Ч. 3 Нашли покой на дне океана. Bremen

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/01/03/1315

На начальном этапе войны задачи у немцев и англичан были похожими: и те, и другие, попытались установить блокаду, нарушить морские коммуникации друг друга, прервать торговое судоходство.

Взаимные попытки уничтожить корабли, стоявшие в базе, как у англичан, так и у немцев, оказались неэффективными, окончившиеся большими потерями самолётов.

Трагическая история случилась с двумя английскими подводными лодками, «Triton» и «Oxley». Они вышли в море на поиск немецких кораблей. 10 сентября 1939 года «Triton» всплыла для подзарядки электрических батарей. Дело было вечером. В 20.45 командира лодки, лейтенанта Стила, вызвал наверх вахтенный офицер.

В серой мгле плохо просматривался силуэт чужой подводной лодки. Стил приказал сигнальщику подать условный сигнал тремя зелёными ракетами, а торпедистам распорядился подготовить к стрельбе два торпедных аппарата.

После подачи сигнала распознавания «свой-чужой» командир лодки досчитал вслух до пятнадцати, и, не получив ответного сигнала, атаковал вражескую подлодку двумя торпедами. Стрелял метко, менее чем через минуту на «Triton» услышали взрыв.

Стил направил  свою подлодку к месту потопления противника. На подходе услышали крики о помощи. Включив прожектор, увидели посреди мазутного пятна и обломков, трёх плававших там моряков, и к своему ужасу, подводники поняли, что это англичане.

Два лейтенанта, Гай Уоткинс и Гарри Стейси, бросились в воду им на помощь. Двух человек подняли из воды, а третий, как потом выяснилось, им был лейтенант Мэнли, кстати, неплохой пловец, внезапно исчез под водой. Несмотря на тщательный поиск, тела лейтенанта и других моряков не обнаружили.

Когда спасённые прекратили ругаться, выяснили, что потопили британскую подводную лодку «Oxley». Спасёнными оказались её командир, капитан-лейтенанта Бауэрман и матрос Глюкес. Военно-морской суд, изучив все обстоятельства дела, признал действия лейтенанта Стила правильными. Со всех моряков взяли подписку о неразглашении.

Официально объявили, что подлодка погибла от случайного взрыва. После войны  Адмиралтейство объявило, что «Oxley» столкнулась с «Triton». А подлинную правду её гибели обнародавали только в пятидесятых годах.
Первая потеря подводной лодки у англичан была от «дружественного огня». Так называют событие, когда по ошибке, открывают огонь по своим же соратникам.

Во время войны такое случается не так уж и редко. Можно было считать это репетицией, потому что  через четверо суток подводная лодка «Sturgeon» атаковала родную подлодку «Swordfish», но, к счастью, промахнулась.

После второго случая дистанцию между подводными лодками при патрулировании увеличили с 12 до 16 миль.

Англичане стали вооружать гражданские суда и использовать их в качестве вспомогательных крейсеров для блокады берегов Норвегии, куда стремились прорваться немецкие торговые суда, капитаны которых считали, что это более безопасный маршрут.

Кроме того, велось патрулирование северных районов моря авиацией и подводными лодками. Служба в северных водах была крайне тяжёлая и опасная. Но на войне всегда, и опасно, и тяжело.

Большинство команд немецких торговых судов при встрече с вооружёнными кораблями англичан сами топили свои суда, чтобы они не достались противнику, и спасались на шлюпках, невзирая на погодные условия.

Большая удача выпала английским патрульным судам в октябре 1939 года. Они захватили лайнер  «Cap Norte» водоизмещением 13 000 тонн, на котором немецкие резервисты направлялись из Южной Америки в Германию.

 Весь экипаж крейсера «Belfast»,  который непосредственно участвовал в захвате, в соответствии с правилами Адмиралтейства, получил денежное вознаграждение.

Крейсер сейчас стоит на Темзе, близ Лондонского моста, как наша «Аврора» на Неве. В Англии таких кораблей-музеев несколько.

В сентябре 1939 года военно-морской флот Британии обеспечил высадку экспедиционного корпуса в порты Франции. Эта операция прошла, практически, без потерь. Затем английские моряки, также без потерь, переправили французскому союзнику около полумиллиона военнослужащих и 89 000 транспортных средств.

Неудача постигла англичан в попытке перехвата фашистского лайнера «Bremen», который, по сведениям разведки, направлялся   из Нью-Йорка (США ещё не участвовали тогда в войне) в Мурманск.

Адмиралтейство направило для перекрытия Северного прохода к Гренландии два крейсера и восемь эсминцев, но «Bremen», сумел пройти незамеченным мимо английских кораблей и благополучно прибыл к своему советскому союзнику.

Лайнер «Bremen» был гордостью германского пассажирского флота, самым быстрым судном, водоизмещение огромного корабля составляло 51 656 тонн.

Во время стоянки на реке Гудзон, команда лайнера подняла гитлеровский флаг со свастикой, что вызвало возмущение в Нью-Йорке. Антифашисты устраивали демонстрации, протестуя против пребывания нацистов в США. Один смельчак пробрался на судно и сорвал флаг с фашистской символикой.

Пройти незамеченными немцам удалось благодаря тому, что команда лайнера, выйдя в море, спустила вельботы и  окрасила его корпус и надстройки в чёрно-серый цвет маскировочный цвет. Закрасили название судна и порт приписки.

После этого лайнер шёл со скоростью 28 узлов. Погода была штормовая, густой туман. Ходовые огни погасили, соблюдался режим радиомолчания. Капитан выставил дополнительных наблюдателей на верхней палубе и на мачтах. При обнаружении на горизонте любого судна, лайнер менял курс.

Англичане были уверены, что капитан лайнера не рискнёт идти вдоль кромки льда, опасаясь айсбергов, но тот  именно так и поступил.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/01/06/679

На рисунке: лайнер «Bremen»