Время бежит вспять

Дмитрий Караганов
17.03.2017 г. рассказ "Время бежит вспять" опубликован в 5 томе Альманаха «Российский Союз Писателей. Проза 2016».

***

Эту небольшую историю нам рассказал отставной подполковник, которого в войсковую часть, располагающуюся тогда в г.Минске, пригласили на празднование Дня Советской армии 23 февраля 1986 года для политического воспитания и передачи опыта.
Гостей, из числа приглашённых, распределили по комнатам казармы, где были накрыты столы для чаепития.
Конечно же, в начале был рассказ о боевом пути во время Великой Отечественной войны. А, когда разговор уже завязался, то обсуждали вольные темы.
Подполковник рассказал, что после войны служил в военном санатории-госпитале «Несвиж», который располагался недалеко от г.Минска в Несвижском замке, когда-то принадлежавшем князьям Радзивиллам.

Дальше я изложу рассказ подполковника от первого лица.

***

Ну, что лейтенанты! Вот была у меня история – такой ни у кого из вас никогда не будет!

Сразу после войны начал  я в санатории служить, так сказать, по политической части.
В госпитале скучно. Документы, военнослужащие лечатся, то, сё… Сами знаете.
Решил я более подробно начать замок осматривать. Пустых помещений много было. Подземелья. Брал с собой моток шпагата (типа «нити Ариадны»), фонарик, свечи и спички, пистолет "ТТ", финский нож, фотоаппарат трофейный, воды фляжку и хлеба кусок.
Ходил по замку, как было свободное от службы время. Из интерьера много чего нет, или вывезено куда. Но всё равно интересно. Реестры, схемы составлял, фотоотчёты делал... Надо сказать, что замок сохранился хорошо, т.к. во время войны там штаб германской армии находился, который быстренько сбежал оттуда во время нашего наступления.
Добрался я как-то до полусумрачного помещения больше похожего на большую жилую дамскую комнату. Солнце с другой стороны замка уже светило. Присел у дальней стены. Водички из фляжки хлебнул. На моих часах три пополудни. Сижу, сапоги скинул, чтоб ноги отдыхали. И вижу вдруг - дверь открывается, и входят два человека одетые так, как раньше это было! Образы слегка размытые, но разглядел мужчину возрастом лет за шестьдесят, с мольбертом, ящик в руках у него. Художник, скорее всего. И красивая женщина лет 20-ти с тонкими чертами лица.
А меня они - то ли не видят, то ли внимания не обращают. Художник мольберт поставил. На холсте красивый портрет уже почти прописан. Мастер в краски тыкает, подмазывает что-то. Барышня на стуле сидит, молчит. Смотрит отрешённо в окно. Очень эффектная композиция была! Открыл я футляр фотоаппарата – щёлкнул два раза. Художник посмотрел в мою сторону, и пальцем мне эдак погрозил будто! Но нервы у меня закалённые! Не такое видел на фронте! И мне интересно же! Что это за спектакль для одного зрителя! С час времени прошло. Я смотрю на свои «Командирские» -  а на них времени 14-00. Как так?! То есть не четыре часа, как должно быть, а два!!! Я на картину взглянул. А на ней уже только набросок женского силуэта остался!!! Изображения лица нет на холсте! Вот тут мне стало не по себе! Я человек хоть и не верующий, но Господа вспомнил! На Бога надейся, а сам не плошай. И пистолет достал, за спину спрятал.
К гостям вежливо обращаюсь:
-Товарищи! Вы кто такие?! Мы артистов не приглашали! Я бы знал! Документы ваши можно взглянуть?

Мне художник и говорит – даже не говорит – я по его губам "читаю":
-Тише! Тише, вельможный Пан! ЕЩЁ НЕ ВРЕМЯ… Я не закончил своё дело...

Я к нему опять:
-Как же Вы его завершите, если портрет исчезает с холста!

И тут меня осенило! Была у замка легенда-быль, о Королеве Барбаре - Панне Несвижского замка, которую в середине ХVI века уморили в Варшаве. Рассказывали мне и о привидениях, бродивших по Замку...

Я подхожу к женщине, и обращаюсь к ней:
-Ясновельможная Панна Барбара! Уходите быстрее! Ваше время ещё не пришло! Но оно на исходе!

Она встаёт и уходит. Художник этот, со злостью так, бросил кисть, и тоже ушёл.
Вот такая история.

***

Мы обращаемся к рассказчику:

-И что дальше? На фотоплёнке что получилось?
-На плёнке ничего не было. Оба кадра после проявки оказались совершенно пустые! А остаток кадров на плёнке нормальный! И на моих часах, когда я вернулся назад, было также 14-00. А на самом деле было уже 17-00! А часики то мои по-прежнему тикали! На такие "прогулки" я потом только с помощником ходил. Мало ли что… И ещё. Кисть я нашёл потом в том зале. Старую и засохшую.
-Начальству доложили?
-А зачем? Мне показалось тогда, что я мог спасти Княжну. Но только её всё равно отравили… Я позже уточнил. Вывод такой, товарищи офицеры! ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ! А попасть в прошлое ВОЗМОЖНО! Точно! Это вам в любом архиве скажут.
 

PS Хочешь - верь, хочешь - не верь...

На фото: замок в 1930-х годах, см.: https://ru.wikipedia.org/wiki/Несвижский_замок#


07.01.2017