вышла
собачка. Вот, - заключил свой рассказ В., -- надо всегда так работать,
чтобы выходила собачка». ***


=======================================


______________________________________Дополнение –
только для тех,
кто напрасно сердится на меня
за упоминание имени Орловой.

(из ответа читателю) 


«Обещаю вам,
как внимательному читателю,
чьё мнение следует учитывать -
подумаю и, возможно, удалю это имя из текста,
чтобы не огорчать её поклонников.

Nomina sunt odiosa.

Мне трудно это понять (стараюсь, но…) –
я, например,
нежно люблю Евстигнеева – нежно! –
но если кому-то не нравится его голос, скажу:
«а мне – нравится!»
и не буду подозревать психологические мотивы – ну честное слово. Никак не возьму в толк – из чего это следует здесь?

Дело вкуса.
О вкусах не спорят же – бессмысленно. Мы об этом лишь информировать можем друг друга (не всегда). Восприятие индивидуально – это факт.

Так можно по всем 5 чувствам пройтись.

Ну – чуть.
У нас ведь и в запахах - к примеру - личные предпочтения?
Есть люди, во всем нам симпатичные
или безразличные, не суть –
кроме запаха?

Ну как может не нравиться запах ландышей?! – говорит один.
А вот так – до тошноты!! – знаю такую особу.
И если бы только ландыши…

Личных причин относиться плохо нет –
а находиться рядом невыносимо.
Конечно, на тему запахов
я не стала бы откровенничать в заметках –
         сия тема гораздо деликатнее…

Но голос –
будь Орлова Сарой Бернар и Комиссаржевской в одном флаконе –
её голос блокирует мой личный интерес.

Это не упрёк, не обвинение. Не призыв изменить.
Данность… Говорю в рамках темы – не более.

Никто не виноват. Чувства!


====================================


                ___________________________Примечания автора

Получив критическую массу отзывов
на заметки «О голосах» (не только здесь)
и поняв, что тема  волнует читателя,
собираюсь написать продолжение –
так сказать, «2ю часть Марлезонского балета»,
расширенный вариант – этих заметок.
Рабочее название

«Пять чувств плюс шестое – их влияние на нашу жизнь».


Потом придумаю что-нибудь  менее громоздкое.
Эпиграфом хотела бы
Поставить чью-то мудрую мысль: 

люди забывают –
что мы говорили и делали,
но помнят, что чувствовали  благодаря нам.

Не найду – кто автор? Видимо, уже народная мудрость.
Это действительно так. Чувства сильнее – ну, почти всегда…

А пока выложу здесь кое-какой рабочий материал (не всё, конечно).
Буду постепенно добавлять, менять – см. дату ближайшей редакции.
Напишу основной текст – удалю. Но... когда это ещё будет…
Руки не доходят, что ж материал лежит без дела.
Возможно, не всё войдёт в основной текст.

А есть интересное и полезное – для обдумывания.

 

_______________________________________________NB! - ПОЖАЛУЙСТА!


Если не любите читать рабочие материалы - и не надо.
Это, ниже -
только для заинтересованных.



Дальше – бессистемно пока –

кроме цитат,
отрывки из диалогов с читателями (здесь и не только),
попутные размышления и т.д.

Во-первых, разговор с читателем (целиком – ниже, в рецензиях) напомнил мне эпизод из рассказа Кристи «Зеркало треснуло»

==Кайркелды,
сегодня вспоминала вас –
то есть ваши слова о детских впечатлениях на всю жизнь.
Искала кое-что у Кристи (для этих же заметок)
 и вспомнила, что там есть кусочек, перекликающийся с вашими примерами о детских впечатлениях на всю жизнь.
Привожу ниже – жаль пройти мимо – ярко очень.

И вообще – всем важно знать, что мотивы поступков могут быть скрыты вот так – ну кто ж может догадаться? И даются совсем другие объяснения…
Разные мы.

(Вдруг вы не читали «Зеркало треснуло»? – рекомендую. Преступление там – не главное. )

Если вам неинтересно – просто удалите.

К слову - уточню ещё:
ничего негативного в связи с образом Орловой
лично у меня в жизни не было –
клянусь кинофабрикой.

   Собственно отрывок из Кристи:

 «— Конечно, очень трудно поверить в это, но много ли вы, дорогой мой Дэрмот, знаете о детях? Вспомните свое собственное детство, и вы наверняка припомните какой-нибудь случай, какое-нибудь событие, которое вызвало у вас взрыв чувств, совершенно не соответствующих действительной значимости этого события. Какое-нибудь разочарование или страстное возмущение, равного которому с тех пор у вас не было? Знаете, есть одна очень умная книга — ее написал великолепный писатель, мистер Ричард Хьюз. Я забыла ее название, там рассказывалось о детях, которые пережили ураган. О да, ураган на Ямайке. Что особенно им запомнилось, так это кошка, которая в страхе металась по комнате. Это единственное, что осталось у них в памяти. И позднее весь ужас, весь страх, все нервное напряжение, которое они пережили во время урагана, воплотилось для них в этой кошке.
— Странно, очень странно, — задумчиво пробормотал Крэддок.
— Что тут странного? Может быть, это вам что-нибудь напомнило?
— Да, я вспомнил о том, как умерла моя мать. Мне было тогда лет пять. Пять или шесть. Я обедал в детской, ел пудинг с джемом. Мне очень нравился такой пудинг. И вдруг вбежал кто-то из слуг и сказал моей гувернантке: «Какой ужас! Миссис Крэддок упала с лестницы и скончалась…» И теперь, когда бы я ни вспомнил о смерти матери, знаете, что прежде всего возникает передо мной?
— Что?
— Тарелка с джемовым пудингом. Я вижу его отчетливо и даже вижу, как джем вытекает с одной стороны пудинга. Я помню, что в ту минуту я не заплакал и не сказал ни слова, я просто сидел, уставившись на этот пудинг. И знаете, до сих пор, стоит мне только где-нибудь в магазине, в ресторане, в каком-нибудь доме — увидеть пудинг с джемом, как на меня накатывает волна ужаса и отчаяния. Иногда я даже не могу понять, почему так происходит. Это не кажется вам странным?
— Нет, — возразила мисс Марпл.
— Это вполне естественно, я бы сказала. Более того, это навело меня на одну мысль»…

=================

Из того же «Зеркала» -
это уже о внешности.

«Миссис Бантри смотрела на хозяйку дома с нескрываемым восхищением. Зенит славы Марины Грегг пришелся на годы, когда еще не интересовались различной сексстатистикой, размерами бюста или объемом талии. Она была высокой и стройной женщиной, чертами лица несколько напоминающей Грету Гарбо. В фильмы, где Марина Грегг снималась, она вносила личность, а не секс. Внезапный поворот головы, глубоко посаженные большие глаза, слабое подергивание губ — все это производило впечатление захватывающего дух очарования, проистекавшего не из красоты фигуры, а из какой-то неожиданной магии личности, которая целиком покоряла зрителей. Это качество сохранилось в ней до сих пор, хотя и не проступало теперь так очевидно. Подобно многим звездам, она научилась создавать образ по желанию. Она могла уйти в себя, быть спокойной, нежной, безразличной к нетерпеливым поклонникам. А затем неожиданный поворот головы, движение рук, случайная улыбка — и начиналась магия"=====


================


Приведу как иллюстрацию часть уже подобранного материала для задуманного
(пока лежит-пылится) –
пусть сейчас будет кусочек из той же «Кафедры».
Грекова – замечательный, умнейший, тонкий автор.


Это мысли одного из гл персонажей – старого профессора Завалишина.
Он-то понимает, что неправ – пристрастен по личным предпочтениям, что так нельзя…
а ведь многие не понимают как раз…


«Часто мы начинаем считать людей плохими, несимпатичными только из лени.
Жизнь наша перегружена впечатлениями. Каждый новый человек, с которым она
тебя сталкивает, требует внимания, а оно у нас не безгранично. Нельзя
вместить в себя всех и каждого. Поэтому мы торопимся невзлюбить человека,
который ни в чем не виноват, попросту подал заявку на наше внимание. Объявив
кого-то неприятным, мы как будто снимаем с себя вину за невнимание. Мы рады
придраться к любому поводу, чтобы не полюбить человека. Одного мы не любим
за то, что он толст, другого за то, что шмыгает носом, третьего за
пристрастие к уменьшительным. Часто меня удручает мысль об изобилии
недоброжелательства, среди которого мы живем. Нашего к другим людям и других
людей к нам. Невольно вспоминаются строки из "Скупого рыцаря":
Да! если бы все слезы, кровь и пот,
Пролитые за все, что здесь хранится,
Из недр земли все выступили вдруг,
То был бы вновь потоп -- я захлебнулся б
В моих подвалах верных...
Так вот если бы внезапно, каким-то чудом стали слышными все заочные
высказывания одних людей о других, более того -- все недобрые мысли, мы бы
захлебнулись в море недоброжелательства. Каждый из нас по-своему в нем
повинен.
Я, старик, пытаюсь не осуждать людей. Но и я виноват: я остро не люблю
Кравцова. Бываю к нему несправедлив (внутренне всегда, а иногда и внешне).
Пытаюсь разобраться в причинах этой острой антипатии. Эгоист? Конечно, но не
он один. Карьерист? Многие карьеристы (я уже нет). Любит поговорить? Многие
любят. Я сам на старости лет стал отвратительно болтлив. Меня раздражает не
сама по себе его болтливость, а обкатанность его речи. Тут я, пожалуй,
несправедлив. Есть люди (из тех, что поздно выучились правильно говорить),
для которых штампованная речь -- своего рода достижение. Такой человек
наслаждается своим уменьем нанизывать одну за другой гладкие фразы, чтобы
выходило совсем как в газете. Нечто похожее испытывал я, когда, попав за
границу, вел разговоры на малознакомых мне языках. Сам факт гладкой,
правильной речи -- уже достижение.
Явное желание Кравцова стать заведующим кафедрой поставить в вину ему я
не могу. Он человек молодой, ему интересно заведовать кафедрой. Способности
у него есть, как научный работник он заслуживает уважения.
В результате, если вдуматься и разобраться как следует, главной
причиной моей неприязни к Кравцову оказывается то, что у него фигура не
суживается, а расширяется к поясу. Нечего сказать, причина... Позор»!

!!!


========================


Ещё из «Кафедры» -
о запахах
(из размышлений того же профессора Завалишина):.


«Хорошо  бы сейчас уткнуться лицом в подушку жены, почуять  тот  особый,
прелестный запах, который всегда, с юности, был ей присущ.
     Словами  этот запах описать  невозможно. Припомнить  его усилием  мысли
тоже  нельзя.  Какой  он был? Сладковатый и  странный?  Мало этого.  С  чуть
уловимой горчинкой? Верно и это, но мало и этого. Может быть, перец? Ваниль?
Левкой? Нет, не то.
     Он всю жизнь был особо  чувствителен к запахам.  "Талантливый нос!"  --
говорил  про  него  отец,  невысокий,  обожаемый человек; об  отце отдельно,
сейчас  о  запахах.  Николай  Николаевич   --  тогда  еще  Кока  --  обладал
исключительным обонянием. Например, мог по запаху различать подушки -- какая
чья. Сестры Надя и Люба выкладывали перед ним на диване все подушки, которые
были в доме, завязывали ему глаза (иногда -- ой! -- с волосами вместе), а он
вслепую распознавал: "Мамина, папина, твоя..." Теперь  ему хотелось до  боли
душевной узнать по запаху подушку  Нины,  отличить от своей. Но  подушки  не
было. Он  тогда  раздал очертя  голову  все вещи  умершей  -- платья, белье,
постель,  -- о  идиот!  Фотографии  сохранил,  а  вещи с их  запахом  отдал.
Фотографии мало были похожи, да она  и не любила сниматься. Теперь ему нужно
было напрягать память, чтобы увидеть Нину, свою жену».


«Помню,  как мальчиком,  лет десяти  --  двенадцати,  я  впервые  увидел
автомобиль  (тогда говорили  "мотор").  Мальчишки  выбегали  из  подворотен,
кричали: "Мотор идет!"  Я тоже бежал, кричал и вдыхал пьянящий запах бензина
(теперь сказали бы "выхлопных газов"). Но тот запах совсем не  был  похож на
нынешний.   Возможно,  тогда,  в  первых  двигателях  внутреннего  сгорания,
употреблялся не  сегодняшний  плохо очищенный бензин,  а другой, близкий  по
формуле к  нашему авиационному.  Однажды на аэродроме я попал  в струю этого
запаха и просто ошалел: с такой пьянящей силой набросилось на меня детство!
     Известно,  что  именно  запахи  сильнее всего будят память. Пока  я  не
прочел об этом в книгах, я думал, что сам открыл этот психологический закон.
Запахи трогают меня, потрясают, сбивают с ног.
     В  ранней юности  я был  влюблен в  одну  девушку,  Зину,  впоследствии
покончившую жизнь самоубийством. Я не был виноват в ее смерти. Я ее любил, а
она любила другого. Большой, сильный, что называется, косая сажень в плечах.
Звали  его, как и меня,  Николаем  (Коля-большой и  Коля-маленький).  Что-то
между ними  произошло трагическое.  Потом говорили, будто бы Зина рассказала
Коле-большому что-то такое о своих друзьях, чего не надо  было рассказывать,
и  друзья пострадали, а  она  отравилась.  Записку  она оставила  одну: "Сам
знаешь".  На похоронах  все сторонились Коли-большого, и он стоял  отдельно,
огромный, с повисшей головой, как заезженный конь.
     Зинина  мать,  странно спокойная, подтянутая, стояла  возле гроба и все
вытирала мертвой дочери щеки и лоб каким-то особым, благоуханным одеколоном.
Этот запах -- благородный, глубокий, трагический -- запомнился мне навсегда.
Тогда я понял, что запах может быть трагическим...
     А  у праздника Пасхи  был целый  букет чудесных веселых  запахов. Запах
куличей  и  мазурок.  Запах  гиацинтов   --  нежных  и  плотных,  как  будто
вылепленных из воска, -- ими всегда украшали пасхальный стол. Запах крашеных
яиц, которые мы,  играя, катали  по лакированным  красным лоточкам; победить
значило разбить  своим яйцом чужое.  Разбитое  яйцо съедалось: победитель  и
побежденный  по  очереди  от  него  откусывали.  Яйцо  было   очень  крутое,
посиневший желток  просвечивал сквозь белок  небесной  голубизной. Съедалось
оно без  соли, и  его  запах, чуть сероводородный, сладко мешался  с запахом
яичной краски, лакированного  лоточка, паркетной мастики, оставлявшей желтые
следы на наших белых чулках».




---== Ещё цитата «на тему обоняния» –
из романа Валентина Пикуля «Нечистая сила».
(Имея печальный опыт необоснованных претензий, вынуждена добавить:
она – цитата -  не выражает моего личного отношения к упоминаемой персоне, об своём отношении здесь умолчу.
Это – напоминание о том. «как тоже быть может».)

«Как хорошо дурманит деготь
И нервы женские бодрит.
— Вы разрешите вас потрогать? —
Статс-даме Гришка говорит.
Она, как бабочка, трепещет
В силках расставленных сетей,
И маникюр графини блещет
На фоне траурных ногтей.
В салоне тихо гаснут люстры.
Войдя в мистическую роль,
Мужик, находчивый и шустрый,
Ведет себя, как Рокамболь…
И даже пылкому Амуру
Неловко стало свысока
За титулованную дуру
В объятьях грязных мужика!
Эти стихи принадлежат перу одного из убийц Распутина. Он же и воспел его во множестве стихотворений».



=================Далее –

тоже отрывки из ответов на отзывы –
для тех, кто их не читает.
Вопросы и оценки иногда схожи – размещу здесь кое-что, дабы не повторяться.


===Я ж хотела сказать только о личном восприятии.
Есть «поставленные» и т.д. голоса –
а слушать (конкретно ты) не хочешь (не буду в подробности влезать – ну просто физически неприятно).
А есть речь с «дефектами» формально – и пленяет.
Знала взрослую тётю, говорящую «фар» - как ваша малышка –
ну очень мне нравилось – шарм…
Правда, сама она комплексовала. Но это звукопроизношение – артикуляция неверная или анатомический либо неврологический дефект.
Знаю тех, кого «бесит» голос Высоцкого. Тут нам др друга никогда не понять. Хрипит, видите ли… О! О!
Ну и так далее – у меня в этих заметках только о личном восприятии,
к стандартам отношения не имеющему.
Как во внешности, Евгений –
одному надо 90-60-90 –
а другой чихал на это – ему другое важно.
Или говорят – бывают «мужчины груди» и «мужчины ног». И каждый считает, что прав…
Хотела донести – главное-
что иногда мы тянемся – или отвращаемся – др от друга подсознательно,
не имея вроде бы логичных оснований.
Нам приятно или неприятно –
и это влияет на общение неизбежно. Ведь так?
Это просто помнить и знать надо – ибо данность.
О вкусах не поспоришь…
Но понимание найти можно и нужно – если не считать, что твой вкус – эталон.
Вот что я пыталась сказать – видимо, невнятно. Надо дорабатывать… ======


=================Ценю способность принимать окружающее разнообразие и его последствия без раздражения и хирургического вмешательства.
Это и есть высокая толерантность.  ==


=================До чего ж уважаю людей,
не стремящихся «подправлять» альтернативное мнение
методом Прокруста.  ===


=================И как же дорога созвучность мнений – восприятия.
Говорят: главное в жизни – найти своих. Вот 100%!
Пришвин вспоминается,
чуть перефразирую:
тот человек, о котором вы пишете, конечно, лучше меня… но я постараюсь тоже быть лучше.


=================У каждого из нас свой внутренний камертон. Они разные...так трудно порой понять друг друга.
Кто-то полтона еле различает, кому и четверть уши режет.
Стараюсь помнить это и принимать - как данность.
Отрадно узнать, что тебя понимают.


=================И не совсем в тему, но всё ж о голосе –
чтобы вы улыбнулись.
Недавно в инете попалось:
если вижу слово «безвозмездно»,
то сразу как бы слышу его,
произнесённое голосом Совы.
Нарышкина и чудо-мульт! =====


=== О восприятии цвета...
 
"Нас цвет оранжевый так тянет,
так нам проходу не даёт.
Ему поддавшись, тело тает
и телом быть перестаёт".

Белла Ахмадулина.


Оранжевый манит не каждого...



===== 2017 04 05 ==========Ещё – о внешности.


Из «Острова пингвинов» Анатоля Франса


«Провинция блюдет строгую нравственность; женщины там более добродетельны, чем в столице. Это объясняют разными причинами: воспитанием, влиянием примеров, простотою жизненного уклада. Профессор Гэддок утверждает, будто добродетель провинциалок всецело зависит от того, что они носят обувь на низких каблуках. «Женщина только тогда вызывает в цивилизованном мужчине подлинно эротическое чувство, — писал он в научной статье, на страницах "Антропологического обозрения", — когда ступня ее образует с поверхностью земли угол в двадцать пять градусов. Если угол этот увеличивается до тридцати пяти градусов, эротическое воздействие данной особи приобретает острый характер. В самом деле, при вертикальном положении корпуса от ступни зависит соответственное расположение его частей и особенно таза, равно как живая взаимосвязь между поясницей и скоплением мышц в задней верхней части ляжек. А так как всякий цивилизованный мужчина подвержен извращенной наклонности к деторождению и связывает мысль о сладострастии (по крайней мере, при вертикальном положении особи) только с женскими формами, расположенными в том именно соотношении объемов и в той уравновешенности, которые определяются вышеуказанным наклоном стопы, — то, следовательно, провинциальные дамы, носящие обувь на низких каблуках, вызывают слабое желание (по крайней мере, в вертикальном положении) и без труда сохраняют добродетель». Эти выводы не получили общего признания. В противовес им указывали на то, что и в столице, под влиянием английской и американской моды, распространилась обувь на низких каблуках, не вызывая, однако, тех последствий, о которых говорил ученый профессор; что, впрочем, и разница, усматриваемая между столичными нравами и провинциальными, имеет, быть может, иллюзорный характер, а если и существует, так, вероятно, объясняется тем, что большие города предоставляют для любви всяческие возможности и удобства, которых нет в маленьких городах. Как бы там ни было, но провинция стала осуждать председателя совета министров, обвиняя его в безнравственности. Это не внушало особенной тревоги, но, быть может, только до поры до времени.
Пока опасности не было нигде — и она была повсюду».



=================================================== 2017 07 21  ====

На днях, отвечая оставившему отзыв автору Зиле Шакировой,
привела к слову
(о восприятии запахов)
отрывок из романа Эльзы Триоле «Розы в кредит».
Поскольку отзывы читают далеко не все, помещаю его здесь – он того стоит.


_Малышка, растущая в лачуге, резко отличается от своего семейства. «Очень другая» - непонятно, почему…? Хотя версии есть…
И она страдает… А им – другим - смешно…


«Мартина росла, не отдавая себе отчета, почему все окружающее было ей так отвратительно, почему грязные простыни, сопли, крысы, испражнения вызывали у нее рвоту. Она пропадала в лесах оттого, что ей было не по себе дома с матерью и всем семейством, и началось это у нее давно, когда в хижине еще не наступило полное запустение и многочисленные дети еще не появились на свет… а Пьер Пенье возвращался по вечерам домой, носил воду, ставил капканы на крыс… Но и тогда уже Мартина говорила: «Воняет!» И это так смешило Мари и Пьера, что они заставляли девчонку без конца повторять: «Воняет».
Вот почему Мартина знала леса и поля так, как знает их крот, белка или еж: крот, должно быть, не интересуется вершинами деревьев, а птица подпочвой, так же и Мартина, находясь в лесу, интересовалась главным образом мхом, яг
одами, цветами. Ведь она уходила в лес, чтобы выспаться там днем после бессонной ночи в лачуге, съесть, что найдется съедобного, так как от материнской похлебки у нее начиналась рвота, собирать ландыши, дикорастущие гиацинты и нарциссы, землянику; ведь она была одной из тех девочек, что стоят у обочин больших магистралей с круглыми букетами и ивовыми корзиночками».


_____Для меня загадка, почему «Розы в кредит» не экранизированы у нас? (Есть французский фильм – но о нём только и знаю, что есть…)
Да, роман сей - не шедевр,
но и не просто «женский роман» – НЕТ:
интересная, грустная, ооочень «поучительная» история. И актуальная в наших сегодняшних реалиях – полной мерой.
Можно снять и сохранив место и время –
и адаптировав к «здесь и сейчас» – бережно бы только.


___Чуть об авторе «Роз», сведения из Интернета:
*******Младшая сестра Лили Брик (младше пятью годами) она в 1915 году и познакомила Лилю  с Маяковским.
Окончила Архитектурный институт.
В 1918 году вышла замуж за французского офицера Андре Триоле и уехала с ним во Францию.
В 1928 вышла за поэта Луи Арагона – и способствовала его переходу на коммунистические позиции.
Писательница, переводчица (в т.ч. Чехова и Маяковского). Лауреат Гонкуровской премии (1944).
Большая любовь Виктора Шкловского.
«У Эльзы были невероятно красивые глаза. Арагон посвятил им целую поэму. Анри Матисс нарисовал картину «Глаза Эльзы», а Ив Сен-Лоран, вдохновлённый этим необычайным подарком природы, создал костюм».
«Луи Арагон пережил жену на несколько лет. Они вместе покоятся в саду своего загородного дома.
На могильной плите цитата из романа Эльзы:
«Мертвые беззащитны. Но надеемся, что наши книги нас защитят».*******

_________Я читала у неё только «Розы» - пробовала «Нейлоновый век» - ну… никак! Остальное не подворачивалось пока.



_______Добавлю, что в теме о запахах
надо бы процитировать «Парфюмера» Зюскинда  –
но не могу себя заставить, впечатление оставил тяжёлое.
Впрочем, он и так широко известен.
*******Сведения из Инернета (2017), проверить досконально не имею возможности:
«Парфюмер» (нем. Das Parfum) — роман немецкого драматурга и прозаика Патрика Зюскинда.
Впервые напечатан в Швейцарии в 1985 году. На сегодняшний день он признан самым знаменитым романом, написанным на немецком языке со времен Ремарка и выдержал множество изданий общим тиражом более 12 миллионов экземпляров. Книга переведена на 47 языков, включая латынь (на русском языке впервые опубликован в 1991).
«История одного убийцы»
 рассказывает о жизни человека, чьи «гениальность и феноменальное тщеславие ограничивались сферой, не оставляющей следов в истории, — летучим царством запахов».

Жан-Батист Гренуй — парфюмер, главный герой (вернее, антигерой). У него невероятно тонкое и сильное обоняние наряду с полным отсутствием собственного
запаха.*******



==================================
 

Алексей Толстой «Петр Первый».
Книга третья,глава четвертая - отрывок


«Сложно было другое: перехитрить графиню Козельскую и безмятежно утопить ее, и самое, наконец, щепетильное, — не для минутной прихоти послужить королю, но привязать его прочно... Для этого мало одной женской прелести, для этого нужен опыт. Пани Анна, не теряя времени, выведывала у графини тайны обольщений.
— Ах, нет, любезная графиня, в Варшаве я готова жить в лачуге, лишь — вблизи вас, как серая пчелка близ розы, — говорила пани Анна, сидя с поджатыми ногами в другом углу кареты и мельком поглядывая на лицо графини с закрытыми глазами; оно то розовело от отблесков костров, то погружалось в тень (будто луна в облаках). — Ведь я еще совсем дитя. Я до сих пор дрожу, когда король заговаривает со мной, — не хочется ответить что-нибудь глупое или неприличное.
Графиня заговорила, будто отвечая на свои мысли, кислые, как уксус:
— Когда король голоден, он пожирает с одинаковым удовольствием ржаной хлеб и страсбургские пироги. В одном придорожном шинке он увязался за рябой казачкой, бегавшей, как молния, через двор на погреб и опять в шинок с кувшинами... Она ему показалась женщиной... Только одно это имеет для него значение... О, чудовище! Графиня Кенигсмарк взяла его тем, что во время танца показывала подвязки: черные бархатные ленточки, завязанные бантиками на розовых чулках...
 — Иезус, Мария, и это так действует? — прошептала пани Анна. — Он, как скотина, влюбился в русскую боярыню Волкову; она во время бала несколько раз меняла платье и рубашку; он вбежал в комнату, схватил ее сорочку и вытер потное лицо... Такая же история была в прошлом столетии с Филиппом Вторым — королем Франции. Но там это кончилось долгой привязанностью, а боярыня Волкова, ко всеобщему удовольствию, улизнула у него из-под носа...
— Я ужасно глупа! — воскликнула пани Анна, — я не понимаю, при чем же тут сорочка той особы?
— Не сорочка, важна кожа той особы, ей присущий запах... Кожа женщины то же, что аромат для цветка, об этом знают все девчонки в школах при женских монастырях... Для такого развратника, как наш возлюбленный король, его нос решает его симпатии... — О, пресвятая дева! — Вы присматривались к его огромному носу, которым он очень гордится, находя, что это придает ему сходство с Генрихом Четвертым?.. Он все время раздувает ноздри, как лягавая собака, почуявшая куропатку... — Значит, особенно важны духи, амбрные пудры, ароматические притирания? Так я поняла, любезная графиня? — Если вы читали Одиссею, должны помнить, что волшебница Цирцея превращала мужчин в свиней... Не притворяйтесь наивной, милая моя... А впрочем, все это достаточно противно, скучно и унизительно...
Графиня замолчала.
Пани Анна принялась размышлять, — кто кого, собственно, сейчас перехитрил?
За окном кареты показалась конская морда, роняющая пену с черных губ. Подъехал король. Он соскочил с седла, раскрыл дверцу, — ноздри его были раздуты, крупное, оживленное лицо ослепительно улыбалось.
При свете факела, которым светил верховой, он был так великолепен в легком золоченом шлеме, с закинутым наверх забралом, в пышно перекинутой через плечо пурпуровой мантии, что пани Анна сказала себе: «Нет, нет, никаких глупостей...» Король воскликнул весело:
— Выходите, сударыни, вы будете присутствовать при историческом зрелище... Пани Анна тотчас, тоненько вскрикнув, выпорхнула из кареты.
Графиня сказала: — У меня переломлена поясница, чего вы, несомненно, добивались, ваше величество. Я не одета и останусь здесь дремать на голодный желудок. Король ответил резко: — Если вам нужны носилки, я пришлю...
— Носилки, мне? — От удара зеленого света ее распахнувшихся глаз Август несколько попятился. Графиня, будто с зажженным фитилем, вылетела из кареты, — в персиковом бурнусе, в огоньках драгоценных камней, дрожащих в ушах, на шее, на пальцах, с куафюрой потрепанной, но оттого не менее прелестной.
— Всегда к вашим услугам, — и сунула голую руку под его локоть. Еще раз пани Анна поняла, как велико искусство этой женщины...
Втроем они пошли к королевской карете, где при свете факелов стоял на конях эскадрон отборной шляхетской конницы, — в кирасах с белыми лебедиными перьями, прикрепленными за плечами на железных ободах.
Август и дамы — по сторонам его и несколько позади — сели в кресла на ковре.
У пани Анны билось сердце: — ей представилось, что обступившие их высокие всадники с крыльями, с бликами огней на кирасах и шлемах, — божьи ангелы, сошедшие на землю, чтобы вернуть Августу его варшавский дворец, славу и деньги... Она закрыла глаза и прочла короткую молитву:
 — Да будет король в руках моих, как ягненок»...




==================================================2017 07 24 =====



В тексте выше упоминала «Концерт Сарасате» Вертинского.
Подумалось – не все на раз вспомнят текст…
Привожу.


«Ваш любовник скрипач, он седой и горбатый.
Он Вас дико ревнует, не любит и бьет.
Но когда он играет Концерт Сарасате,
Ваше сердце, как птица, летит и поет.

Он альфонс по призванью. Он знает секреты
И умеет из женщины сделать зеро...
Но когда затоскуют его флажолеты,
Он божественный принц, он влюбленный Пьеро!

Он Вас скомкал, сломал, обокрал, обезличил.
Femme de luxe он сумел превратить в femme de chambre.
И давно уж не моден, давно неприличен
Ваш кротовый жакет с легким запахом амбр.

И в усталом лице, и в манере держаться
Появилась в Вас и небрежность, и лень.
Разве можно так горько, так зло насмехаться?
Разве можно топтать каблуками сирень?..

И когда Вы, страдая от ласк хамоватых,
Тихо плачете где-то в углу, не дыша, -
Он играет для Вас свой Концерт Сарасате,
От которого кровью зальется душа!

Безобразной, ненужной, больной и брюхатой,
Ненавидя его, презирая себя,
Вы прощаете все за Концерт Сарасате,
Исступленно, безумно и больно любя!»


Александр Вертинский «Концерт Сарасате»
1927 


===============================================





                Пока всё. Продолжение следует...



LLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLL