Чужая боль

Елена Уралова
   Очень часто чужая боль и чужие страдания кажутся нам не такими настоящими, не такими серьёзными, как наша собственная боль и страдания близких нам людей.
 
   Около полугода назад в нашем Храме стали периодически собирать средства для одной нашей прихожанки – болящей Ярославы. Нам рассказали, что она очень серьёзно больна, не может работать, живёт одна, родных в нашем городе у неё нет и ей совершенно не на что жить и покупать лекарства. И хотя я не была знакома с Ярославой, но всегда подавала для неё сколько могла, потому что мне очень жалко больных одиноких людей.

  Как-то раз ко мне после службы подсела симпатичная, высокая, статная девушка и начала говорить, о том, что завидует тем людям, у которых хорошие родственники. А вот она лично очень несчастна и всё в её жизни идёт наперекосяк из-за того, что родственники у неё плохие. Она заревела и стала рассказывать мне какие-то подробности о своих плохих родственниках, но я не стала её слушать, так как не люблю, когда люди винят в своих несчастьях не себя, а других. Я, сказав ей назидательно, что надо молиться, каяться в своих собственных грехах, чаще причащаться и тогда в её жизни всё будет постепенно налаживаться, независимо от того, плохие у неё родственники или хорошие, поспешила отойти от неё. Оказалось, что это и была та самая «болящая» Ярослава.
  И когда в Храме в очередной раз стали собирать деньги для Ярославы, я сказала, что мне кажется, что она не так уж и больна, а просто расслабилась, очень жалеет себя и просто не хочет работать. Я не стала больше сдавать деньги для поддержания Ярославы.
   А вчера я узнала, что Ярослава умерла в больнице.
   Я вдруг почувствовала, что в моей жизни случилось что-то страшное.
   И с первой секунды этого известия я испытываю жгучий стыд и боль.
Мне очень стыдно, что из-за своего эгоизма и чёрствости я посчитала Ярославу симулянткой, и очень больно от того, что эта бедная, несчастная и очень одинокая душа нуждалась в помощи и поддержке, а я отмахнулась от неё и ничем ей не помогла. 
   Только сейчас я расспросила людей о Ярославе. Оказалось, что она была прихожанкой нашего Храма с самых первых дней его открытия. Она имела высшее юридическое образование, и лет семь работала юристом. Но Ярослава с детства любила музыку и очень хорошо пела, и в 28 лет она оставила юриспруденцию и поступила в консерваторию. В тот период она редко приходила в наш Храм, и именно поэтому-то я её и не знала. Она проучилась в консерватории три года, когда умер её любимый педагог по вокалу, тот самый, который поверил в её талант и убедил поступить в консерваторию. И вскоре после смерти педагога Ярославу исключили из консерватории. Дело в том, что каждый педагог-вокалист выбирает себе учеников по своим, только ему известным критериям, и когда после смерти учителя её прослушали другие педагоги-вокалисты, то они не обнаружили у неё особых вокальных данных и отказались с ней заниматься,  и Ярославу отчислили из консерватории за профнепригодность.
   Почти сразу после отчисления её, уже беременную, бросил любимый мужчина, и она из-за сильного стресса потеряла ребёнка.
   А потом умерла её мама – самый родной и самый близкий человек в жизни Ярославы, горячо любящий и поддерживающий её всеми своими силами. От всех этих потрясений Ярослава заболела непонятной болезнью: день ото дня девушке становилось всё хуже. Почти каждый месяц она лежала в больнице. Врачи ставили страшные диагнозы – то волчанка, то рак, которые впоследствии не подтверждались, и Ярославу выписывали, а через неделю-две ей опять становилось плохо, и её опять клали в больницу. Одинокая, всеми покинутая Ярослава настолько испугалась, растерялась и отчаялась, что даже пошла в какую-то секту, где ей и «разъяснили», что во всех её бедах виноваты плохие родственники. Но от занятий в секте Ярославе легче не становилось, и она опять начала ходить в наш Храм. Многие прихожане её вспомнили, были рады её возвращению и стали ей помогать деньгами, лекарствами, продуктами, вещами, личным вниманием, заботой и, конечно же, молитвами. Ярослава почувствовала, что вернулась в родную семью: она воспряла духом, к ней вернулся интерес к жизни, строились планы на будущее…
 
  Как жаль, что мне захотелось узнать о Ярославе только после её смерти! Ведь, может быть,  узнай я всё это раньше, смогла бы помочь ей каким-нибудь полезным советом, поддержать добрым словом и, наконец, небольшими, но деньгами на лекарства. Как жаль, что я ничего не сделала для неё…
  Сейчас я поймала себя на мысли, что если бы те несчастья, которые выпали на долю Ярославы, произошли с моими родными и близкими людьми, то я бы старалась максимально помочь и поддержать их.
Получается, что весь вопрос в том, что Ярослава не была для меня родным и близким человеком?
Мы с ней Причащались Тела и Крови Христовых из одной Чаши и наполнялись единым Святым Духом Божиим – Духом Любви, и должны были бы стать друг другу самыми родными и близкими людьми – сестрами во Христе. Но Ярослава не стала для меня близкой, не стала моей сестрой…
Почему?..
Из Евангелия всем известны две главнейшие заповеди для христианина: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя.
Из этих заповедей ясно, что для христиан нет ничего важнее любви к Богу и любви к ближнему!
Апостол Иоанн Богослов говорит, что любовь к ближнему есть показатель нашей любви к Богу: не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? 
То есть Любовь к Богу испытывается только на любви к ближнему!
А кто же мой ближний?
И тут меня как током ударило: я вспомнила, что Иисус Христос в притче о милосердном самарянине показал нам, что наш ближний – это всякий человек, нуждающейся в нашей помощи, независимо от национальности, степени праведности, вероисповедания, общественного положения, независимо от того, друг он тебе или враг, независимо ни от чего другого.      
Я всегда считала себя милосердным человеком, но после случая с Ярославой я ощущаю себя теми людьми из притчи о милосердном самарянине, которые не оказали помощь раненому человеку. Я так же, как они, прошла мимо страдающей Ярославы, не захотела потратить времени на то, чтобы выслушать её, не поверила силе её страданий. Я как-то совсем забыла заповедь Господа о том, что, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. Ведь если бы я тогда, ещё полгода назад, узнала подробности о жизни Ярославы и поставила себя на её место, то, конечно же, посочувствовала ей и постаралась помочь. Если бы, если бы, если бы…
     После истории с Ярославой я осознала, что, несмотря на то, что я часто хожу в Храм, исповедуюсь и причащаюсь, пощусь, исполняю молитвенное правило, читаю святых отцов, настоящей христианкой я ещё не стала. Ведь для Господа нашего Иисуса Христа не было чужих людей и не было чужой боли. Он всех считал и считает ближними и нас учит этому. И только любовь к ближним может приблизить тебя к Иисусу Христу и сделать истинным христианином!
Только сейчас, после смерти Ярославы, я поняла, что потеряла близкого мне человека, и каждый день молю Господа, чтобы он упокоил душу новопреставленной рабы Ярославы, простил ей все прегрешения вольные и невольные и даровал ей Царствие небесное.
И ещё молю Господа, чтобы помиловал меня, грешную, и даровал мне Божественную Любовь.