Сказание о старине далекой

Сергий Чернец
Сказание о старине далекой

Ум, весь состоящий из одной логики, подобен ножу без ручки, состоящему из одного цельного лезвия: он ранит в кровь руку берущую его.

Начало.

На закате, в светлых розовеющих желтых лучах солнца погода стояла хорошая, тихая и теплая. В блестящей, без единой ряби, поверхности старицы без течения отражались возвышающиеся над зелеными круглыми листьями тарелочкой желтые кувшинки, пролетающие над ними стрекозы. Поплавки двух удочек неподвижно замерли на открытой воде за кувшинками, в которой отражался весь лес вокруг старицы с высокими старыми березами, повесившими свои ветви с вялыми от жары листочками над водой.
Но когда солнце зашло и в лесу, вдруг, стемнело, два приятеля затеплили костер, на который был подвешен на палку на рогульках котелок с водой для чая со смородиновым листом.
В остатках света багрового заката приятный запах заваренной смородины с дымком разнесся по округе от разливаемого по кружкам чая – и было приятно наслаждаться всем видом природы, прихлебывая сладкий чай, сидя на бревне у вечернего костра у реки.
Рыбаков было двое: Сергей Петрович, который был врач Скорой помощи и Кудряшов пономарь местной Церкви. У Сергея Петровича была довольно странная фамилия – Гвоздиков, которая совсем ему не шла, так как он был низкорослый и полноватый, скорее похожий на квадрат или ромб, а – «гвоздиков» предполагает длинного и худого обладателя; и во всем его окружении знакомые звали его просто по отчеству – Петрович.
Он работал в городе на Скорой помощи и приехал теперь на рыбалку, чтобы подышать чистым воздухом, так как в середине лета жаркими днями июля рыба не клевала, как знают все рыболовы, - в это время она скрывается в глубинах омутов, если таковые имеются на реке.
Кудряшов же, уже пожилой и мудрый человек, работал пономарем в местной Церкви и был местным жителем деревушки у небольшой реки на междугородней трассе в 40 километрах от города. Предки Гвоздикова тоже жили тут, дед и бабушка, но уехав в город учиться, Гвоздиков редко приезжал уже в «деревню», в село, а в этот раз летний отпуск получился….

У костра рассказывали они разные истории.
Между прочим, как врач, Петрович рассказывал о различных случаях из своей практики:
«Например, мы приехали когда человек уже «умер», заводили ему сердце дефибрилляторами, а оно ни в какую. И тут подходит внучка, девочка маленькая лет пяти, говорит: «Вставай дедушка, вставай…!» - и еще чего-то по своим детским соображениям. И вот, - раз, сердечко пожилого, но не очень старого, лет 56 – 57, человека завелось, и он «ожил» и улыбнулся стоящей рядом внучке своей. А уж сколько раз травмы были – ну, несовместимы, кажется с жизнью. И поневоле поверишь в действие Ангелов и в Божие провидение: когда упал человек на арматуру на стройке – штыри проткнули его грудь и живот. Надо же, - а ни кишечник не повредился, и сердце как-то не было задето, буквально, в миллиметрах прошел штырь, а кишки - так будто обошел специфически, как потом врачи в больнице установили. Мы же вырезали арматуру забетонированную, и так, со штырями увезли его в больницу. Он упал с верхнего этажа на другой нижний, прямо на торчащие из бетона штыри арматуры…».
«Что же тут удивительного! – сказал Кудряшов. - Вот я в семинарии учился, так сказания старины далекой почти наизусть знаю, прочитывал неоднократно. И сколько провидение помогало людям и сколько примеров помощи от Ангелов нам во свидетельство оставлено – не счесть. Только не все знают о них: говорю об Ангелах и провидении Божием, потому что не читают люди оставленных предками Сказаний.
А вот я расскажу об известном и интересном приключении, какие выпали на долю Блаженному и святому предку Товиту, о котором повествуется в Библии, там много поучительного».

Так начал повествование пономарь Кудряшов.

«Я почему вспомнил про Товита. А в связи с медициной…. Случилось ему однажды ослепнуть, а потом исцелиться с помощью Ангела посланного от Бога. И было это так:
Ночью он возвратился после погребения одноплеменника и будучи нечистым, так как после обращения с трупами требовалось омовения обряд пройти, иначе в дом войти нельзя (закон такой был), лег Товит за стеной двора (у стены) и лицо его было непокрыто. Он взирал на звезды и не заметил, что на стене были воробьи. Когда глаза его были открыты, воробьи испустили «теплое» на глаза его. А испражнения птичьи с известью, кислотой разъели глаза так, что сделались у него бельма на обоих и он ослеп. И в то время были врачи, и ходил Товит по врачам, которые лечили его припарками трав, но ничего ему не помогло.
И тогда он лишился работы своей, а кормил его брат его, что служил у Царя старшим в счетной палате (счетовод, по-нашему). Но это продолжалось недолго, потом брата Ахиахара перевели в другой город царства.
Чтобы совсем не голодать, пропитание стала добывать жена Товита Анна. Она стала с женщинами прясть шерсть и посылала эту пряжу богатым людям, которые давали хорошую плату, так как пряжа была отличной. И однажды в придачу к плате дали ей богатые люди козленка. Когда козленка принесли в дом, он начал блеять и Товит услышал и спросил жену: откуда этот козленок? Не краденный ли он? Надо отдать его тому, кому он принадлежит! Ибо непозволительно есть краденное.
С женщинами всегда случается спор у мужчин, бывают споры особенно у жен и мужей. У мужей праведных и живущих в страхе Божием и в любви к Богу, всегда терпения больше. А вот у женщин терпение часто не хватает, и в гневе выражая свои эмоции, женщина высказывает свои неудовольствия. Так, например, жена Иова праведного до такой степени злилась во время горя, выпавшего на их долю, что предлагала Иову проклясть уже Бога, который якобы лишил их всего. Так же и тут, у Товита случилось. Он был праведный муж, и не хотел согрешать и не поверил жене, что дали ей козленка сверх платы, и они поссорились. Тогда жена упрекнула Товита: «Где же твои милостыни, которые ты раздавал, и где твои праведные дела, которые ты делал ближним? Вот как, мол, всё обнаружилось наоборот, нет от Бога ответа, а только горе и беда на тебе!».
Опечалился Товит, заплакал и молился со скорбью. В молитвах своих и Товит, как и праведный Иов утверждал веру свою Богу прославив праведность его: «Праведен Ты, Господи, и все дела Твои и все пути Твои – милость и истина, и судом истинным и правым судишь Ты вовек!». И просил Товит наказать его за грехи отцов и дедов своих, если они совершили грехи, но милости просил для сына своего Товия. Он пожаловался Господу на то, что терпит укоризны за то, что проживал праведную жизнь.
Надо сказать, был сын у Товита, названный – Товия. Как и у нас называют сына именем отца – Иван Иванович, Николай Николаевич получаются. Вот тут был Товия сын Товита.
_________________________
 - Да. Сказал Петрович, - воспользовавшись перерывом в рассказе Пономаря Кудряшова. В горящий костер надо было подложить дрова, чем Кудряшов и занялся. – Эмоции, - продолжал Сергей Петрович, - это, говорят «ворота души». А женщины, - они более эмоциональнее мужчин, это особенность их психологии.
Поправив костер пономарь Кудряшов продолжил свой рассказ, предварив его пояснением: «Эмоции эмоциями, но я заостряю внимание на «Укоризнах». Укоряют и женщин иногда, как было и в повествовании истории Товита».
Рассказ.
А случилось совпадение: что в этот же самый день молилась и Сарра, дочь Рагуила, в другой стране Мидийской в городе Екбатана. Она терпела укоризны от всех служанок отца своего. А за то укоряли её, что она была отдаваема замуж уже семь раз. Но дух злой, Асмодей, умерщвлял будущих мужей прежде, чем они были с нею, как с женою, в первую брачную ночь. И ей говорили все: разве тебе не совестно, что ты задушила мужей своих? Она все время оставалась невиновной, так находили её и жениха после брачной ночи, как отравленными, лежащими в опочивальне: мужа мертвым, а её без сознания. Обвиняли слуг, что, якобы они отравляли молодоженов или вином или пищей, и били слуг, наказывали. Слуги гневались и говорили Сарре в лицо: «что нас бить за них? Они умерли: и тебе надо умереть за ними, чтобы нам не видеть твоего сына или дочери вовек!».
Вот и Сарра в слезах стала молиться Господу, жаловалась на упреки людские. Она также прославляла Бога за то, что Он праведен и справедлив, и просила смерти себе, если была бы она грешна.
_____________________
Снова поправив дрова в костре, а затем поудобнее примостившись на бревне, пономарь Кудряшов сделал пояснение свое к рассказу: «Бог слышит молитвы всех, потому что Ангелы Божии приносят их к Престолу Его. И ты знаешь, бывают совпадения, что одновременно приходят ангелы, принося похожие молитвы».
- У них ведь, как, в мире Ангельском! – более эмоциональнее, с улыбкой, начал выражать свои рассуждения Кудряшов. – У них там тоже своя иерархия, знаешь ли. Как написано в Новом завете: (Ефес. 1:16-17). Премудростью открывает апостол Павел тайны Божественного мира: что Богу служат не только Ангелы, но и другие силы: как то - 1)Начала 2)Властители; 3)Силы 4)Господства. А также 5)все имена архангелов.
Как например, 8\21 ноября отмечает Церковь: «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных», - так в календаре указано. Архангелов перечислено по именам, и каждое имя тоже имеет значение:
Михаил - это один из первых, - означает «Кто как Бог».
Гавриил - -..- - муж Божий - «Крепость (сила) Божия.
Рафаил ----- исцеление Божие, - «целитель (врач).
Уриил ---- свет Божий, - освещающий.
Селафиил ---- молитва к Богу.
Иегудиил ----- Слава Бога, - славящий.
Варахиил ----- дающий Благословение Божие.
Иеремиил ----- Возвышение к Богу, дающий.
Всё это знают многие христиане, но не все запоминают, а мне просто во время учебы в семинарии пришлось выучить наизусть.

Покончив с пояснениями, Кудряшов продолжил свой рассказ о Товите.

Рассказ

И услышана была молитва обоих пред славою Великого Бога, и послан был Рафаил-ангел исцелить обоих: снять бельма у Товита и Сарру, дочь Рагиула, дать в жены сыну Товита – Товии, связав Асмодея, злого духа, ибо Товии предназначено было наследовать всё от Сарры. И в одно и то же время Товит, возвратился с молитвы своей и вошел в дом свой, а Сарра, дочь Рагуила, помолившись, спустилась с горницы своей, где было место молитвы Богу в её доме устроено. (Горница – от слова гора, место высокое).
В тот же день вспомнил Товит о серебре, которое он дал на хранение брату Гаваилу в Медийской стране в городе Раги, что недалеко от того города Екбатаны, где и Сарра жила, но он ничего не знал о ней.
И сказал сам себе Товит: я просил смерти себе, потому что не годен для жизни, что ж – позову сына своего Товию, чтобы объявить ему о наследстве своем в другой стране, пока не умер. И призвал он сына и сказал: сын мой! когда я умру, похорони меня и не покидай матери своей; почитай её во все дни жизни твоей и не причиняй ей огорчения…. И прочитал ему целую проповедь, как надо жить на белом свете по заповедям Божиим.
А в конце наставления Товит сказал: теперь я открою тебе, что я отдал десять талантов серебра на сохранение Гаваилу, сыну Гавриеву, в Рагах Мидийских. Не бойся, сын мой, что сейчас мы обнищали: у тебя есть большое наследство и ты будешь жить в страхе господнем и удаляться от всякого греха, делать угодное Богу.
И сказал Товия, в ответ отцу своему, Товиту: отец мой, я буду исполнять всё, что ты завещаешь мне и буду жить по заповедям Божиим, но как я могу получить серебро, не зная того человека?
Тогда отец дал ему расписку и сказал: найди себе человека, который пойдет с тобой в страну Мидийскую. Я дам плату пока еще жив и пойдете вы с сопровождающим за серебром.
И пошел Товия искать человека, который знал бы дорогу и знал бы страну Мидию. И встретился ему такой человек, это был Рафаил, но он не знал что это был ангел. Он спросил: ты действительно можешь идти со мною в Раги Мидийские и знаешь эти места? Ангел отвечал ему: могу идти с тобою и дорогу знаю, я уже останавливался там, у Гаваила, нашего одноплеменника.
Товия пошел и сказал отцу о встреченном человеке. Но Товит не доверял разным незнакомым людям и попросил позвать, чтобы посмотреть – хороший ли человек. Пришел он в дом и после приветствия Товит спросил, так как не видел ничего: из какого ты рода и из какого колена? Как звать тебя?
Тогда Ангел назвался и сказал: Я Азария, из рода Аннании великого. Товит знал о роде родственном и колене великих соплеменников, и благословил Азарию с сыном Товией идти в землю Мидийскую за серебром. Он обещал дать плату и сказал: я дам тебе драхму на день и все необходимое в дорогу для тебя и сына моего, и еще прибавлю сверх этой платы, если благополучно возвратитесь.
На другой день Товит проводил сына молитвой и сказал: иди с этим человеком, Бог живущий на Небесах да благоустроит путь ваш, и Ангел Его да сопутствует вам! – И отправились они оба, и собака юноши сына с ними.
И снова Анна, мать заплакала и сказала Товиту с упреком: зачем отпустил ты сына нашего? Он же был опорою рук наших, когда с нами жил. И зачем это серебро? как поговорка есть такая: не предпочитай серебро серебру, - пусть оно будет как сор в сравнении с сыном нашим! Ибо Господом определено сколько нам жить, и на это у нас довольно всего.
Товит сказал жене своей: не печалься, он придет здоровым и глаза твои увидят его, ибо мы будем молиться, и ангел будет сопутствовать ему; путь его будет благоуспешен и он возвратится.
И перестала Анна плакать, потому что верила мужу.
А путники шли и шли и пришли к реке и остановились там на ночь. Юноша пошел к реке помыться, искупаться. Вошел он в воду, а там рыба большая напала на него. Тогда ангел сказал ему: возьми эту рыбу. И юноша схватил рыбу и вытащил на землю, на берег. И сказа ангел доброе дело: разрежь рыбу, возьми сердце, печень и желчь и сбереги их, они будут нужны. Юноша так и сделал, завернул в тряпицу и печень и желчь рыбную по отдельности. А рыбу же они испекли и съели. На другой день пошли дальше, и дошли до Екбатан.
По дороге спросил юноша Товий у ангела: брат Азария, к чему эта печень и желчь из рыбы? Он пояснил: если кого мучит демон или злой дух, то печень надо поджечь на углях лампады и дымом воскурить вокруг такого человека и более он не будет мучим демонами. А желчью надо помазать глаза человека больного бельмами, и он исцелится.
Когда же они решили переночевать, Ангел сказал юноше: «брат, нынче мы переночуем у Рагуила, твоего соплеменника, у которого есть дочь Сарра. Я поговорю о ней, чтобы дали её тебе в жены, ибо тебе предназначено наследство её, так как ты один из рода её. А девица прекрасная и умная».
Тогда юноша сказал ангелу: «брат Азария, я слышал, слухами земля полнится, что эту девицу отдавали семи мужам, но все они погибли в брачной комнате. А я один у отца и боюсь, как бы, войдя с ней в комнату, мне не умереть подобно прежним. Её любит демон, который вредит всем, кто приближается к ней».
Все узнал юноша от людей, так слухи дошли и до их земель. И потому он боялся, как бы ему не умереть и не свести жизнь отца своего и матери своей с печалью о нем: а другого сына, который бы похоронил их, нет у них.
Ангел же сказал ему так: «разве забыл ты слова отца, которые заповедал он тебе, чтобы ты брал жену из своего рода? Послушай же меня, брат: ей следует быть твоею женою. А о демоне не беспокойся». И научил он юношу, дал подробную инструкцию, как поступать: «в эту же ночь, когда отдадут тебе Сарру в жены, как только войдешь в брачную комнату, возьми кадильницу, вложи в нее печень рыбы и покури вокруг и демон ощутит запах и удалится, и не возвратится никогда. Когда же тебе надобно будет приближаться к ней, встаньте оба, воззовите к милосердию Божию, и Бог спасет и помилует вас».
« И не бойся, - сказал Ангел – ибо она предназначена тебе от века, и ты спасаешь её, и она пойдет за тобою; и я знаю, что у тебя от нее будут дети».
Товия, всё выслушав уже всей душой полюбил Сарру-красавицу. И подошли они к дому Рагуила, Сарра-красавица встретила и приветствовала их и ввела их в дом.
Когда Рагуил узнал, что юноша это сын Товита, он был рад, узнав, что Товит жив и здоров, он обнял юношу Товию и принял в дом весьма радушно: и закололи барана, и предложили обильные яства.
___________________________
В общем, все устроилось должным образом. Свадьба была, в смысле обручение, и вошел юноша Товия в брачную комнату с Саррой и сделал всё, как учил его ангел. Он взял курильницу (кадило по-нашему) и положил печень рыбы на горящие угли. Демон тут же, ощутив запах вместо ладана другой, убежал в Верхние страны Египта. Там его поймал Ангел и связал цепями и ввергнул в темницы адовы, где все демоны томятся до Страшного суда Божьего.
И сказал Товия Сарре: встань с постели и помолимся, чтобы Господь помиловал нас. И начал он молиться: Благословен Бог отцов наших и благословенно имя Твое святое и славное Во веки веков!... И так далее. После молитвы и Сарра сказала с ним: Аминь! И спали они спокойно в эту ночь.
А между тем, отец Сарры Рагуил пошел и велел вырыть могилу, говоря: все умирали, не умрет ли этот?
Утром послали служанку посмотреть. И на радость всем оба они оказались живы. Тогда благословил их Рагуил и сделал для них брачный пир на четырнадцать дней, то есть в два раза больше, чем положено. Он связал Товию клятвою, чтобы тот не уходил, пока пир не закончится. «А после пира возьмешь приданное и благополучно поедешь к отцу твоему» - сказал Рагуил, отец Сарры.  Пришлось Товии просить ангела, чтобы тот сходил в Рагу за серебром с распиской. Позвал Товия Рафаила-ангела и сказал ему: брат Азария, возьми с собою рабов и двух верблюдов, сходи к Гаваилу в Раги Мидийские и принеси серебро и самого его приведи ко мне на пир.
Ангел Рафаил пошел и остановился у Гаваила и отдал ему расписку; а тот принес мешки за печатями и передал ему. И на утро рано встали они вместе, и пошли на брачный пир. И благословил Товия жену свою, как написано!
_________________

- Очень интересна вся эта история. – Сказал Петрович внимательно слушая пономаря. – Но рассказываешь ты вроде бы – как сказку и все то у них складно и есть даже чудеса сказочные. –
 - Что ты, какие чудеса? Это подлинная история, записанная в Священном писании. Что же тебе показалось сказочным? – спросил Кудряшов.
Сергей Петрович улыбнулся и сказал: «Демон – это бес или чёрт?».
- Конечно! – сказал утвердительно Кудряшов. – Бесы они всегда убегают в пустыни, а Ангелы их ловят и связывают. Эта война злых сил описана во многих святоотеческих книгах. Просто не многие могут видеть бесов, но действия их ощущаются всеми. Бесов часто видят монашествующие, подвижники. Потому что человек приближается к Божьему миру, а это бесам не нравится и приходят бесы, в различных обличиях являясь перед монахами, чтобы соблазнить их на грех.
- Вот ту и хотел я тебе, как врач немного пояснить об этих способностях видения бесов ангелов и прочих. Потом ты доскажешь чем закончилась история Товии. – и Петрович сказал целую лекцию по поводу экстрасенсорики:
Вот бывают экстрасенсы, которые видят потусторонние вещи и образы. Например взять известную Вангу. Не раз пытались объяснить дар Ванги и ученые. Ей верили, что она разговаривает с умершими людьми находящимися на том свете.

Анатомия чуда (состоит в том…).

У людей, потерявших зрение или слух, начинают обостряться другие чувства, компенсирую, как бы, недостающие, утерянные. Возможно, эта чувствительность от природы. Вот Ванга могла компенсировать потерю зрения, развив в себе «гиперчувствительность». Это явление, хоть и редкое, но не исключительное. Гиперчувствительность – это способность воспринимать очень слабые сигналы неуловимые для обычного человека: звуки, запахи, вибрации, температурные изменения, идеомоторные движения. Благодаря сверхвосприимчивости органов чувств, (особенно часто у слепых), люди ориентируются в мире окружающем.
Как Ванга – один из примеров, - она передвигалась не задевая вещи, и всегда знала, кто к ней входит – толстый человек или худой. Возможно, она ориентировалась по движению воздуха, по запахам, исходящим от разных предметов, по колебаниям температуры (от большого толстого человека больше исходит тепла). Если взять это предположение за основу, то некоторые чудеса Ванги можно объяснить тем, что она могла «считывать» информацию с других людей, улавливая, например, малейшие изменения температуры: когда у человека болит печень или другой орган, желудок, то в процессе и тепла в этом месте больше. А также, едва уловимый запах пота выдавал посетителей, когда разговор заходил о значительных для него вещах.
Известно, что когда мы мыслим, мы бессознательно проговариваем про себя слова, и это сопровождается макродвижениями голосовых связок и губ. При этом происходят колебания воздуха и даже возникают звуки речи, уловить которые могут только чувствительные приборы или сенсорная система тех гиперчувствительных людей. И восприятие таких мельчайших сигналов может даже не всегда осознаваться самим воспринимающим (ему кажется, что он слышит голос со стороны, ведь человек перед ним рта не открывал и не говорил ничего). Отсюда бывает искренняя убежденность гиперчувствительных людей в том, что информацию он получает «свыше» или от потусторонних демонов, бесов.
Гиперчувствительностью обладали многие «ясновидящие» и «телепаты», считывающие с лиц людей информацию, чьи мысли они якобы читали. Стоило изолировать такого «ясновидца» от источника информации, как «чудесный дар» тут же исчезал. Когда я смотрю на человека я «вижу», я «слышу», говорят экстрасенсы. Для многих это кажется чудом.
Но гиперчувствительности можно достичь, при наличии некоторых природных задатков, путем тренировок. Иллюзионисты основывают свои эстрадные номера на этом явлении. Например, выступающий просит спрятать в зале какую-нибудь вещь, а потом в сопровождении человека из зала её находит. Здесь имеет место игра в «холодно-горячо». При приближении к искомому месту человек из зала, знающий, где спрятана вещь, невольно волнуется и подает сигнал «горячо». Этот сигнал выражается едва уловимым изменением дыхания, температуры тела, идеомоторными движениями, которые тут же улавливаются иллюзионистом. Такими приемами в совершенстве владел Вольф Мессинг, который считался непревзойденным ясновидцем. Многие трюки повторил Ю. Горный, другой иллюзионист.
 
- Ну, это очень уж научно, - разочарованно не соглашался Кудряшов. – Этак ты и йогов сюда приплетешь! Знаешь, я слышал, что монахи буддийские уходят в Нирвану свою и там общаются между собой. Входят в состояние «самадхи» при медитации и передают друг другу сообщения: посылает один, живущий с одной стороны гор, другому: что, мол, посылаю тебе караван с лошадьми, груженными чем-нибудь, а ты встречай их на том-то и том-то перевале. И точно, тот посылает людей на перевал и встречает груз. Тогда не было факсов и телефонов.
- Да-да. Это и мне известно, – согласился Сергей Петрович. - А еще я знаю, читал в житии святого: как сидели они за трапезой, а вдалеке, за несколько верст проезжал другой, «святой жизни» человек, монах. И встал из-за стола трапезного святой наш и приветственно поклонился. И тот в проезжающей телеге за лесами и полями, тоже приветственно встал и поклонился. Когда спросили сотрапезники, мол, кто там? – святой ответил что приветствовал такого-то проезжающего по тракту. Удивительно было для всех: как могли оба монаха узнать друг о друге. Это из наших чудесных деяний я вычитал!
- Ну вот. А как же ты говоришь про демонов и бесов. Ведь про них сколько много рассказано в патериках, в деяниях святых отцов, – согласно и обрадованно возбудился Кудряшов.

Но тут природа позвала беседующих оторваться от своей дискуссии. С реки раздался звонок колокольчика. Ночь по летнему светлая, озарялась еще и полной луной, так что было достаточно светло, чтобы не спотыкаясь пробежать к берегу старицы. Оба рыболова вскоре были у воды. А там дергалась палка, воткнутая в береговой песок, за которую привязана была «закидушка». Это снасть Сергея Петровича. Некоторое время заняло вываживание рыбы, и у берега показался большой бурун, в котором рыбу было не различить. Между тем, пока Петрович вываживал рыбу, подтягивая леску и откидывая её в сторону, с сачком наготове стоял помощник Кудряшов. Он почерпнул воду под буруном и выволок в сачке большого язя. Улов был отменный, обрадовавший обоих рыболовов. Жирный язь явно больше двух килограммов отправился в садок, в котором плавал дневной улов: несколько окуней и сорожек и верхоплавок.

Петрович снова, в полутьме обратясь к лунному свету, насадил на крючки червей и с размаху забросил грузило-ложку на середину старицы. Настроил он и колокольчик и только тогда подошел к костру. А там уже разогревался на костре чай и Кудряшов приготовил кружки, насыпал сахарного песку, Петрович любил сладкий чай и всегда клал три ложки, а Кудряшов себе положил только одну ложечку, он любил вкус и аромат, а сладость перебивала вкус, как он считал.
Итак, за чаем беседа возобновилась.
- Ну, что там с Товией, и ангелом Рафаилом, после благополучной женитьбы, что было дальше? – спросил Петрович, прихлебнув из кружки приятный напиток. Смородиновый лист заваренный давал восхитительный вкус и аромат.
- Да. Но это еще не всё, конечно, а вот еще и родители стали переживать, потому что пир свадебный был дольше обычного и слишком много времени они ждали сына домой. А в те времена могли разбойники напасть, их было много по всем дорогам и мало ли чего еще могло случиться.

Рассказ.

Товит же, отец Товии, считал каждый день. И когда прошли дни путешествия, а сын не приходил, Товит сказал вслух: не задержали ли их где-нибудь? А может умер Гаваил, и некому отдать им серебро моё? И очень он опечалился. Жена же его переживала сильнее, как все женщины сильнее переживают, и сказала: Ай-ай ай! Погиб сын наш, потому и не приходит! И начала плакать по нем и говорила: уже ни о чем другом не печалюсь я, как только о сыне своем переживаю, потому что я отпустила тебя, свет очей моих!
Товит говорит ей, как муж, глава семьи: молчи женщина, не тревожься, он здоров! (Не каркай, мол). А она не унималась и говорила мужу своему: молчи ты, не обманывай меня; погибло дитя моё! – И ежедневно она ходила за город на дорогу, по которой сын отправился в путь, в другую страну; она и хлеба не ела, а по ночам не переставала плакать о сыне своем, о Товии.
Когда исполнились четырнадцать дней брачного пира, которые Рагуил заклял Товии провести там, тогда Товия отпросился пойти домой. Рагуил еще хотел удержать его у себя, говоря, что пошлет гонцов к отцу и те возвестят ему новость о женитьбе. Но Товия настоял и тогда Рагуил благословил дочь свою и дал приданного много Товии из имения своего: рабов и скота, баранов и верблюдов и серебра своего половину. Благословила молитвенно и мать, свою дочь Сарру отправляя её в дорогу наставлениями: почитай твоего свекра и свекровь; теперь они родители твои; желаю слышать только добрые слухи о тебе. Также и Товии дали наставления родители Сарры, жены его.
После того отправился Товия караваном своим в путь домой, вместе с Рафаилом-ангелом. И сказал Рафаил Товии: ты знаешь, брат, в каком положении ты оставил отца твоего, пойдем вперед быстрее, прежде чем идет караван с женой твоей. Мы приготовим помещение для неё, а ты возьми в руку желчь рыбью. И пошли; за ними побежала и собака Товии.
Между тем Анна, мать его, сидела, высматривая на дороге сына своего, и заметила, что в далеке идут люди, узнала, что это сын идет, потому что собака его быстрее к ней добежала, она пошла и сказала отцу: вот, идет сын наш и человек отправившийся с ним.
А Рафаил сказал Товии: я знаю, что у отца твоего откроются глаза; ты только сразу помажь желчью глаза его, и он, ощутив едкость, оботрет их, и спадут бельма, и он увидит тебя.
Первая Анна, мать его, бросилась на шею к сыну своему: увидела я тебя, дитя моё, могу теперь и умереть. И оба заплакали. А отец Товия пошел к дверям, но по слепоте своей споткнулся и падал, а сын поддержал отца, и приложил желчь к глазам его и сказал: ободрись отец мой! Глаза Товита заело, и он начал тереть их, размазывая желчь рыбью, и снялись с краев глаз бельма и легко они спали. Увидел Товит сына своего и заплакал (тем еще омыл глаза слезами) и сказал: благословен Ты Боже, и благословенно имя Твое во веки, и благословенны все святые Ангелы Твои!...
И вошел сын в дом свой и рассказал отцу своему о чудных делах, бывших с ним в Мидии. Затем вышел Товит навстречу невестке своей, радуясь и благословляя Бога.
Видевшие, что он идет зрячий, удивлялись соседи и все люди, - как он прозрел. И Товит исповедал перед людьми, что Бог помиловал его! Благословил невестку свою, сказав: ты дочь моя! И праздновали они брак Товии в доме отца семь дней!
Тут надо было расплатиться с человеком, который сопровождал Товию. Товия сказал отцу, что готов и половину отдать всего того, что он принес с собой! И позвали они ангела и сказали ему: возьми половину всего, что вы принесли, и иди с миром.
Тогда, отозвав обоих особо, Ангел сказал им: благословляйте Бога, прославляйте Его, признавайте величие Его и исповедуйте пред всеми живущими, что Он сделал для вас. Доброе дело – благословлять Бога. Тайну царскую прилично хранить, - а о делах Божиих (наоборот) объявлять похвально.
И рассказал им: когда молился ты и молилась Сарра, невестка твоя, я возносил память молитвы вашей пред Святого, и когда ты Товит хоронил мертвых соплеменников, я также был с тобою. И когда ты не поленился встал и оставил обед свой, чтобы пойти и убрать мертвого, твоя благотворительность не утаилась, но я был с тобою. И ныне Бог послал меня уврачевать тебя и невестку твою Сарру. Я – Рафаил, один из семи святых ангелов, которые возносят молитвы и восходят пред славой Святого престола Бога.
Тогда оба смутились и пали лицом на землю, потому что были в страхе. Ибо было в той далекой древности поверье, - что ангелы приходят или бесы только по смерти человека: как записано в писании: «смертью да умрете». Но ангел успокоил их, сказав: не бойтесь, мир будет вам. Благословляйте Бога вовек. Все дни я был видим вами, но я не ел и не пил.... Итак, прославляйте теперь Бога, потому что я восхожу к Пославшему меня, и напишите всё свершившееся в книгу.
Когда встали они и больше не видели его. И стали рассказывать о великих и чудных делах Божиих, и как явился им Ангел Господень.

- Да. Это интересная история, - сказал Сергей Петрович и встал прогибаясь и обоими руками разминая затекшую поясницу, он всё сидел в одной позе, слушая Кудряшова-пономаря, не перебивая.
- А сколько хороших историй еще есть, написанных в далекую старину. И это я еще пропускал все молитвенные обращения к Богу, которые запомнить было даже мне трудно. Всегда раньше люди молились, это сегодня мы забываем благословясь дело начать.
Пономарь встал и прошел к берегу и глянул на небо.
- Луна-то, луна какая! – сказал он довольным и радостным голосом.
Была уже полночь. Рыбалка ночная, не манила его и он, вернувшись к костру, устроился на постеленных лапниках, которые уже с вечера были заготовлены, чтобы спать.

Ночной рыбалкой занимался Сергей Петрович. Он пошел к своим закидушкам. Колокольчики не звонили, но раскачивались и тихонько подергивались. Вытащив снасть, он увидел на обоих крючках закидушки двух маленьких ершей, которые заглотили червя вместе с крючком глубоко и так и сидели на крючках, не в состоянии убежать или поддернуть так, чтобы колокольчик зазвонил. Пришлось крючки буквально выдирать из пасти ершишек. Снова насадив на крючки червяков, Петрович закинул свою снасть обратно в воду.
Когда он вернулся к костру, Кудряшов не спал, а смотрел на огонь костра.
- Много вопросов вызывает все твое повествование. Например, о тех же ангелах и демонах, почему их видеть было нельзя, что это за поверье такое? – сказал Петрович.
- Ну, это уже из другой оперы, а так в общих чертах моё предположение могу сказать, – начал Кудряшов, – вот были в Раю люди, Адам и Ева, потом согрешили и за это были изгнаны их Рая. А поставлен был Ангел с мечом охранять. Отсюда – «смертью да умрете». Ведь, когда Ангел появляется – то, как бы, открывается тот, Божий мир, некий портал-проход в мир Божий, или потусторонний что-ли. А когда нам тот свет открывается(?): только после смерти, вот так, я думаю, мыслили люди в той далекой эпохе.
- Может быть, может быть, - согласился Петрович, и тоже прилег на свое место у костра. Вскоре они оба мирно спали на берегу, на свежем воздухе у дымящихся поленьев, положенных в последний момент, чтобы отгонять комаров.
Конец.