Тематическая выставка На посошок!

Валерий Белов
На время узаконенного новогоднего безделья городская администрация одного малопримечательного города необъятной нашей отчизны выступила с инициативой по организации досуга трудящихся. На открытой в городе выставке «На посошок!» вместе с работами прославленных мастеров было представлено монументальное полотно местного художника Бухалова, озаглавленное «На природе».
Название выставки «На посошок!» отразило тематическое её содержание - приобщение к культуре людей без коренной ломки сложившихся представлений о традиционном времяпрепровождении. Поставленная задача достигалась составлением единой тематической композиции, ориентированной на активную деятельность подсознания посетителей, дополненную разъяснениями экскурсовода, переводящими бессознательный ряд ассоциаций в рациональную плоскость, максимально приближенную к реалиям.
Написанная большими буквами надпись «Кузьма Петров-Водкин» при входе в самом начале слегка ошарашивала людей, попавших в незнакомую для них высокохудожественную среду. На ум приходила известная с детства фраза «Я покажу тебе кузькину мать», что настораживало невольным вопросом: а что мне покажут здесь?  Но это лишь повышало интерес к выставке.
Осознав, что имя Кузьма не содержит в себе подвоха, а Петров-Водкин – это фамилия, а не лозунг, люди успокаивались. Им становилось понятно, что в выставочном зале присутствуют такие же люди как они - Иванов, Петров, Сидоров, даже при отсутствии доминантного признака во второй части их фамилии, вместе со второй её частью.
Осмотревшись в незнакомом для себя мире, посетители невольно останавливались у картин художника с привычной и одновременно привлекательной фамилией Петров-Водкин, сразу вызывающей нужные ассоциации.
Так при взгляде на полотно «Купание красного коня» у владельцев автомобилей возникали разные мысли. При виде голого мальчика верхом на лошади, кто-то невольно вспоминал о том, как был до нитки обобран работниками ГИБДД, возвращая права, отнятые за дутьё в трубочку.
Кому-то подумалось о разбитой по пьяному делу машине, цвета красного коня, которого уже не помоешь.
А кто-то перейдя к картине "Мать" задался риторическим вопросом, а давно ли он видел собственного ребёнка и что мешает ему вернуться в семью? Знакомство с картиной "Самарские судьбы" наводило на грустные размышления о негативном влиянии алкоголя на потомство и о женском алкоголизме вообще.
В грамотно построенной выставочной композиции сразу после полотна «Мать» Петрова–Водкина следовала картина Решетникова «Опять двойка». Конечно, школу посетитель окончил давно, но чувство стыда не утратил и под воздействием искусства вспоминал укоризненный взгляд жены и немой вопрос о судьбе пропитой получки.
При осмотре картин Врубеля экскурсовод объяснял собравшимся, что демоны на полотнах олицетворяют порочные желания человека в любых обстоятельствах найти то, что можно выпить и желательно подешевле. Это вызывало одобрительное согласие трудового элемента, выражавшееся в словах: В рубль – это действительно недорого! А теперь из-за этих демонов, кто сверху цену назначает, пить приходится всякую дрянь! Гнать приходится… Да их самих гнать давно пора…  Таким образом знакомство с творчеством Врубеля вызывало у посетителей социальный протест и определяло гражданскую позицию, требующую позитивных изменений в управлении государством.
О том, насколько наш человек способен к синтезу разноплановых понятий, можно было увидеть, когда от Врубеля люди переходили к картине Перова «Тройка». То, каким они обладают чувством юмора, помогающим выжить в любых условиях, можно было оценить по их обращениям к трём малолетним детям на картине:
«Что ребятки, по рублю и в школу не пойдём». «Тиха украинская ночь, а бражку надо перепрятать».
Сочетание эпизодов с полотен разных авторов у посетителей складывалось в единую картину, которую можно описать приблизительно следующими словами: «По милости всяких демонов вкалываешь как лошадь за гроши. Дома жена денег постоянно требует. С такой мегерой да с малыми детьми даже бражку не поставишь. Одна отрада - после работы на троих скинуться…»
Подобное состояние требовало релаксации, наводило на мысли о культурном отдыхе. По этой причине экспозицию завершало монументальное полотно местного художника Бухалова с названием «На природе». На ней было изображено то, что так мило сердцу любого человека, который тяготится условиями городского существования и при малейшей возможности предаётся наслаждениям в тёплых объятиях пьянящих ароматов природы, где в гармонии с ней и засыпает.
Подобная картина не могла не вызывать желание присоединиться к культурно отдыхающим и отведать из недопитых ими бутылок то, что навеяло столь блаженные улыбки у спящих на природе персонажей Бухалова, можно сказать - бухаловцев.
Понимая состояние приобщившихся к высокому искусству, администрация выставки предлагала каждому уходящему сто грамм на посошок. Это закрепляло эстетическое наслаждение от знакомства с прекрасным, способствовало изменению тяги от чувственного влечения к духовному.
Организация подобной выставки превзошла все ожидания. Некоторые ценители искусства настолько прониклись представленной композицией, что стали посещать её ежедневно по несколько раз в день. А в книге отзывов появилась запись с пожеланием сделать работу выставки круглосуточной и даже круглогодичной.