Боги и герои

Пюрвя Мендяев
Сегодня опять попался на глаза возмущенный текст о том, что в Орле поставили памятник зверскому изуверу Ивану Грозному. Автор негодует, мол, если так дальше дело пойдет то дело может дойти до того, что может появиться и памятник Сталину где-нибудь! Не стану называть фамилию автора, кроме этой почтенной дамы великое множество деятелей культуры так же высказались против памятника царю Ивану, её позиция отнюдь не уникальна. Тут сама по себе статья ничего не убавила, не прибавила в тему, но она ценна этой самой определенной типичностью высказываемой автором позиции. Несколько дней в моей голове роились определенные мысли по поводу памятников героям и царям древности, но не было повода начать этот разговор, и эта статья напомнила мне, что тема жива.   

 Тут в этой теме связанной с борьбой за и против памятников самое интересное, на мой частный взгляд, что практически все выступающие с осуждением установки подобных памятников тиранам прошлых веков утверждают, что тем самым они не просто сражаются с памятью конкретного человека, до коего им реально дела никакого нет. Они искренне считают, что становятся на пути сползания общества в средневековье, сражаются против дикости и архаизации страны, против новой тирании и диктатуры, духовной основой которой становятся памятники вождям иных эпох. С другой стороны борцы за памятники вождям былых эпох тоже на самом деле выступают против тирании, в чем они свято убеждены, тирании неких злобных сил, мешающих установлению справедливого порядка вещей.  В целом борьба с тиранией за свободу  дело хорошее и правильное. И в этой борьбе все по-своему правы и хороши. Но я хотел посмотреть на эту ситуацию немного под другим углом зрения.      

Тема герои и боги, их взаимодействие, их противостояние и единство меня заинтересовала давно. Я написал роман «Время Минотавра», эссе «Тесей против Ильи Муромца» и всё для того чтобы попытаться разобраться в этой теме. То есть существуют боги и существуют герои. Их не нужно путать. Бог это Абсолют, а герой это нечто иное. Теперь спросим себя – Сталин сейчас бог или герой? Ленин – бог или герой? Владимир князь – бог или герой? Кому собираются ставить памятник – богу или герою?

В древнем Риме этот вопрос был хорошо проработан. Было Сенатом и народом Рима с подачи императора установлено, кто из ушедших в вечность императоров был богом и соответственно имел право на божественные почести. Божественный Юлий, божественный Август, божественный Клавдий и прочие товарищи. А иные ребята, не смотря на сан императора, были только живыми богами, то есть им поклонялись лишь при жизни, а после извини, подвинься. В России, во многом являющейся наследницей этой имперской традиции, этот вопрос пока полностью остался, не урегулирован.

И в связи с этим нужно авторам, на мой взгляд, понять, что писать о том, что некий тиран был редкой скотиной и живописать его дикие преступления и утверждать, что поэтому ему памятник нельзя устанавливать это не борьба с конкретным памятником конкретному тирану. Это примерно то же самое, что пытаться доказать в Сенате древнего Рима, что некий умерший  император не является богом, и памятник ему как не богу не положен, как и почести божественные ему не должны оказываться посмертно раз он оказался такой свиньей.

Вопрос конечно интересный. Памятники героям почти никогда не вызывают вопросов. Герой был к тому же еще и редким злодеем? И что с того? Это его право. Он же не бог. Только проблема в том, что у нас практически нет героев. Всех делают богами. Культ героя практически отсутствует. И самих героев фактически нет. Поэтому вся эта история с противостоянием вокруг памятников это обоюдная архаика в чистом виде. И те кто сражается за памятник бьется лишь за своих богов, а не за земного героя Сталина великого и ужасного, но всего лишь земного человека, как и тот кто, бьется против бога Сталина стоит за правое дело однозначно, ибо стоит против Сатаны на божественном престоле, но в тоже время попирает земного героя. Тема сложная.