Клошар 16. Эпилог

Алексас Плаукайтис
Изысканно одетый моложавый мужчина со скучающим, даже несколько отрешённым лицом, сидел на открытой летней веранде самого престижного в городе ресторана «Стикляй». Думы его посещали не столько печальные, сколь меланхоличные. Зло наказано, справедливость восторжествовала, а удовлетворения он не чувствовал. Цель достигнута, но за ней оказалась пустота. Правда, на его пожертвования в новом микрорайоне строится часовня Христа-искупителя, а в пригороде приют-ночлежка для бездомных на 200 мест. А дальше ... дальше пустота и никчемность бытия.
 
Он только что вернулся от Восточных ворот старого города, над которыми в часовне находится самая почитаемая, как католиками, так и православными икона Божьей матери. Богородица здесь изображена без младенца на руках, что является исключительностью. И как гласит легенда, прообразом иконе послужила бездетная Барбара Радзивилл. Видимо поэтому  икона так щедра на чудеса. И видимо под её покровительством он и выбрался из социального дна.

Мужчина устало поднял глаза и заметил на углу противоположного дома название улицы Stikliu, перевёл взгляд левее, на другой угол, улица Gaono. Задумался. Если пройтись по первой улице, через 150 метров уткнёшься в Костёл Святого Духа, а по второй можно попасть на Кафедральную площадь к вильнюсской базилике, собору Святого Станислава.
Эдуард-Руслан встал и ноги сами понесли к Кафедральному собору, точнее к его подземельям. В соборной колокольне, где находился турпункт Музея церковного наследия, ему пояснили, что экскурсия под землю начнётся через полчаса. А сбор экскурсантов у лестницы колокольни.
 
Полчаса спустя напротив него стояла очень симпатичная стройная черноглазая девушка и растерянно оглядывалась. Из экскурсантов оказался только он один. Девушка обречённо вздохнула, одарила дежурной улыбкой и предложила пройти в собор, к боковому входу в подземелье.
Они стояли у железной решётки, за которой  каменные ступени уводили в низ, в темноту. Как только девушка начала рассказывать, лицо её превратилось из симпатичного в одухотворённое и красивое. Она прямо вся светилась от возможности передать слушателю историю и легенды города, площади, замков, костёла, подземелий. Кое о чём Эдуард слышал и раньше, но некоторые факты, а может и домыслы, впервые.
 
Оказывается знаменитая красавица Барбара, происходила из семьи могущественных литовских магнатов Радзивилл и родилась в Вильне, в 1520 году. Крещена была именно здесь, в соборе Святого Станислава. Унаследовала владения и сокровища первого мужа, Станислова Гаштольда. Тайно венчалась с королём польским Сигизмундом тоже здесь, именно в этом соборе. Так и похоронена, по её желанию  здесь же, в подземельях, в 1551 году.
Сохранилось несколько портретов, выполненных при её жизни. Что примечательно, она была рыжей, с белесыми бровями, но абсолютно чёрными ресницами. Этим фактом очень гордилась, как указанием на её древнее, знатное происхождение.

К концу экскурсии Эдуард настолько был очарован своим гидом, что поинтересовался именем и предложил угостить кофе. Диана, как звали провожатую, сначала смутилась, замялась, но тут же согласилась.

Два года спустя, председатель попечительского совета, Диана Комитина перерезала алую ленточку на открытии Центра реабилитации бездомных. В толпе представителей мэрии, общественности города и СМИ, скромно стоял её муж с маленькой девочкой на руках. Голубенькие глазки шалуньи, обрамлённые чёрными ресницами внимательно наблюдали за элегантной мамой, а белесые бровки только один раз нахмурились, когда чей-то силуэт заслонил ребёнку обзор.
Звали прелестное создание Варвара, Варенька. У Эдуарда Комитина наконец-то появился смысл жизни.


Вильнюс, 30 декабря 2016 года.