Русская смекалка

Людмила Корина
Людмила Корина
"Бойтесь данайцев, дары приносящих!"


В моём окружении были подружки, их одаривала, помогала с работой, выслушивала, собирала в дни рождения в приезды из Генуи. Подруги ворковали при мне и вовсе не общались без меня.Они и в малой  дозе не могли приблизиться к нашему родству душ с Светланой.

Мадам До-ля

Людмила Артёмовна  (26.5.39-24.10.09)переводчица Интуриста, преподаватель английского языка  в школе  и последние 15 лет в институте.
Мы познакомились на курсах Интуриста в 1961 году и дружески общались до её кончины. Она закончила инъяз в Москве. Прописка, диплом и пролетарское происхождение  вывело многих в 60е гг к  работе на высоком уровне.

До замужества жила с мамой в комнатке-келье Сретенского монастыря. Мама Мария Федосеевна украинка из-под Киева(рожд.1903) с мужем Артёмом Сидоренко перебрались в столицу. У них родились два сына. Один потом погиб на фронте.
Работала М.Ф. уборщицей в парикмахерской. Люся  до конца долгой жизни матери  любила и   самоотверженно ухаживала за ней, впавшей  под конец в старческий маразм.

Позже подруга часто говорила о своей вине перед матерью. И что беды и напасти судьбы ей воздались за то. Не знаю я о таких грехах – ну перевезла мать вопреки её мольбам из кельи на съезд  с квартирой мужа и последующий  после развода размен. По моде новых апартаментов выбросила её швейную машинку, иконку. Фотографии родителей в других квартирах я не видела.

В  келье чётко  их вижу по прошествии полувека - две увеличенные фотографии –у М.Ф. простое деревенское лицо в обрамлении аккуратной прически тех лет, и портрет Люсиного отца, -лицо характерное, запоминающееся, не славянское, полное внутренней тревоги-заяц в загоне. Люся  до болезни интересная, на него похожа.
Худенькая в верхней части тела, с аристократическими ручками, а  то, что ниже тонкой талии до щиколоток –крестьянское, округлое, будто в шаровары одета, но ступни маленькие, изящные. В молодости спасали каблучки, а в зрелые годы она умело одевалась.
 
Её манкость и женственность завораживали окружающих, особенно мужчин. При  разводе  мужья страдали, негодовали  -Люся рвала отношения резко и необратимо. Судилась с ними при разделе площади годами. Необходимость покарать своих мучителей, одержать моральную победу, вели её в этой изнурительной борьбе. Иногда стороны выдыхались и каждый оставался при своём. Её квартира постепенно становилась солидней и просторней.

Уже умирая, Люся сквозь слёзы шептала:“Я ездила на эти суды после химиотерапии…но сейчас  с невесткой мы помирились – она попросила у меня прощения, сказав, что ревновала Серёжу ко мне”.

Действительно, однажды свою прекрасную фотографию, подаренную сыну, она нашла в их доме в мусорном ведре. А меж тем, лишь заполучив очередную роскошную норковую шубу, невестка отозвала свои судебные претензии к мужу . Дом на Рублёвке остался в собственности сына и его новой гражданской жены. Семью он обеспечивал щедро, одарил хорошей квартирой, а когда жена подала в суд, казнил  смешным пособием, ранее помог ей выучиться на адвоката и  устроил на работу. Завещание  всего имущества составлено на дочек по достижении 21 года.

 В ранние годы нашего общения упоминалась фамилия ДОЛЯ. Делая акцент на О – получалось славянское – судьба, или Доля, часть целого, как сейчас консультирует  инэт. Доля – мера золотника, торговый люд. Но  допускают, что 20% проникновение из французского. В комментариях довольно круто выразился один на фене –“карочи ивврейская фамилия жиды, они фсе такие”.Я связывала эту фамилию с матерью, но много лет спустя Люся уточнила, что она Витренко. И расписка в те годы не была обязательной.

Что-то проговаривалось на эту тему не очень чётко, но не цепляло, не вызывало любопытства.: записали Люсю при рождении на первого мужа Артёма Сидоренко, как и первых двух сыновей. Даниил Доля мимолётно возникал , то годами отсутствовал.
Репатриант, переводчик в местах отдалённых, а может быть и сам был в заключении(думаю сейчас). В 58м на его похоронах(Люся уже училась в инъязе) присутствовала другая семья Даниила Доля, жена и трое детей.

К концу жизни Люсе по-видимому захотелось подарить любимому сыну  французское происхождение, больно её ранили колкости его последней жены относительно их  с
 сыном небольшого росточка, - её семья была на голову выше на свадебной фотографии. Сергей был щедрым с жёнами, любит двух дочек. И Мать, как поняла она в конце жизни, обожал и шёл вверх по её связям и советам.

Получалось теперь –искать родственников её биологического отца  надо в пригороде Парижа в Сент-Женевьев  де Буа. Как-то неловко  было слушать это запоздалое откровение подруги, звучавшее как придумка .Она жалела, что в поездке не посетила кладбище. Кого бы она искала  там –клана Доля в интернете не обнаружено. ДО чего? До ЛЯ? Две ноты. Судьба Даниила как-то смыла, а будь жив, он бы дочкой и внуком гордился. В их судьбах и характерах мощно  прописана  вся  нотная мировая партитура.

Всё это отголоски  прочтения  её сложной карты рождения, которую я для себя открыла в конце 80х. 70 летие завершило её жизнь. Апофеоз юбилея в больничной палате частной клиники в окружении любящих студентов и моря цветов. Главное  - любовь сына, в ответ на её страстную  всепоглощающую любовь матери.
Похоронили Люсю на Кузьминском кладбище рядом с мамой.   
13.2.15

Вожделенная зелёная тарелочка

Стены большой комнаты Люсиной квартиры были сплошь увешаны светлыми настенными тарелочками, перечислявшими страны, где она побывала, когда это стало возможным. В невыездные её загнали КГБ – она не просто отказалась сотрудничать, но дерзила им. В перестройку этот болезненный нарыв прорвался – в анкету с перечислением её замужеств никто не лез.

Люся вспомнила, что её коллекция началось с моей настенной тарелочки, изображавшей кораблик с парусом в тёмно-зелёных тонах. Это был подарок, сохранившийся до сих пор. Тогда она предложила мне поменяться – взамен горку тяжёлых столовых тарелок. Света по этому и другим поводам сказала бы: Они твои подруги думают, когда с тобой общаются?

Многоходовой обмен

Но одну операцию по добыче наличных Люся провернула, вовлекла меня, только никак не могу вспомнить что на что она меняла, там были задействованы: маленький ТВ, взятый ею в  кредит для меня, а с меня наличными, большой цветной мой предназначавшийся ей – нет, звеньев было больше, не вспомнить. Но  вообще  она была трудяга и в  преподавании в школе и в письменных переводах(писала ручкой, ни печатную машинку, ни тем более комп- не освоила).

За МКАД с балкончиком

Ещё одна попытка использовать меня для размена. Таисия Андреевна, мать учительницы начальных классов моего сына. Обе восхищались мной, слушали мои песни и передачи на радио. Их квартира в кирпичном и дорогом  доме была невдалеке от 12этажного блочного, наша однушка на втором. Т.А. моя ровесница, овдовев, взяла шефство над одиноким другом мужа, чтобы наследовать его квартиру. Возить продукты за Мкад далеко. Говорит: у старика квартирка такая же типовая, только с балкончиком. Может вам переехать туда – с балкончиком? А мне поближе продукты ему носить…

Надо было ей сказать, что в этой квартирке  моя судьба прописана.Но и без того что-то после этого случайного выпада списать меня с Ракетного бульвара в дали дальние её смутило. Она исчезла с пешеходных дорожек , где мы могли встретиться.
Моя квартирка, единственная заработанная и выстраданная, в последующих попытках отнять её или обжулить нас, до сих пор нам служит.Это место нам судьбой выбрано- номер дома, корпуса и квартиры. Стали жить попеременно в Генуе и Москве и там на ул. Чехова  те же номера.

А куда же свалила моя знакомая? Наверняка отдала большую квартиру семье дочери, а сама перебралась за МКАД. Это напоминает последнюю реплику Свидригайлова  в исполнении Высоцкого на Таганке:”Передайте, что я в АМЕРИКУ уехал” и спускается в погреб, в ад, в небытие.

Оборзение на обозрение

Её (Т.А.) так вдохновляли мои стихи, что сама стала писать километрами –эмоции переполняли стихописицу, они и держали графоманию, взывавшую заявить о себе. Попытки что-то в них подправить эти вирши отторгали, это было агрессивное звуковедение, они вырывались напором, без ритма и рифмы , победой – что всё можно подверстать под стихи и вывалить на всеобщее обозрение-оборзение.

Бойтесь нанайцев, дары приносящих

В 60е и 70е в Большой театр я билеты не доставала, а свободно покупала в кассе Интуриста, где работала переводчиком – и для сопровождения туристов, а главное –для себя. Находясь три года в “окружении” моего близкого друга М.Л. даже более того, театр-это площадка, на которой разыгралась наша личная драма 70-72г "Спартак" с его участием, и все другие балеты подряд с начала и до конца сезона, приветственный взмах моей руки  в начале аплодисментов и выхода на поклоны, стоя в ложе первого яруса-этот знак он ждал и был вознаграждён…Я тоненькая в мини, и золоте туфелек и чалмы, облегавшей голову.

Прошли десятилетия. Большой проходил свои пороги триумфа и трагедий – без меня. Моя история осталась в рассказе, инсценированная моими мелодиями и исполнением на радио. Пришли другие времена. Большой рвом нас с М.Л. разъединил, но незабываемое  осталось  в памяти и живо до сих пор.

Судьба в отместку за гордое сопротивление, которое я обозначила в стихотворном вердикте “Прекрасный мир балета”…погружение в омут, если живому, чужому туда попасть –пропАсть, пропАсть, не выбраться букашке с липкой бумажки…”решила поставить мне подножку. Чтобы думала, куда иду и зачем.

Под вечер Люся звонит с работы(ведёт урок в институте , платный для разношерстной публики). Кто-то ей 2 билета скинул на Хованщину. Согласилась я непродуманно. Пригласила с собой приятельницу-массажистку.Выехала на такси сначала  к Люсе на работу за билетом, следом к театру во-время. Тащились через пробки полтора часа. Второй билет оставила у контроля – моя приглашённая успела ко второму действию, её пропустили.

На последнем ярусе над сценой, если почти свеситься и так торчать всё действо, рискуя свалиться, что-то  видится смутно, неразличимо , как в колодце. Нет, не видно, а слышно как ссора за стеной. Деньги у нас обоих оказались крупные- не смогли купить программки, ни в буфете разменять – похоже были деморализованы.
Две идиотки. В буфет не пошли-очереди. Так с этими купюрами и проследовали по коридорам подземных переходов метро, где вкусно пахло сладкими пирожками. Молча шли, голодные. И даже в шутку потом не вспоминали эту проклятущую Хованщину.

А  приглашённая, как оказалось, коренная москвичка, знающая дорогу дом-парикмахерская, всё спрашивала в тот вечер у прохожих, как доехать до Большого театра, и долго тащилась на 9м троллейбусе от Марьиной Рощи, потом на другом...

“Бойтесь данайцев, дары приносящих”.Иногда эту евангельскую цитату переиначивают…
"бойтесь нанайцев,приносящих яйцев”. Послать бы эту "нанайку" куда подальше, а я так подставилась. Но это случайно поймали меня врасплох. Промолчала, но за подарок не поблагодарила. На билетах была цена в рублях, что-то около 2х. А на дворе стоял 21й век. 18.2.15

Клаустерофобия

С 61- по май 65й я работала в отделе Великобритании, у Гайсёнок, потом перешла в отдел Европы, вела экскурсии на итальянском и французском. Так вот веду англичан в метро, стоя почти у рельсов, отрабатываю свою пайку хлеба насущного информацией о подземном царстве рабочих и крестьян. Вдруг слышу истошный вопль одного из моей группы - кричит худенький пожилой джентльмен: "Сейчас же выведите меня отсюда, вон, не хочу ничего слышать!!!" Все  в группе молчат, я в шоке - ничего больше не слышу и не вижу. Иду от них куда-то к выходу.

Понимаю потом, что они порознь добирались к гостинице на такси. Никто на меня не пожаловался. Боязнь закрытого пространства, клаустерофобия - это у джентльмена. А моё шоковое состояние как  называется в медицине?

Нечто о русской смекалке

В первое лето по приезде в Италию в 77м гостила у друзей в Римини. Разнообразие и изобилие обуви, выставленной около магазинчиков на деревянных мостках, ступенями спускающихся до земли, поражало.  Эти развалы  тянулись нескончаемо вдоль морского побережья –десятки, сотни тысяч экземпляров великолепной обуви на любой вкус. В Москве редко удавалось приобрести или достать сносную обувь – а ведь гиды по 12 часов на ногах. Домой приползаешь-боль в висках от свинцовой тяжести в ступнях,порой шкандыбала или ковыляла в чём бог послал. Встретилась запись в дневнике 61го года:”Завтра на работу, нет туфель, не в чем выйти”.

Естественно, что здесь можно было свободно примерить левую или правую туфлю или кроссовку, а внутри магазина при оформлении покупки тебе найдут её пару в коробке.( Но в больших и дорогих  обувных магазинах обе туфли в коробке , при выходе забывчивых заплатить остановит контрольный звонок).

Переводчицы  сопровождали представителей торговых фирм  из Италии, привозивших  в Россию образцы обуви с указанием её идентификации по левым  или правым. Выбрав, покупающая сторона получает после оформления заказа партии(в десятках или сотнях тысяч) недостающую - для двуногих. Для одноногих инвалидов не знаю, как обстояло дело.

Где-то в провинции коробка левых кроссовок(50 экземпляров)  через сколько-то лет(!) попала на глаза смышлёному пареньку и зажгла его воображение. Номера и коды он сам всё от руки тщательно переписал - работа  кропотливая. Нашёл мой адрес, выслал длинный список с просьбой обратиться на фирму и  попросить присовокупить к левым правые, чего, мол, пропадают, а мы за милую душу поносим. Уж больно хороши!

Возможно, этот или подобные случаи разбирают студенты на экзамене по психиатрии. (А впрочем разве не вся наша жизнь в СССР в бытовом и идеологическом плане была иллюстрацией этого учебника). Я попросила страдальца успокоиться: подобное предложение было не первым, фирма пошла по этому пути и давно обанкротилась, высылая левые вместе с правыми для поддержания интереса русского клиента к лучшей в мире обуви. Я предложила ему найти инвалидов и распространить оставшиеся непарные модели. Правда, дело это хлопотное 31.1.15

Дополнение
Вот что думаю- а что если  итальянцы оставшуюся  непарную обувь высылали  по другому адресу -как образцы для последующих сделок ?

P.S.Но интересно – проходят годы, меняется экономическая ситуация, а смекалка на Руси не меняется. 94й, поездка в Иркутск, на Байкал с группой итальянских специалистов по продаже оборудования по выпечке хлеба и булочек. Стоимость современного оборудования немалая, а предполагаемые покупатели мышь в амбаре никак найти не могут. Рестораны, речи – всё по регламенту, расходы обеих сторон, а на выходе – пшик. На заключительной встрече один парень из глубинки   не вслух, а мне на ушко: передайте приехавшим – я возьму их оборудование бесплатно, но буду работать под их вывеской, рекламировать, так сказать. Ладно, говорю, пошутили и хватит, иди сердешный и меси тесто руками.

На фото я во дворике мастерской скульптора Вячеслава Клыкова

Людмила Корина 8.1.17  Генуя