О нашей памяти. что-то не так у нас, ребята!

Михаил Переславцев
   Вот и наступили первые осенние сырые и прохладные октябрьские дни. Природа приукрасилась в разноцветные яркие наряды. Мы все чаще сетуем друг другу на холода и моросящие дожди. И за этой обыденной суетой  как-то невзначай совсем позабыли о том, что 75 лет тому назад, в такие же осенние дни решалась судьба Москвы, а может и всей  Родины!

    Первого октября мы с внуком поехали на место гибели 922 стрелкового полка. В Тверскую область. Край лесов и болот. Раньше, в годы войны, этот район территориально относился к Смоленской области. Нам нужно было смонтировать и установить очередные пять именных мемориальных плит, на которых написаны имена солдат, однополчан деда. А главное, в ночь на 2 октября надо было обязательно помянуть наших дедов и прадедов, поскольку именно в утренние часы второго октября   полк принял на себя главный удар немецко-фашистской операции "Тайфун". В ожесточённых и кровопролитных боях второго - четвёртого октября, когда гитлеровцы начали наступательную операцию на Москву, наш 922 стрелковый полк стоял насмерть  и почти весь сгинул. Большинство бойцов полка, да и всей дивизии тоже, согласно архивным документам, до сих пор так и числятся «пропавшими без вести». Это не правда! Правильно  назвать их всех  безвестно погибшими в бою. Тогда некогда было хоронить. А порой, просто некому. И учет безвозвратных потерь вести некому было.

    С той трагической поры прошло 75 лет, а в окрестных лесах до сих пор ещё можно различить оплывшие, поросшие травой, кустарником и деревьями окопы, стрелковые ячейки, просевшие «ямы» блиндажей и капониров.  До сих пор Земля- матушка «выталкивает» из себя чужеродное. Будь-то железо - память о былых боях или останки безвестных солдат... Воронки, как язвы на теле земли понемногу затягиваются, зарастают. Но даже сегодня, спустя 75 лет, их без труда можно рассмотреть. Где- то здесь, среди поросших молодняком полей, а может быть, болот и мочажинок или стертых с лица  земли деревень лежит  и прах моего деда, его боевых товарищей. По моим подсчётам, в тех боях их погибло более 600 бойцов. И были они со всех уголков нашей Родины...
    Кого мог, всех приглашал приехать сюда, чтобы помянуть наших дедов. Просто взойти на взгорок и сказать:- Здравствуй, Дед!  Собрались только мы, я и внук... И говорю об этом факте не в смысле укора или  чтобы показать себя - вот, мол, смотрите какой я хороший.  А скорее просто для констатации самого факта. Из многочисленных потомков никто более не приехал. В своё время Леонид Быков по повести Бориса Васильева снял трогательный фильм о войне - «Аты-баты, шли солдаты». В том фильме родственники погибших в бою солдат собрались на том самом поле, где они погибли... Сегодня на «наше Поле» никто не приехал. Видимо, память, как и старые окопы, зарастает. Боль и скорбь потерь от времени утрачивает остроту.

     Присел я рядом с памятником,  зажег свечи в память о дедах, закурил и задумался. Как же так получается, что в такой скорбный день, в такую годовщину и никто не приехал. Почему  из нескольких сотен потомков никто не смог выкроить время, чтобы поклониться дедам... Что-то не так у нас, ребята, в головах.
    Сегодня Память о войне - единственное, что сближает  всех нас вне зависимости от вероисповедания, места жительства, уровня достатка. Мы часто и очень много говорим о том, что память  о погибших солдатах является священной. «Никто не забыт»... Не забыто кем? И в чем же тогда заключается смысл сохранения Памяти? Пройти по асфальту улиц в рядах Бессмертного полка с портретом деда в руках? Говорят в прошлом году только в Москве прошествовало более 800 000 потомков. А кто из этих потомков потом поехал на могилы к дедам? А кто-нибудь задумывался, кто, каким образом, за какие средства содержит эти самые братские могилы? И не в городах, где подъехать к могилам удобно, а там, где сам черт ногу сломает, куда порой и дороги - то как таковой нет, так, одно направление... А кто-нибудь задумывался о том, как быть с теми братскими могилами, которые находятся  в  деревнях, которые обезлюдели. Нет людей, нет дорог, нет памяти...
   Да не в укор я это говорю! Не ради красного словца! С болью в сердце, с горечью в душе. Не подменяем ли мы память на массовое "шоу"?
     Порой мне приходят письма с просьбой помочь найти могилку солдата. Особенно, накануне знаменательных дат. Чем могу, пытаюсь помочь. Что-то советую, что-то подсказываю. А бывает и так, ну,  нет никаких зацепок. "Пропал без вести" солдат... Может от него не то чтобы могильный холмик, ботинок и тех не осталось. Как такого отыскать? Но я не об этом. Я вот что хочу заметить. Сегодня в интернете огромное число статей и репортажей о поисках и поисковиках, рекомендации и советы с чего начать. И что удивительно, ведь НЕ читают потомки этого всего. Желают вот так, "по-быстрому" найти деда или прадеда. Хорошо, если есть прямые указания на этого бойца. А если нет их? Кто будет готов продолжать поиски? Сколько раз я слышал о том, что розыск деда будут продолжать несмотря ни на что... Проходит месяц, другой и ... тишина. Оказывается, повседневная суета мешает или еще что. Вот, если бы кто-то "опытный" помог найти...
      У моего деда штабным писарем в документах была допущена ошибка в написании фамилии и отчества. Собственно, до сих пор в информационной базе так и значится противоречивая информация в отношении деда. И чтобы разобраться, пришлось перекопать тысячи, десятки тысяч архивных документов. И в отношении деда, и в отношении его земляков, и в отношении его однополчан. Эту дорогу надо пройти самому.

     В этом году мы отмечаем скорбные даты 75-летия начала Великой Отечественной войны, подвига   Подольских курсантов, трагедию окруженцев «Вяземского котла». Гибель Московских дивизий народного ополчения. Бессмертный подвиг бойцов 316 дивизии генерала Панфилова и подвиг Зои Космодемьянской. А откуда нам известно об этих подвигах? В большинстве случаев о подвигах мы узнали от  фронтовых корреспондентов. После войны, от таких исследователей, как Борис Полевой, Александр Фадеев, Сергей Сергеевич Смирнов. Это благодаря им мы помним и чтим Молодогвардейцев, Алексея Маресьева, защитников Брестской крепости. А сколько подвигов так и осталось неизвестными? Сколько сотен и тысяч  бойцов и командиров до сих пор числятся «безвестными», обойденными наградами? А порой,  лишенных даже права на имя, на память!

     В эти осенние дни наши центральные СМИ и ТВ как - то стыдливо,  мимоходом вспомнили о скорбных и трагических событиях 75-летней давности. Ну, да, это же не победоносная контрнаступательная операция защитников Москвы, когда враг был отброшен на сотни километров. Это была трагедия...  Мне абсолютно непонятна такая вот историческая "избирательность". Если бы они, наши деды, тогда не умирали, не стояли насмерть, мы бы - погибли.
     По совести говоря, сегодня и  воинские памятники, братские захоронения  давно «поделили» на «официальные» - удобные для подъезда и комфортные для посещений разными там делегациями из  «представителей общественности» и на "иные",куда, хорошо если  от случая к случаю кто- то приходит. Есть и такие, к которым не приходит никто. Обидно, что нашу скорбную память все чаще и чаще заглушают  непонятные и порою абсолютно неуместные «праздничные фанфары». Благодаря такому «подходу» Светлый День Победы сегодня все больше и больше превращается в подобие феерического шоу. Яркого, красочного, многолюдного и шумного. Да, день нашей Победы - это по-настоящему светлое и радостное событие! Настоящий праздник! Если бы при всём этом, в день Памяти и Скорби, мы действительно вспомнили бы о жертвах войны... Потеряв в войну почти 29 миллионов жизней наших близких, только вдумайтесь в эти цифры, тем не менее День Памяти и Скорби является самым обычным рабочим днем. Для многих из нас абсолютно ничем не примечательным  среди повседневной суеты. И не приведи Господь, если когда-нибудь этот скорбный день начала Великой Отечественной Войны забудется нами.... Радуясь Победе, мы не должны забывать о жертвах войны.
   Я не люблю массовых мероприятий на братских могилах. Наверное от того, что вижу и знаю "обратную" сторону. И, наверное, было бы уместно митинги проводить в каких-нибудь других местах, а придя к могилам просто помолчать, искренне вспомнить близких.
     Память не может быть похожей на клип. Посмотрел и забыл. Безусловно, у каждого из нас есть «своё» понимание Памяти, своё восприятие. И не мне укорять или судить кого-либо. Я только рассказал о своем восприятии, о том, что для меня дорого.