Машенька... Постскриптум

Константин Жибуртович
Осенью 2015 года я завершил первый большой рассказ, писавшийся полгода, а зревший - полжизни.

Потом поговорил о нем со своим старинным приятелем - лично и в переписке по сетям. Мой друг старше меня почти на 10 лет; он не критик, но гуманитарий (как и я); прекрасно знаком с классикой Литературы, Философии; меломанит всю сознательную жизнь.
22 года назад, когда я только начинал делать первые радио - программы, он дал мне несколько точных и конкретных советов.
С тех пор к его мнению я чаще прислушиваюсь, чем нет...


***

- Ну, что. Прочитал с удовольствием, часа за три, наверное. Некоторые места даже захотелось перечитать и запомнить. Интересно. Увлекает. Самое главное - приставка СО: Машенька, действительно, вызывает сочувствие, сопереживание.
Вместе с тем... Ты, старик, как - то невольно угодил в невыгодную нишу. Для значимого произведения Литературы рассказу недостает фактуры, подробностей. Для беллетристики, по которой снимают сериалы, Машенька слишком умна и глубока - беллетристика не философствует...
Ты пойми: мне понравилось. Но, вместе с тем, повторюсь, рассказ попадает в совершенно непрактичную нишу - между попсой и классикой, если музыкальным языком.

- Ок. Давай я начну издалека...
Как, вообще, рождалась Машенька... Где - то год назад другой приятель сказал мне: напиши большой рассказ, у тебя получится. Только тогда я всерьез задумался: так, а мне, вообще, есть что сказать?
Понимаешь, это главный и единственный глобальный вопрос для пишущего человека - не объем, не фактура, не сюжет - а именно это!
Хорошо. Возможно, есть... И, только затем уже - о ком? о чем? как?
Далее...
Я не великий писатель, который обладает даром достоверности в отображении полностью придуманных историй.
Да и зачем? - в реальной жизни так много живого и непридуманного. Ведь история Машеньки - это квинтэссенция жизней, диалогов, ситуаций разных, но реальных (!) людей. Вот это бесконечно важно (в моем случае).

- А почему героиня - девушка?

- Тут забавнее всего. Машенька (процентов на 80) списана с меня самого; только я не такой цельный, как она.
Остальное - быт, уклад, привычки, увлечения, мысли, поведенческие реакции на разные ситуации; вообще - ее восприятие - это я сам. Поэтому, в некотором смысле, писалось легко, пусть и с неизбежными правками, конечно.
Вымотала меня только глава о болезни Аллы, но об этом потом...
Ну, вот... А перед тем, как сесть за клавиатуру, я вдруг подумал: а не поменять ли герою пол :)
Понимаешь, условности пола не так важны, как психотип и восприятие. Конечно, есть вещи, которые неизбежно накладывает на личность разница мужской и женской природы. Но, (глобально, по сути!) они, тем не менее, не являются доминирующими. А имя Машенька мне просто очень по душе. Красивое русское имя. Вот тут проявил вкусовщину, и только потом узнал, что у Набокова есть точно такое же произведение. Но, было уже поздно...
Да и куда мне до Набокова...
А объем произведения, фактура, ниша... Я вообще об этом не задумывался! Знал, что сам пойму - где и как ставить точку. Ты три часа читал? Ну, вот - это идеальный временной формат для нынешнего восприятия.
В спрессованной жизни, информационном море, огромных пластах Интернета - если тебе уделили три часа - это уже здорово. Понимаешь, на то, чтобы заинтересовать читателя, хватит и минуты. А нет - не спасет объем Войны и Мира.

- Что я заметил уже после пары глав - ты описываешь весьма нетипичную личность. Машенька неважно вписывается в то, что называют "общественным укладом" - родительский дом, универ, работа; вообще - взаимоотношения с социумом. Это то, что я называю "персонаж - исключение", и ей будет сложно "договориться" с этим миром в принципе. Какой ярлык ей не повесь: "белая ворона", "лишний человек"...

- Ты сам мне говорил (и я с тобой полностью согласился) - никакой проблемы "лишнего человека" не существует.
Есть лишь проблема человека без Бога...

- Да, Кость. Но я продолжу про Машеньку... Даже ее прочные финансовые тылы...

- Ой, прости, перебью! Вот еще одна "подмена" рассказа - деньги (помимо пола). Мои обстоятельства жизни - неизменно сложные финансово. И я нарочно поменял полюс: Машенька идеально обеспечена всем насущным - и даже сверх того: стоит только захотеть и быть "примерно - послушной" дочкой.

- Ты хотел сказать, деньги решают все проблемы, кроме личного счастья...

- Конечно. Знаешь, я вспомнил одну историю из книги Андрея Максимова, и это тоже стало мотивом к написанию Машеньки. Она о "бизнес - вумэн", которая к 40 годам добилась того самого набора земных благ (не буду нудно перечислять). Зашла в свой особняк и... внезапно захотела повеситься... Потому что жила чужой (!) жизнью...
Но, я хотел показать не только это.
Человеку, который с детства живет на всем готовом, очень тяжело элементарно остаться человеком - не то, чтобы прислушаться к себе и прокладывать собственный Путь. У нас же как считается: дочь банкира? - Золотая молодежь! Если не наркоманка - прожигательница жизни, и согласна хоть иногда работать - это максимум возможного. Большего и требовать нельзя!

- Я знаю, ты сейчас опять подведешь к тому, что ни домашняя среда, ни общество, ни обстоятельства - все равно не оправдание тому, каким стал человек. Точнее, не стал...

- Нет! Не оправдание! Во всяком случае, глобально - нет.

- Поэтому я и сказал: нетипичный персонаж!

- В этом смысле - да. А что интересного описывать тех, кто уныло - смиренно плывет по течению? Соглашается с любой дурью - семьи ли, общества - потому что "у нас так принято". И полностью херит (прости) свои (свои!) - Таланты и Судьбу. Тут вообще нет темы для Литературы - разве только если отображать подобных обывателей с тонким и немного усталым чеховским сарказмом. Ну, Антон Палыч, конечно, - даже тут найдет Тему и превосходно все опишет...
С другой стороны, в облике Машеньки я тщательно избегал всякой достоевщины...

- О, я помню. Лет 15 назад мы с тобой выпивали и чуть не подрались, когда ты назвал Достоевского "духовной попсой"...

- Да, было дело. Мы теперь поумнели и врукопашную не сойдемся. Ты ж знаешь мою аргументацию...
Можно сделать Машеньку избалованной наркоманкой, которую папа устроил в свой банк, где она погорела на крупных финансовых аферах и села в тюрьму, разом потеряв абсолютно все. И тут Дима начинает носить ей Библию и Патерики. Она читает и прозревает...
Извини, вот эта вот радикальная достоевщина - с выпячиванием крайних полюсов многосложной человеческой натуры и есть та самая "попса" для меня.
Я хотел показать иной Путь, без привычных русских надрывов и неумных мессианств. Путь внутренних сомнений и ежедневного (по капельке!) преодоления - обстоятельств, предрассудков и (главное!) - самого себя. Ведь именно так - живут, любят, страдают, верят и сомневаются - большинство людей.

- Я понимаю. Просто, Достоевский, как говорят - "не твой писатель" во всем: от биографии и обстоятельств до литературной стилистики и мировосприятия.

- Я лишь против, когда Достоевского называют "главным русским писателем". Всегда отвечаю одно и то же: простите, не говорите за всех, Ок?
Ты помнишь анекдот, над которым мы оба смеялись?

- Ужасно осознавать, что Пушкин никогда не читал Достоевского :)

- Да. Но, знаешь, некая достоевщина в моем рассказе была. Я про финал...
Изначально он был таким: Машенька (по окончании концерта) присела на неосвещенную скамью. Он выходит - счастливый, с приятелем - музыкантом. Да, он счастлив: рядом с ним нет любимой (и этого не восполнить никогда), но у него есть Призвание - Музыка и (как ни банально) - масса творческих планов.
А она... она просто хотела его увидеть и убедиться, что он жив - здоров и живет, а не существует... Убедилась...
Тогда - она встает в темноте и тихо, незаметно, - уходит.

- Это не достоевщина, Костя. Это шекспировщина!

- Тебе виднее... Знаешь, почему я не написал такой финал? Нет, вовсе не потому, что читателю нужен happy - end!

- Ты спросил сам себя...

- Вот именно!
Я ж Машеньку с себя писал, и я спросил: смог бы я сам (сам!) так поступить в ее ситуации, даже не зная точно, наверняка - поможет, или навредит ее прямое вмешательство в Димину жизнь?
Нет... Не смог бы молча - уйти. Это... не то что невыносимо - онтологически, если хочешь, неправильно для меня, "булгаковского идеалиста"...

- Все будет правильно, и на этом построен весь Мир...

- Да. Маша и Дима - близкие души - должны быть вместе. Точка.

- Без гарантий...

- Конечно, какие гарантии, о чем ты?! Они идут в Неизвестность. Это и есть - Жизнь. Но, идут - вместе... Вот что - главное...


***


- Общая канва, идея произведения мне, в целом, понятна...

- Знаешь, это не Love Story - как может показаться. Это о праве человека на свои (!) - жизнь и судьбу. Меня этот вопрос занимал лет с 17, наверное, и в 23 года (на Радио) я задал его БГ (ответ Гребенщикова приведен в рассказе). Потому что свои ошибки пережить и со временем исправить - можно. Чужие - невыносимо...

- Но Love Story там тоже проходит красной нитью. Даже когда ты повествуешь о чем-то ином, в подтексте, между строк, все время сквозит: а где он? как он там? быть им вместе, или нет?

- Это легко объяснимо. Придется сказать глобально - обобщающе, но это так и есть - вне зависимости от того, что там изображают люди внешне.
В этой жизни есть только два главных вопроса и два великих Таинства: Любовь и Смерть. Все остальное - карьера, самореализация, деньги - лишь приложение к Сути.
А что такое право на свою судьбу? Это, разумеется, право на свою любовь, прежде всего...

- Теперь давай перейдем к конкретным персонажам.

- Это плохо...

- Почему, Кость?

- Это значит, я недостаточно хорошо их "прописал" - раз есть вопросы. Но, с другой стороны, у меня присутствует давний комплекс: мне ужасно не хочется, чтобы в их - слова, поступки, мотивы - читатель вкладывал то, чего там не содержится. В этом смысле я, увы, ревнив и до пофигизма того же БГ (понимайте, как хотите!) мне далеко...

- Не то что не прописаны... Скорее, некоторые персонажи - Машины родители, Владимир Владимирович - выведены плосковато и однотонно. Особенно это бросается в глаза на контрасте с такими живыми и естественными Машей и Аллой.
Да и Дима раскрывается - как личность - только в последней главе, а до этого совершенно неясно: что это за человек, чем живет и дышит по - настоящему?

- Дима - это мой сознательный литературный прием. Он очень глубокий человек - а такие люди никогда не раскрываются сразу. Не размахивают бисером - если не уверены, что это кому - то по - настоящему нужно.
Понимаешь? Даже вопросы пресловутой самореализации... допустим, ты сочинил что-то стоящее, но не уверен, что:

а) это всем нужно;
б) это воспримут правильно...

- и все, он лучше промолчит.

Машка не такая, я не такой - я кидаюсь делиться, хотя тоже - с оглядкой, аккуратно... Он к ней явно неравнодушен с детства, но... даже осознавая, что это не только страсть и влюбленность, это - поглубже - тем не менее - молчит, или, как минимум, сдержан. Потому что понимает всю сумму объективных и субъективных обстоятельств. Он пишет об этом "в стол"...

- Рефлексирует потихоньку, а сам - несчастен...

- Ну, почему. Не совсем: у него есть - своя колея, призвание. Это очень многое в жизни, тем более - для мужчины. Да, это не Счастье во всей его полноте - но, ты много видел таких людей в жизни? А что до рефлексий...
Да, такие люди могут жизнь прожить и не сказать. Не будучи уверены... Скажут, когда поймут наверняка в глубине души: все, иначе - никак.
Вот поэтому, Машка читает его дневники и не спит - у нее в голове не укладывается: как? как он мог?! ничего не сказать за все эти годы! И она искренне говорит: дурак ты, Дима... треснула бы тебя твоим же саксофоном!
А что касается плосковатых Машиных родителей, Владимира Владимировича - ты прав, конечно. Я... как-то побрезговал внутренне выводить их тоньше и достовернее. Чувствую - не могу, и эти люди - с их меркантильностью, страстишками, конформизмом - мне попросту неинтересны. Это мой страшный недостаток - как справедливо говорил Чехов, писатель должен быть химиком - описывать людей, как свойства элементов.
С другой стороны, вся эта История - От и До - только глазами Машеньки. Мы смотрим на Мир, людей и события только из ее головы. Я не претендовал (изначально) на то, чтобы оказаться НАД...

- Я скажу в твою защиту (после критики).
Пускай написано с позиций Маши, но ты даешь достаточно иной аргументации для взгляда на вещи:
монологи Аллы, воззрения отца Михаила, счастье (в понимании) того же Владимира Владимировича - это все там есть...

- Ну, да. Я нигде не утверждаю, что моя Машенька - Бином Ньютона: пусть каждый берет себе то, что ему созвучно...

- Мне только жаль, что в рассказе так мало Елены Федоровны. Это, Костя, мой любимый персонаж...

- Наступил на больную мозоль. Знаешь, мой - тоже.

- Если бы все тещи / свекрови были такими, про них не ходило бы черных анекдотов :)

- Да.
Елена Федоровна - это сама Мудрость. Земная, житейская... Я преклоняюсь пред такими людьми (прости за пафос). Машеньке показалось, что Димина мама "синхроннее" с ней, чем все остальные - а она просто мудра и обладает даром глубокого понимания. Который, кстати, тоже нигде не выпячивает - а только, когда чувствует острую необходимость. Тогда - да, поделится и поможет - как никто другой. В некотором смысле, это печоринский Доктор.
А почему мало ее - именно потому, что я трепетно отнесся к каждому слову Елены Федоровны. Она ведь не произносит ничего лишнего, или несущественного. Все - точно, как лекарство. Не голословно. Вот этот вот диалог (и сам контекст) Машенька & Елена Федоровна был самым сложным (для меня) в написании. Мне ведь не 60 пока, и я не так мудр, как она...
Я знаю такую женщину, она на 20 лет старше меня, и Елену Федоровну "списал" с нее. Она считает меня "умницей", хвалит мое творчество, и я всегда сдерживаюсь с огромным трудом, чтобы не прыснуть...

- Вот не зря народная мудрость гласит: женись на теще, выходи замуж за свекровь...

- Как там молодежь пишет в сети... +100000!

- Еще один персонаж, отец Михаил.

- О, это разговор до утра...

- Знаешь, я так и не понял его "полюс" до конца. Рядовой батюшка. Искренний подвижник. Все его мытарства описаны - пусть кратко, но - достоверно. А дальше - Машенька в отчаянии приходит к нему, а он... произносит ей совсем не то, что мог бы сказать в ее сложнейшей ситуации чуткий, глубокий пастырь. Без категоризмов и вот этого "творческого богословствования"...

- А тут нет никакого противоречия. Он ей говорит абсолютно искренне - о "совокупности воли", о Любви, но... с колокольни своего понимания вещей, которое самонадеянно выдает за Объективизм. Привычно и знакомо - увы...
Но, жизнь такая сложная штука, и многие книжные истины часто хромают пред конкретикой ситуации, живым, "штучным" человеком.
У отца Михаила совсем иная - и биография, и жизнь. Семинария, Церковь - сам знаешь - вопросы воли, послушания, смирения там трактуются совсем иначе, чем у светских людей (если кратко). Да еще в контексте России...
Просто, он глубоко убежден, что это - некие "универсальные истины", для всех. А их нет, этих истин!

- Кроме Заповедей, кои даны по слабости человеческой...

- Совершенно верно; ты меня понимаешь даже лучше Елены Федоровны. А Машина ситуация с нарушением Заповеди вообще не связана: Заповедь о почитании родителей никак не означает их прав на единоличное (!) решение вопроса, который может запросто поломать всю жизнь человека - о браке.

- А еще он идет на поводу у Константина Сергеевича, который дает Храму деньги...

- Возможно, хотя прямо я этого и не утверждаю. Но, в защиту отца Михаила, - помимо его искренней убежденности, что он творит добро, скажу одну тонкую вещь.
Машенька ведь идет к нему вовсе не для того, чтобы полностью вверить свою судьбу в его руки - как он скажет - так и будет!

- И правильно делает...

- Наверное, да. Но... она (все равно) сама примет решение, просто - ищет у священника поддержку своей точки зрения. Этот мотив у нее внутри изначально. Тут нужен человек глубины Алексия Уминского, чтобы помочь разобраться. Не надо корить простого сельского батюшку, что ему это не под силу, и он слегка шаблонен...

- Истина не слева, не справа, и даже - не посередине, а выше и глубже.

- Ну, да... Знаешь, то что я написал в Машеньке - это не истина. Повторюсь, я изначально не замахивался быть НАД... Просто, обоснованный взгляд. Могу сказать даже так: я плохой человек, но то, что я выплеснул в рассказе - это пережито, выстрадано, осмыслено. Это то, что я сам "потрогал руками"...


***


- Две вещи, отношение к которым... неясно, даже - диалектично по твоим героям.

- Давай...

- Церковь... (прости, но эта тема у тебя присутствует).

- Не Церковь, как мистическое тело, Невеста Христова! А люди. Конкретные и очень разные. Большинству из которых нельзя слепо доверяться. Не мне судить о Благодати, или ее отсутствии. Я могу сказать лишь в человеческом плане. И, вот тут уже, "качество" (зачастую) такое, что встреча с человеком глубины и понимания Антония Сурожского, или (как пример) Алексия Уминского - Дар Небес.
Еще раз подчеркну: я о сугубо человеческом, и я понимаю, что священники - это люди, несущие (в том числе) все бремя предрассудков родного народа. Но, когда они начинают изрекать собственные измышления - о политике, войнах, России, понимании послушания и смирения, пределах почитания власти; а то и подгоняют Писание под Идеологию - я испытываю целую гамму чувств: от прямого несогласия до искреннего возмущения.
А в спокойно - благодушном настроении мне... попросту неинтересно, прости. В том числе, по причине - и апломба с ощущением "исключительной правоты", и само - замкнутости этого мирка.
Сказал, что думаю, но в рассказе этого нет. Там, наоборот, достаточно одного Антония Сурожского, чтобы снять все вопросы о Благодати Церкви. Собственно, не в этой главе дело - еще лучше почитать его книги и дневники...

- Ты слишком строг в оценках. Антоний Сурожский прошел Войну, голод, гонения и лишения - он не сразу стал таким мудрым...

- Вот именно! Но, ни эпатажа, ни категоризмов (с откровенной вкусовщиной) паркетного фарисея Чаплина никогда себе не позволял! Знаешь, между словами "я плохой человек, но то, что я говорю о Боге - правда" (Сурожский) и "когда люди несут в Храм все лучшее, потому что они хотят видеть дорогие одежды священников и золотые купола" (Чаплин) - между этими словами целая Пропасть; это даже не известный спор стяжателей и нестяжателей, это глас Мудрости против Бесстыдства...
Самое главное - не надо искать никаких "духовных учителей" (в том понимании, как это трактуется в России).
Да еще с нашей родовой травмой вождизма. Когда каждый жест и чих... Да и времена сейчас такие - бесконечно тяжело отделять зерна от плевел...
Это мой извечный спор с православными людьми, в который я, впрочем, давно не лезу - потому что понимание Тут уже, пожалуй, невозможно. Человека почитают за сан, но любят - за соответствие. А не по факту. Сакрально не служение, а соответствие ему. Архиепископ не "икона Христа" - он лишь призван быть ею.

- Тебе не по душе само существительное - почитание.

- И это тоже. Читать надо, а не почитать... в смысле - понимать! От близких людей жаждут не почитания, а понимания, созвучия, дружбы. В любой цепочке: муж - жена, брат - сестра, отец - дочь... Собственно, и Бог ждет от человека "соработничества", а не раболепского поклонения. Так отец и мать в семье радуются до слез, когда их дети начинают робко ходить, что - то неумело  рисуют и творят, наивно - но, познают Мир. Это моя (и Машенькина) система координат, и я ее никому не навязываю...
Каков второй "диалектичный" момент?

- А второй - брак.

- Хорошее дело браком не назовут - как говаривал рак из Дюймовочки.

- Я тоже не люблю это слово. Назвали бы лучше - Союз...

- Но, что тебе непонятно? Есть совершенно разные мотивации вступления в брак, и каждый - Алла, Елена Федоровна, Машенька; даже Владимир Владимирович - прав по - своему.
Алла прямо говорит Марии в саду, что ее причины внутреннего выбора мужа сестре не подходят; Маша разносит в щепки мотивацию Владимира в такси перед уходом; мудрая Елена Федоровна спокойно объясняет Машеньке - как она вышла замуж и не жалеет; наконец, Дима (в дневнике) приводит ее же слова сыну: Димка, я тебя понимаю, но с такими установками на жизнь ты хлебнешь...
Я написал другой рассказ (из реальной жизни), Прасковья - о счастливом браке. Это похоже на брак Елены Федоровны...

- Иными словами, ты хочешь сказать, трагедия только в одном: когда "мотивации" - я бы выразился проще - запросы и ожидания от брака - не совпадают изначально...

- Конечно! Именно так!

- А как ты считаешь, почему "мотивации" Аллы и Елены Федоровны Марии не подходят?

- Я долго думал над этим, еще до написания рассказа. Знаешь... чем меньше любви и понимания, и чем больше требований всяких "соответствий" к человеку в детстве и юности - тем чувствительнее он потом (уже в браке) ко всякой фальши, равнодушию, лени, вкусовщине, необъективности. Тем выше его искренний запрос - на понимание, взаимодействие.

- Недополучил и пытается компенсировать...

- Можно, конечно, сказать и так, я понимаю. Но, давай вспомним, что устами Христа (!) после Венчания супруги главные люди друг для друга во всей полноте, а не их братья / сестры, родители и даже дети (!).
Главные... А это - колоссальные требования к Союзу (это уже не брак) - страшновато становится. Но (по мне) иначе... не то, чтобы нет смысла - практический, земной смысл всегда есть - просто, эти отношения не уходят... Туда.

- Я тебе отвечу, как Елена Федоровна Диме: хлебнешь с такими установками...

- Знаешь... без трагедии неравных браков не было бы половины (если не две / трети) классики русской (да и мировой) Литературы...
Но, я не спорю с тобой. Я лишь хочу сказать, что вообще предпочел бы никогда не читать те же трагедии Шекспира, восхищаясь Слогом - если б наш Мир не давал им ни единого повода. Но... так было только в Раю...

- Тогда я тебе скажу напоследок...

- А напоследок я скажу... ты прям, как в старинном русском романсе...

- Ага. Так вот, твой финал похож на эдакий "мнимый рай"... ты хоть бы Постскриптум номер 2 дописал, что ли...

- Нет! Вот именно так - как в финале - я и чувствую. Есть Настоящее, и пред ним меркнет Прошлое. Даже Будущее - отодвигается.
Однажды, под первый снег, я написал  спонтанно:

Вдохновенье - когда так случается
Нет ни Будущего, ни Прошлого.
Настоящее все не кончается
Только снегом слегка припорошено.
И во всем этом детском беспамятстве
Нет ни смысла, ни высших истин.
Слышишь? - Ход часов замедляется
И твой лучший рассказ - не написан...

- Это их Ощущения Момента, когда они идут по уютным узким улочкам ночной Праги.
Время останавливается... Все, надо ставить Точку. Это еще и финал Бродского. Помнишь?

И вот, соединенные крестом,
они пошли, должно быть, прочь отсюда.
Вдвоем, ни слова вслух не говоря.
Они пошли. И тени их мешались.
Вперед. От фонаря до фонаря.
И оба уменьшались, уменьшались...

- Где они потом будут жить - в Москве, Лондоне - хоть в Кабуле - совершенно неважно.
Это детали: главное, Суть - уже свершилось. Титры...

- Перефразируя Левия Матвея, скажу: я не стану с тобой спорить, старый идеалист. Просто, надеюсь, что твой лучший рассказ тоже не написан...

- Каждому пишущему человеку хочется льстить себе этим утешением, но я скажу иначе. Знаешь, хороших книг не может быть много. И даже средние (а Машенька, все же, - одноразовое чтиво) - так вот, и средние нельзя ставить "на поток".
Плодить макулатуру? Лес пожалейте!
Я сейчас синтезировал и выплеснул то, что копилось годами (годами!) - от общения, наблюдений, диалогов - и, конечно, личного опыта и Пути. Вариации на тему мне не слишком - то интересны. А сказать нечто Иное - пускай пройдет лет.........

- Ты неправ. Путаешь плодовитость и ремесленничество. Плодовитость - от избытка Души; ремесленничество - это да, зарабатывание денег.

- Может быть. Наверное... Но, сейчас - как Маша и Дима - я могу внятно сказать лишь об ощущениях текущего момента.
Я просто счастлив, что дописал ровно то, что давно хотел донести. Так здорово: дело сделано... может, кто-то возьмет себе что - то из этого рассказа. Мне даже необязательно знать об этом... точка поставлена, я (рано или поздно) уйду из этого Мира со своими дуростями, гадостями и заблуждениями, но написанное, дай Бог (!) - останется.
С такими мыслями гораздо проще заниматься ежедневной, полу - бессмысленной рутиной. Остальное меня мало волнует, честное слово...

На фото: уютная улочка ночной Праги, где и случился финал моей истории...