Разведенка. Ч. 1

Елена Ахмедова
     Знаете ли вы, как рожали наши прабабушки?

   Нет-нет, рожали-то они, как и всегда, как и сейчас. Кстати, даже и классическое акушерство не особенно изменилось со времен мадам Ла-Шапель, известной французской акушерки, что придумала специальное пособие при родах ножками вперед.

   Простая русская крестьянка, которая могла при нормальном течении родов обойтись без медицинской помощи, или с помощью М. Горького родить в лесу, непосредственно после родов, завернув новорожденного в свою нижнюю юбку и положив его между грядок, продолжала работу в поле.

    Молока-то у матери еще не было, если и вообще было, в старый носок ( хорошо, если чистый),  заворачивали нажеванный хлеб и совали младенцу вместо бутылочки с питанием.

   В Узбекистане хлебную тюрю заменяло курдючное сало. Речь, конечно не идет о дворянках, мещанках и среднем классе: в этих семьях мать и не должна была работать, ее обеспечивал муж. Но и находилась  она от него в полной материальной,  а иногда и рабской зависимости. И речи не было, чтобы уйти, да и куда?

   К чести узбеков надо сказать, что пить они в те времена не пили ( шариат не разрешал), работали, зарабатывали и содержали многочисленную семью.  За каждую жену необходимо было выплатить калым, деньги, рис, барана ( или нескольких) отцу невесты. Шариат разрешает мусульманину иметь 4-х жен ( столько было у пророка. Кстати его первая жена была на 22 года старше его, имела многочисленные стада, то есть была состоятельной женщиной, а будущий пророк был пастухом при ее отарах). Шариат, однако предписывает всех жен содержать и  " удовлетворять". При этом имеется ввиду не сексуальное или не только сексуальное удовлетворение. Муж обязан был всех жен, и детей от них содержать, регулярно посещать и жалоб на него в махаллинский комитет или духовенству поступать было не дОлжно. Разницы между детьми не делалось, все были равны . Старшая или первая жена была и его правой рукой, что касается домашнего хозяйства. Это она могла обратиться с просьбой к главе семьи от имени младших жен.

    У моей бабушки был младший брат, я его еще помню. Мне он казался древним стариком, но при этом от него еще и в те времена регулярно рождались дети. Не от соседа, это было бы практически невозможно, так как чужой мужчина и подумать не мог о том, чтобы вступить на женскую половину дома - ичкари, а из дома жена без сопровождения мужа не выходила, да и куда? По рассказам моих родителей, этому дяде принадлежала в старом Ташкенте целая улица - 11 домов и столько же жен. Он их всех исправно посещал, по очереди, раз в 11 дней. Однажды нас навестили отцовские двоюродные братья и старший из них пошутил:

   - Вот ваша Аленка, вы ее должным образом воспитываете? Подрастает невеста нашему Рахматжону.
   Мне было 16, а предполагаемому жениху 19 лет. Радости подобное "сватовство" не вызвало ни у меня, ни у Рахмата, а моя мама впала в тихую панику.

   Тогда я решила показать, что я недостаточна хорошо воспитана для настоящей узбекской семьи: вмешалась в разговор старших. Начала выяснять, кто из братьев кого старше, и от какой из дядиных жен. И тут выяснилось, что Рахмат самый младший сын самой старшей  жены, а есть и более старшие, но от младших жен. А я-то думала, что "дядя" развелся... не тут-то было. Опасность я от себя отвела, а с Рахматом мы впоследствии отношений не поддерживали.

   В советское время подобных вольностей не приветствовали, но это не означает, что второй или третьей семьи ни у кого не было. Но делалось это тайно. Много лет спустя я разговаривала с такой "неофициальной" женой, спрашивала ее, как она это терпит, что муж ей не верен, а точнее, не верен первой жене. Обе об этом знали и, хотя, на одной улице не жили, но такое положение вещей обеих устраивало, главное, что общий муж их всем обеспечивал: денег в руки не давал, но покупал и приносил все в дом, вплоть до предметов женской гигиены.

   А недавно к нам в гости, в Германию, приезжала одна дальняя родственница, которая и рассказала нам интересную историю. У нас был  общий знакомый.  Учитель, работник районо, вполне современный мужчина. Жена, двое сыновей. Он узнал, что жена больше по состоянию здоровья рожать не сможет и ушел.  К молодой, которая стала ему исправно рожать, он же должен доказывать окружению свою мужскую состоятельность, сказал он. Старую жену при этом заставил "закутаться" до глаз. На вопрос, как же она это терпит и почему его не пошлет подальше, она ответила:

   - Он же нас всех содержит, и меня, и новую жену, помогает взрослым сыновьям. Уйти? Как и куда? Развестись? Ты с ума сошла, ты что, не знаешь, что разведенка у нас - не человек? Замуж больше никто не возьмет непокорную жену, я должна все терпеть.

  - А зачем тебе замуж-то снова выходить? Менять шило на мыло?  Где гарантия, что новый муж будет лучше?

  - А как же одной-то? Кто меня содержать будет?
    И она терпела молча, закуталась до глаз по требованию хозяина. Знаете, что он сделал? Ему надоело содержать два дома и он привел молодую жену с детьми в дом к первой жене. Так и живут. И это не во времена наших прабабушек, а сегодня, сейчас.

   Нужны ли комментарии?

 Продолжение следует.