Мой любимый клоун

Алла Черри
Замечательный артист Виктор Павлов родился перед самой войной в районе Арбата, на Сивцевом Вражке.
 
Рос он в интеллигентной московской семье, где отец был инженером, а мама врачом. Его детство пришлось на суровые военные годы. Глава семьи отправился на фронт и благополучно вернулся домой. Позже именно он пристрастил сына к театру.

Виктор стал завсегдатаем  спектаклей во МХАТе, Малом и Вахтанговском театрах. И сам рано начал выступать на сцене. Сначала занимался в детском районном хоре, потом ходил в школьный драматический кружок. А первой ролью неожиданно стала негритянка - её исполнение вызвало восторг и безудержный хохот одноклассников Вити.
 
Однако при этом Виктор часто огорчал родителей драками и хулиганскими выходками на уроках. В 8-м классе  его даже исключили из школы, и ему пришлось работать на заводе учеником слесаря.

Завершил он среднее образование в вечерней школе. Тогда  же впервые вышел на сцену театрального кружка при Доме учителя, которым руководил Виктор Богомолов. Он-то и убедил талантливого парня, что его призвание – быть артистом.
 
Когда пришла пора, Виктор подал документы во все столичные театральные вузы. Поступив сразу в два, всё-таки выбрал Щепкинское училище, где набирали свой курс известные артисты Николай Анненков и Вера Пашенная и лично пригласили его туда.

На том курсе вместе с ним учились Виталий Соломин, Олег Даль, Михаил Кононов и многие другие, в будущем ставшие знаменитостями.

На третьем курсе Павлов получил предложение сняться в кино.  С небольшой роли в фильме «На семи ветрах» началась его работа в кинематографе, он познакомился с искусством таких крупных режиссёров, как Ростоцкий, Кулиджанов, Гайдай.
 
Мы запомнили Виктора Павлова в роли студента-изобретателя Дуба в «Операции «Ы» и других приключениях Шурика» и студента-молодожёна в фильме «Двенадцать стульев». Эти маленькие эпизоды полюбились зрителям уже не одного поколения. А потом были и «Адъютант его превосходительства», и «Майор Вихрь», и «Место встречи изменить нельзя», и даже «Гардемарины»…

Он становился популярным. Параллельно шла работа в театрах – «Современнике», Ермоловой, Маяковского. Меняя театры, Павлов, вероятно, искал себя.

За эти годы у зрителей выработался некий стереотип восприятия артиста, да и режиссёры считали его актёром отрицательного обаяния. А ему хотелось чего-то нового. В результате этих творческих исканий Павлов пришёл в Малый театр и начал играть на сцене рядом со своими учителями. Роли стали более разноплановыми…
В юности я была большой поклонницей этого театра с классическими традициями и сильной труппой, пересмотрела весь текущий репертуар.
 
Конечно, видела на этой легендарной сцене и Виктора Павлова. Он блестяще играл Аркашку Счастливцева в «Лесе», Репетилова в «Горе от ума», Шута в «Короле Лире», много других ролей, и зрители, специально приходившие «на Павлова», никогда не были разочарованы.
 
Не знаю, как теперь, а в то время попасть на премьеру в Малый театр было делом не из лёгких.
 
…В тот вечер давали «Короля Лира». В заглавной роли – Михаил Царёв, в роли Корделии – очаровательная Ирина Печерникова.

Покрутившись возле кассы в ожидании брони и ничего не получив, мы с подругой наудачу побрели к служебному подъезду.  По счастливому стечению обстоятельств сюда же подошёл Виктор Павлов – как раз в тот вечер он играл.
 
Я вышла на первый план и неожиданно для себя выпалила:

- Виктор Павлович, здравствуйте! Не поможете ли вы нам попасть на премьеру?

Популярный артист окинул нас тёплым дружеским взглядом, чуть улыбнулся и сказал:

- Билетов у меня нет, но ничего, пойдёмте, девчонки.

Мы шмыгнули за ним в отворившуюся тяжёлую дверь. Поздоровавшись с вахтёром, Павлов сказал:

- А это со мной, племянницы…

И мы пошли за ним, благоговея от того, что идём по историческому зданию, видевшему таких личностей, да ещё и с известным артистом!

А вот и сцена, на которую ступала сама Ермолова! Рабочие уже достраивали красивые декорации в лучших традициях Малого театра. Минуя легендарные подмостки, мы прошли ещё какими-то замысловатыми длинными извилистыми коридорами и, наконец, вышли к другому вахтёру.

- Ну, девчонки, вперёд! После спектакля расцелуемся!  - по-свойски сказал Виктор Павлович, легонько подтолкнул нас, и мы, обалдевшие от неожиданности, оказались уже в зрительском фойе.
   
Как хорош он был в небольшой роли Шута, одной из наиболее сложных в мировом репертуаре! Шут без шутовства, фигура, скорее, драматическая, чем комическая… 

Нам хотелось как-то отблагодарить артиста за сделанное нам добро, и в следующий раз мы посетили спектакль «Мой любимый клоун». Он шёл не на основной сцене, а в Филиале, на Ордынке, и попасть туда было легче.

Это был спектакль по чудесной повести Василия Ливанова о молодом артисте цирка – клоуне Сергее, который решил усыновить шестилетнего детдомовца Ваню. Все обстоятельства были против этого, но клоун не изменил своего решения…
Главную роль – Сергея - играл блистательный Виталий Соломин, а его лучшего друга и напарника Романа – не менее талантливый Виктор Павлов.

По окончании действия Люда подарила Павлову из зала букетик гвоздик, и артист принял их благодарно, опять же по-доброму улыбаясь девушке.

А потом мы осмелились зайти к нему в гримёрную с программками. В то время это было совсем просто, никакие секьюрити не стояли и грозно пропуска не спрашивали!
 
Артист обрадовался нам как старым знакомым.  Написал мне: «Аллочка, не забывай клоунов. С симпатией. В. Павлов». До сих пор где-то храню ту программку как память о хорошем человеке, которому было совсем не трудно дарить радость даже незнакомым…

Народный артист Виктор Павлов скончался 24 августа 2006 года от сердечного приступа. Ему было всего 65 лет.

31 декабря 2016 г.