Письма любви... Пушкиных

Людмила Дементьева
               Письма больше, чем воспоминания:на них запеклась кровь событий,
               это - само прошедшее, как оно было, задержанное и нетленное.
                Герцен.

В мае 1831г. Пушкины уезжают в Петербург.   Об их семейной жизни рассказывают письма.  Пушкин  написал 78 писем: 14 из них как невесте,  и 64 – жене.   Первая публикация писем поэта  была  осуществлена  И.С.Тургеневым  в Париже в 1877г.  О них хотел написать А.И.Куприн… Тургенев в предисловии к публикации освещает только одну сторону вопроса - значение писем как писем Пушкина. Интересны высказывания Куприна о них.  Он считает, что огромная , всеобъемлющая любовь Пушкина к жене делала и её счастливой:"Я хотел бы затронуть в личности Пушкина ту сторону, которую, кажется,у нас ещё никогда не трогали. В его переписке так мучительно трогательно и так чудесно раскрыта его семейная жизнь, его любовь к жене, что почти нельзя читать это без умиления. Сколько пленительной ласки в его словах и прозвищах с какими он обращается к жене! Сколько заботы о том, чтобы она не оступилась, беременная,- была здорова,счастлива!Мне хотелось бы когда-нибудь написать об этом... Ведь надо только представить себе, какая бездна красоты была в его чувстве, которым он мог согревать любимую женщину, как он при своём мастерстве слова мог быть нежен, ласков, обаятелен в шутке, трогателен в признаниях!..Я хотел бы представить женщину, которую любил Пушкин,во всей полноте счастья обладания таким человеком!"

В наши дни  это сделали И.Ободовская и М.Дементьев.  С восторгом были приняты читателем книги «Вокруг Пушкина» (1975 – 1978), «После смерти Пушкина(1980), «Пушкин в Яропольце (1982), и «Наталья Николаевна Пушкина (1986г.) Письма с французского перевела И.М.Ободовская. Неоднократно обращаюсь к  этим бесценным книгам и я на протяжении ряда лет. Ведь в них «кровь событий», ощущение присутствия  героев книг.

С особой благодарностью  оцениваешь работу авторов , помогающих нам  по – новому взглянуть на самого близкого поэту человека. Авторы подтвердили документально утверждение Пушкина: «Она ни в чём не виновата».

Мы видим Ташу Гончарову, любимицу отца и деда в имении Полотняный Завод, узнаём.,что её семья жила одно время рядом с Подольском, в Серпуховском уезде. Читатели становятся свидетелями счастья молодой семьи. В одном из писем этого периода Наталья Николаевна писала:»Союз двух сердец – это величайшее счастье на земле.» Ей вторит и сам Пушкин:»Я женат и счастлив», он чувствует, что, кажется «я переродился». И друзья замечают, что жена его была  достойна такой перемены:"...она столь же умна, сколь и прекрасна».

Удивительно простые и нежные письма  пишет поэт «жёнке" в дни разлуки. С ней он делится всем, «что придёт на сердце», называя её «ангелом кротости и красоты». Иногда Пушкин писал по два письма в день. Какими же искренними словами осыпал он её:"жёнушка, царица моя, душка моя, Наташа, мой ангел". Ответные письма от неё он целовал.

В письмах Пушкина сохранилась та же любовь, как и в бытность его женихом с апреля 1830г. Помните, в разговоре с Баратынским Пушкин назвал свою предстоящую женитьбу "вершиной моего счастья". Позже, став уже отцом, поэт перенёс свою любовь и на детей. В октябре 1833г. он пишет жене два письма и в них о детях:"Говорит ли Маша? Ходит ли? Что зубки? Саше посвистываю". Это 11 октября.
И 21 октября снова:"Что-то моя беззубая Пускина? Уж эти мне зубы! - А каков Сашка рыжий? Да в кого-то он рыж? Не ожидал я этого от него!"

В мае 1836г. Пушкин в Москве. Он работает в архивах, занимаясь историей Петра. Здесь Пушкин впервые встретился с К.П.Брюлловым. 4 мая он пишет жене:"Он очень мне понравился...У него видел я несколько начатых рисунков и думал о тебе, моя прелесть. Неужто не будет у меня твоего портрета, им написанного? Невозможно, чтобы он, увидя тебя, не захотел срисовать тебя... Мне очень хочется привезти Брюллова в Петербург. А он настоящий художник, добрый малый, и готов на всё".
У поэта и художника завязался оживлённый разговор. Знакомство их переросло в дружбу.

Писем Наташи к Пушкину пока нет, они не найдены. Но по переписке с родными видим, как озабочена она его душевным состоянием.

Прочитайте все книги  И.Ободовской и М.Дементьева! Вы почувствуете  душу Пушкина и его жены.  Они станут ещё ближе вам!

Фото:Наталья Николаевна Пушкина. Худ.Александр Петрович Брюллов.
     Обращаю ваше внимание на имя художника. Портрет написан Александром       
     Брюлловым, братом знаменитого Карла Брюллова.


Нов. ред. 22.01.2019г.  15:05.
Доп. 23.03.2020.