деды

Станислав Дышловой
Деды

Был у меня в детстве друг, Серёжа Аргоков. Мы вместе с ним учились в школе, начиная с первого класса.  Жил он вместе с мамой в бараке на улице Вокзальной в Междуреченске.  А родом они были с Ленинграда. Туда и уехали, годы спустя. А мы с Серёгой были большими друзьями. Он всегда заходил за мной по пути в школу. Но вот однажды к Серёге приехал Дедушка.  Дедушка был совсем старенький, но ещё бодрился. Весёлый был, разговорчивый. Много он нам разных историй рассказывал, воспоминаний. И мы, пацаны, всегда окружали его и слушали его удивительные истории с открытыми ртами. Дед, оказывается, воевал ещё в Русско-японскую войну в 1904 – 1905 годах. И был участником революционных событий в 1917 году. Но мне, почему-то, запомнились всего две истории, рассказанные им.
 Первая – это, когда он ел варённую картошку с котелка вместе  с Лениным. И рассказывал, какой он был простой, открытый и душевный человек – Ленин. А вторая история произошла с ним ещё раньше, в русско-японскую войну. Эту историю я, много лет спустя, слышал в разных вариантах, и она звучала, как анекдот или как шутка. Может, дед и рассказывал нам эту историю, как шутку, но мы, пацаны, верили ему и слушали всепоглощающе, затаив дыхание.
Этот случай произошёл во время русско-японской войны. Люди в те времена были простые, малограмотные, из разных уголков огромной России.
И разговоры у них были простецкие.

«Ну, так вот, - рассказывает дед, -у нас, как и во всех воинских частях, иногда были учения. Вот и на этот раз: выходит ротный и как гаркнет: «Стройсь!».
А мы только прибыли на фронт, необстрелянные, молодые, ещё ничего не знали и воевать – то толком не умели. Подвели нас к пушкам, чтобы, значит, учились стрелять из них. Познакомил нас ротный с пушками и по его команде засыпали в каждую пушку по шапки пороха, перекурили. Потом засыпали по две шапки картечи, пообедали. Потом опять перекурили. А потом ротный взобрался на вышку, и опять как гаркнет:
«Слева от Солнца на два лаптя, по Митькиной бане, огонь!».
Как мы жжахнули! Смотрим: ни ротного, ни вышки.  Смели  на хрен! Вот такие были у нас учения».
Других историй дедовых я, к сожалению, не помню, хотя их много было.
 
Другая, не менее удивительная встреча с дедом, произошла у меня, когда я работал на строительстве Байкало – Амурской магистрали. А работал я тогда помощником машиниста тепловоза в пассажирских поездах. Развозили мы в этих поездах местного значения рабочий люд и гостей БАМа по станциям и разъездам Западного участка.
 Было у нас в пассажирском составе разное количество вагонов: и два вагона, и четыре – пять вагонов, а бывало и по 18 -20 вагонов, а то и 22 -24 вагона. Это когда к нам прицепляли агитпоезд «Комсомольская правда». Катились мы тогда по БАМу с этим агитпоездом, и гремела бодрая музыка на всю округу из репродукторов, установленных на крыше штабного вагона агитпоезда.
Но в этом случае, о котором хочу рассказать, у нас было в составе всего два пассажирских вагона. Отправлялись мы с этим поездом со станции Лена Восточная.  Народу, как всегда, было много. Возили мы людей бесплатно. Всё- таки у нас на стройке был коммунизм.
Во время посадки пассажиров подошёл к нашему тепловозу дед: «Сынки, возьмите в кабину, а то в вагонах душно, тесно.  Тем более, у вас где-то машинистом мой  правнук работает, Васька Климов. Может, знаете? В гости к нему еду».
Мы, конечно, знали.  Вася работал машинистом тепловоза на станции Кунерма, на манёврах.
«Садись, дед. Ехать нам всю ночь, наговоримся ещё». И мы поехали. Смотрел дед, смотрел, как шустро управляет рычагами и ручками контроллера машинист и ловко управляется с поездом, и сказал: «Да-а-а! А у нас в Питере в 1914 году на трамваях были финские контроллеры. Я в то время водителем на трамваях в Питере работал».
И мы от удивления выкатили глаза и открыли рты.
«Дед, расскажи!»
«А что рассказывать. Жизнь быстро пролетела. Участвовал я тогда в революционных делах, и воевал в разных местах и в разных войнах. И работал тоже в разных местах.  И на заводах, и на шахтах, и на рудниках разных. Особенно мне запомнилась работа на медном руднике.
Тяжело было.  И в лагерях сидел при Сталине. И где только я не был за свою  долгую жизнь! А потом окончательно осел  в Средней Азии. Там у меня дети родились и внуки – правнуки. А сейчас вот еду своего правнука проведать, Ваську. А то ведь не увижу больше, старый я стал. А Васька сюда надолго приехал».
На одной из станций, когда мы у дежурной по станции меняли жезл, потому что у нас была тогда электрожезловая система для движения поездов, мы дозвонились до станции Кунерма и сказали дежурной: «Позвони в общежитие, разбуди Ваську Климова, прадеда к нему везём. Утром будем по графику. Пусть встречает».
И встреча на вокзале в Кунерме была очень трогательной. И мы все прослезились. А как обратно дед добирался с Кунермы к себе домой, в Среднюю Азию, мы не знали, не видели. А знали то, что Васьки дали отпуск и он вместе с дедом уехал к себе на Родину
. Вот такие у меня были встречи с удивительными дедами.