О пагубном влиянии скверных слов

Благова Светлана
                Выражаю благодарность преподавателю кафедры
                русского языка РХТУ имени Д. И. Менделеева
                Ольге Фёдоровне Будко.
                Наконец-то "техническая голова инженера"
                вновь взяла в руки чистый лист и стала его
                украшать "вязаными пером кружевами".


Хрия на тему: «Из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков». (Аристотель)




По мнению величайшего древнегреческого учёного и философа, авторитетность которого неоспорима, нечистые слова пагубно влияют на жизнь человека: сначала – негодные слова, а потом – скверные поступки, разрушающие последствия которых приводят к надлому в жизни.

Специфический язык преступников, пьяниц и других опустившихся лиц – матерщина. Недобрые слова, ругательства вызывают неприязнь, отвращение. Образованные и просвещённые люди не допускают в свою мысль проникновения инвективов; фразы, которые они произносят, можно сравнить с прозрачными как слеза росинками, которые в рассветный час украшают травянистые растения на полянке или же плавным неспешным течением прозрачной холодной воды в русле реки, тогда как сквернословие подобно болотной трясине или илистому дну пруда.

Речь человека говорит об уровне его культуры и нравственности, определяет положение в обществе. Не зря твердит Сократ: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

Любое злое слово, как и злой поступок, не способствует увеличению добра в мире или в душе человека:

1) С точки зрения христианской веры, сквернословие является смертным грехом: порок оскверняет слово, входящее в человеческую сущность.

2) Любое матерное выражение несёт в себе эмоциональный оттенок жестокости и пошлости, хамства и цинизма. Использование нецензурной лексики восполняет общую бедность языка и кругозора.

3) В компании матерщинников обычно высмеивать любовь, красоту, жалость – произнесение добрых искренних слов вызывает ложный стыд. В ходе общения на таком уровне возможность открытого, чистого взгляда на мир пресекается.

В современном мире люди часто используют инвективную лексику. Мат глубоко проник во все социальные и возрастные слои общества.

Недавно у меня произошёл разговор с братом подросткового возраста по поводу сквернословия. Оказывается, девчонки и мальчишки 12-14 лет считают, что обратить на себя внимание сверстников, показать свою «крутизну», стать «рубахой-парнем» можно лишь, уподобляясь употреблению нецензурной брани. Для детей сквернословие особо опасно, так как их интеллектуальное развитие зависит в основном от того языка, на котором разговаривают окружающие их взрослые.

Тексты песен современной музыкальной группировки «Ленинград» пропитаны нецензурными словами. Данное творчество можно рассматривать, как вызов обществу, существующим реалиям и проблемам, о которых принято молчать большинству, а они поют, пусть и на скудном, зато понятном всем подобии языка. В поэтических копилках А.С. Пушкина и С.А. Есенина помимо разнообразия удивительных высоконравственных стихотворений находятся и непристойные стихосложения. Нередко наличие матерных слов в речи принимают за мужество и силу, а ведь это, наоборот, признак духовной слабости. В допетровской России за сквернословие наказывали розгами на улицах, а в СССР за нецензурную брань в общественных местах по Уголовному кодексу полагалось 15 суток ареста.

Академик Д. С. Лихачёв в своих трудах подверг филологическому анализу «воровскую речь» и пришел к выводу, что эти «слова» воздействуют не на интеллект человека, а на чувственную часть души. Таким образом не только употреблять в своей речи, но даже слушать сквернословие вредно, т.к., по словам академика, «можно «испортить вкус» к нормальному человеческому слову».

Сочетание человека и речи сопоставимо с симбиозом музыканта и его инструмента. Как виртуозный скрипач, виолончелист, прикасаясь к струнам, создаёт не только благозвучие, но и синхронизирует биение сердец людей, восторженно его слушающих, так и говорящий прекрасные жизнеутверждающие слова подаёт позитивный пример – побуждает совершать благостные поступки.

Ещё в эпоху Цезаря и Августа римский поэт Публий Сир полагал, что «признак злого сердца – злой язык». Утверждая, что слово обладает великой силой, вспоминаю отрывок из стихотворения Н. С. Гумилёва:

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине…

Визитная карточка каждого из нас, показывающая статус и уровень развития, – речь. Использование непристойностей и скверных слов ведет в нецивилизованное порочное общество. Показать свою «крутость» при помощи мата, можно лишь играя в шахматы.