Долина реки Дисны

Бессонов
Я шёл долиной реки Дисны. Декабрь трещал морозами и до нового года оставалась всего неделя. Я шёл, иногда ступая на тонкий лёд, когда снег становился невыносимо глубоким для детских ног. В тот день, когда я познакомился с Королём Снежных Змей, всё было именно так. Я возвращался в деревню из городишка, где навещал свою бабушку. Я делал это часто — отвозил ей домашнюю еду, когда она дежурила в районной больнице. Двадцать минут на автобусе или час пешком — я преодолевал этот путь столько раз, что взрослые не боялись отпускать меня одного. Хоть годы были и неспокойные, но в нашей глуши было тихо. Да, зимой здесь была тоска зелёная! Холодно, темно и никого нет. В тот день всё было как всегда. Мне было десять лет и снег скрипел под ногами. Река Дисна петляла в заснеженных полях. Я возвращался в деревню пешком, потому что опоздал на последний автобус (что было не мудрено, автобусов всего было два и особой пунктуальностью они не отличались) и уже оставил за плечами добрую часть пути, когда кто-то окликнул меня по имени. Странный, очень странный голос. Совсем не страшный, но что-то с ним было не так. Зимой день в наших краях очень короткий и уже начинало темнеть. Я оглянулся, но никого не увидел. Только сугробы, да редкие ветвистые ивы на замёрзшем берегу реки.  Тишину внезапно снова прервал этот голос:
  — Здравствуй, странник!
  — Кто здесь? — теперь испугался я, но не голоса, он был скорее добрым и успокаивающим. Мне стало страшно, что никого рядом я не увидел.
  — Хм, да, прошу простить меня за такую неучтивость. Позволь представиться, мой юный друг - меня зовут Король Снежных Змей.
Голос шёл из ниоткуда. Я смотрел по сторонам, но глазу не за что было зацепиться. Только снег, да ивы.
  — Как это так? — озадачился вслух я — Но кто ты такой?
  — Вы люди очень мало знаете о окружающем мире — с ухмылкой ответил голос — Кто я? Я представился — я Король Снежных Змей. Ты знаешь, что это такое? Вот, смотри на ветку ивы — видишь этот снег? Разве он не похож на змею? А так? — он сказал это и снег сполз с дерева на землю в действительности напоминая змею — Теперь ты понял, что это такое? Так вот, я — тот, кто это делает. Поэтому я есть. А кто ты такой, молодой человек?
Я задумался, но ничего кроме своего имени мне на ум не приходило. И я сказал ему об этом.
  — Но ведь должно быть что-то ещё, кроме имени? Ведь имя — это только название и оно мне ничего не говорит. Твоё имя означает что-нибудь?
Я только пожал плечами.
  — Наверное ничего.
  — Странные вы люди! — разочарованно сказал голос.
  — То есть я должен что-то делать, кем-то быть, чтобы иметь своё название? — спросил я.
  — Кажется ты стал понимать меня.
  — А то что я слышу тебя — это что-нибудь значит? Стоит ли эта способность того, чтобы быть?
  — Хм, действительно. Я думаю, что стоит.
  — Тогда я Тот Кто Слышит Короля Снежных Змей!
  — Прекрасно! Прекрасно! Уже почти стемнело, Тот Кто Слышит Короля Снежных Змей и тебе пора возвращаться в свой дом. Но ты можешь прийти сюда в любой день и мы продолжим наш с тобой разговор.
  — Хорошо, я так и сделаю.
  — Тогда не стой, иди, уже темно и мороз трещит в долине. До свидания, молодой человек!
  — До свидания, Король Снежных Змей!

***

Дома меня уже заждались взрослые, оказывается я так заболтался со своим новым знакомым, что пришёл очень поздно и домашние уже подняли панику. А ведь часов у меня не было, а темнеет в наших краях так рано, что и не поймёшь, сколько времени — может пятый час вечера, а может пятый час утра. А времени и действительно прошло очень много. Но как бы там ни было, поруганный за позднее возвращение я не стал рассказывать домашним о своей находке. Взрослые всё равно ни во что не верят на самом деле, только прикидываются! Только дети и старики ничего не отрицают.
Когда через пару дней я снова отправился в город с бабушкиным обедом, я поехал на автобусе, решив обратно идти пешком долиной реки, чтобы снова услышать этот голос. Но когда я пришёл к бабушке и решился рассказать ей обо всём, мои планы пришлось пересмотреть. Я чувствовал, что бабушка мне ближе родителей в таких вопросах. Она тоже верила во многие вещи, которые взрослые считают глупыми. Бабушка выслушала мою историю и не на шутку испугалась. Поменялась в лице.
  — Я верю тебе. Но с такими вещами шутить нельзя! — сказала она.
Потом она посадила меня рядом с собой, приобняла, погладила по голове дрожащей рукой и продолжила.
  — Всё детство я провела в деревне. Людей там жило конечно не так мало, как сейчас, но дружить было особо не с кем. По соседу со мной жила только одна девочка моего возраста, вот с ней мы и проводили всё время. Так вот, где гулять особо выбирать тоже не приходилось. Сам знаешь, вокруг деревни только поля да лес. Однажды мы в очередной раз гуляли по лесу и забрели совсем в чащу — бабушка на какое-то время прервалась, я видел, как она волнуется, этот разговор давался ей с трудом — Там мы тоже услышали голос. Он был Голосом Леса, он так представился, насколько я помню. Давно это было и больно сильно я испугалась. Бросилась наутёк и до самого дома бежала без остановки и без оглядки. А ту девочку, свою подругу, после этого дня я видела редко. Она не хотела со мной общаться, бывает сухо здоровается и уходит гулять одна. В лес. Что я могла подумать? Решила, что она считает меня трусихой и обиделась. А потом в один из дней она пропала. Взрослые отправились искать её в лес, но нашли уже холодную. Говорили, что она отправилась ядовитыми ягодами. Но я то знала, что это неправда. Но ничего не рассказала взрослым.
Бабушка закончила рассказ и мы ещё долго сидели молча под треск печки.
  — У нас здесь странные места, внучек. Раньше старики всякое говорили, когда ещё я была такой маленькой как ты. Не ходи там больше.

***

Я поверил своей бабушке и находился под большим впечатлением от нашего разговора. Бабушка провела здесь всю жизнь. И знала эти места лучше всех.
Домой я вернулся на автобусе. И вообще с того дня я всегда ездил на автобусе или в крайнем случае шёл вдоль дороги, не срезая путь через долину реки Дисны. Даже когда зима закончилась и снег растаял.
К следующей зиме бабушки не стало, а мне исполнилось десять лет и я уже не верил в сказки.

23 октября 2016