Связующая нить

Надежда Лисицина
               
       Есть места, где невидимая нить времени восстанавливает связь поколений рода, объединяя всех и живущих в этом мире и ушедших в мир иной. Эти места наполнены таинством с особой энергетикой и  тишиной. 

   Мысль о посещении старинного родового кладбища, в какой - то момент жизни стала для меня почти навязчивой. В суете большого города она приходила неожиданно и четко. Решение было почти  внезапным…

   Долгий путь, наконец, подходит к концу. Рано утром по утреннему летнему холодку отправляюсь в путь. Путь не близкий, верст пять. Сельская дорога петляет среди полей. Мне вспоминается рассказ бабушки, как еще до революции ходила она  на фабрику Саввы Морозова по этой дороге в летнюю жару и лютую январскую стужу.
  Солнце поднимается все выше и выше. Ноги наливаются тяжестью. Приседаю на обочину, глоток воды. Надо идти дальше. Наконец-то вдали появляется    каменная ограда старинного кладбища. Дорога поднимается в гору. Все старые кладбища обязательно находятся на возвышенностях, и хорошо видны издалека. По тропинке поднимаюсь к ограде, которая почти разрушена, высокие колонны входа, хоть и тронуты временем, но стоят как стражи, охраняя покой погоста.
   Высокие деревья и  трава в рост человека скрывают могилы. Но видно, что здесь бывают люди: есть тропинки и отдельные свободные от травы участки, редкие ухоженные могилы. Тишина звенящая. Почему то на таких кладбищах не поют птицы и не слышно даже кузнечиков, что так звонко сопровождали мой путь до ограды. Здесь свой, особый мир покоя и тишины.
  Растерянно останавливаюсь. Пытаюсь вспомнить, где могилы, которые мы посещали с бабушкой и мамой в моем детстве. Бабушка и мама похоронены не здесь, покой они нашли далеко от этого кладбища. И вдруг ясно осознаю, что пришла сюда не зря, и не случайна была моя мысль о поездке на родовое кладбище. Словно по наитию начинаю медленно идти по одной из тропинок. Мыслей нет, словно тишина вошла внутрь меня, и она, эта тишина ведет. Раздвигаю руками высокую траву. Старый крест со знакомым мне по рассказам бабушки именем Елизаветы - ее сестры, умершей в юном возрасте, рядом еще родовые могилы  сестры бабушки Елены, ее мужа,  детей, прабабушки, прадедушки. Родовых могил  много, очень много, они словно окружают меня. Удивительное чувство тепла  и благодарности растет во мне. Ведь именно благодаря им, я, мои дети и внуки живем на этой земле. Они дали нам все что могли. Усталости как не бывало. Принимаюсь за работу. Травы много, очень много. Что удивительно, на кладбище среди травы огромное количество полевой клубники и земляники. Стараюсь сохранить кустики ягод. Пусть птицы поминают тех, кто здесь лежит. По традиции посыпаю пшено и хлеб на могилки, зажигаю свечу. Молча стою,  в душе зарождается и звучит благодарственная молитва всем тем, кто жил до нас, кто дал нам шанс родиться и продолжать род. Вечная им память.
     Мы никогда не бываем одни. Живы наши  предки, или ушли в мир иной - не имеет значения. Мы хранители памяти своего рода, своего народа. Храня и передавая эту память в благодарность своим предкам, мы будем жить вечно. Недаром существует поверье: человек жив, пока его помнят.