Оффшор

Владимир Шенк
Термин «оффшор» впервые появился в одной из газет на восточном побережье США в конце 1950-х годов. Речь шла о финансовой организации, избежавшей правительственного контроля путём географической избирательности. Другими словами, компания переместила деятельность, которую правительство США желало контролировать и регулировать, на территорию с благоприятным налоговым климатом. Таким образом, термин «оффшор» включает в себя не только юридическое понятие, но и экономико-географическое. Правоведы, не особо раскрывая финансовой сути оффшоров, поднимают второстепенные темы, например, что нет единого мнения о том, что можно считать оффшором.

Оффшорные схемы не являются современным явлением, их используют ещё со времён древних Афин, когда был введён двухпроцентный импортный и экспортный налог. Во избежание уплаты налогов греческие и финикийские купцы начали объезжать территорию Афин в двадцать миль. Вскоре в качестве налоговых убежищ стали выступать близлежащие мелкие острова, куда завозились без уплаты пошлин и налогов контрабандные товары.

В XV веке во Фландрии были очень низкие торговые ограничения и налоги, из-за этого английским купцам было выгоднее возить и продавать шерсть во Фландрии, а не в Англии, где налоги и ограничения были значительно выше. В США офшорная история уклонения от налогов началась с XVIII века, для уклонения от импортного налога, налагаемого Англией, торговцы пытались осуществлять свою торговую деятельность через Латинскую Америку.

Швейцария стала прототипом современной юрисдикции офшорных зон. На фоне привлечения финансового бизнеса в экономику в Швейцарии были созданы центры обмена денег, разработаны институты финансовой секретности, что и стало убежищем для иностранного капитала (был принят закон, который требовал от банкиров вести учёт счетов своих клиентов, но запрещал им раскрывать этот учёт кому бы то ни было).

В 1970-е годы ряд островных колоний Великобритании получили независимость, а некоторые оставшиеся в составе Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии были лишены финансового субсидирования из британского бюджета и перешли на самостоятельное формирование своего бюджета за счет регистрации офшорных компаний.

В последнее время другие страны ввели в силу законы, похожие на швейцарские, и начали конкурировать за привлечение международных капиталов, проводя политику привлечения иностранного бизнеса. Для многих островных государств, не имеющих природных средств для развития, офшорный бизнес стал единственным средством для получения доходов.

Впервые российские компании начали использовать офшоры в 1991 году, когда в Москве открылся офис швейцарской фирмы Riggs Walmet Group, которая оказывала услуги по открытию и сопровождению компаний в безналоговых юрисдикциях.
Оффшорная зона — государство или его часть, в пределах которой для компаний-нерезидентов определяется особый режим регистрации и деятельности. Офшорную компанию можно зарегистрировать во многих юрисдикциях.

Офшорные юрисдикции можно условно поделить на три группы:
Островные оффшоры — небольшие острова и архипелаги Карибского моря, Тихого и Индийского океанов. Их основная особенность: полное отсутствие налогов, умеренные фиксированные платежи, нетребовательность к ведению бухгалтерского учёта, высокая степень конфиденциальности и анонимности владельцев компаний. Однако компании, зарегистрированные в этих зонах, часто имеют сомнительную репутацию и невысокий престиж.

Европейские территории обладают гораздо более высоким статусом, и стоимость содержания офшора может достигать десятков тысяч долларов в год. Эти страны имеют налоговые льготы на некоторые виды деятельности. Эти территории нельзя назвать офшорами в полном смысле этого слова: платятся налоги, ведётся бухгалтерская отчетность, регулярно проводится аудит. Сведения о владельцах бизнеса раскрываются в обычном порядке.

Некоторые административно-территориальные образования, в которых действует особый режим налогообложения, как, например, Лабуан в Малайзии или некоторые штаты в США. К этой группе можно отнести и российские территории, такие как Калмыкия, Алтай, Углич. Единого списка офшорных зон не существует, работу по контролю за офшорными зонами ведут как Международный валютный фонд (МВФ), так и центральные банки различных стран мира.

Можно выделить пять основных характеристик офшорных компаний:
Офшорные компании являются нерезидентными по отношению к стране, где они зарегистрированы, что означает, что его центр «контроля и управления» находится за рубежом. Коммерческие операции офшорных компаний проводятся за пределами юрисдикции, где она зарегистрирована. Офшорные компании, как правило, освобождены от основной суммы налогов, либо эта сумма сравнительно невелика, либо выплачивают небольшой ежегодный регистрационный сбор. Упрощена процедура регистрации и управления компанией. Допускается использование номинальных владельцев и директоров. Требования к общим собраниям и проведению советов директоров носят формальный характер. Для офшора в стране инкорпорации облегчён, либо отсутствует валютный контроль, требования по финансовой отчётности сведены к минимуму.

Аудиторские проверки за некоторыми исключениями вообще не требуются.
Владение офшорными компаниями осуществляются на анонимной основе при высоких гарантиях конфиденциальности. Конфиденциальный характер владения офшором гарантирован общепринятыми правовыми нормами и законодательством юрисдикции, в которой зарегистрирована офшорная компания. Вместе с тем, на текущий момент зарегистрировать офшорную компанию в любой юрисдикции, не раскрывая конечного бенефициара, не реально. Ведь, документы российского бенефициара (в том числе загранпаспорт и обычный российский паспорт) для регистрации компании всё равно потребуются, если даже он использует полный номинальный сервис (то есть директорами и акционерами его компании будут выступать местные наемные лица). Номиналам необходимо знать конечного бенефициара для собственной безопасности, чтобы не брать на себя чужие «грехи».

Существует много схем, позволяющих уменьшить количество уплачиваемых налогов с применением офшоров. Выбор офшорной зоны и офшорной схемы зависит в первую очередь от задачи, которую ставит перед собой компания. В торговых схемах офшор выступает в качестве посредника между поставщиком товара и действительным покупателем. При экспорте товара или услуги из страны через офшор цена занижается до наименьшей возможной суммы, затем компания перепродает фактическому покупателю по действительной — в итоге вся прибыль остаётся у офшорной компании.

При импорте товара в страну через офшор цена обычно занижается для минимизации суммы уплачиваемых таможенных пошлин и НДС, кроме того необходимо учитывать таможенную стоимость, так как слишком низкая цена приведет к росту налога на прибыль, а слишком высокая — таможенных платежей. В каждом случае можно подобрать такую цену, при которой общая сумма платежей государству будет минимальной. Также следует учесть, что сумму налога на прибыль можно уменьшить, перечислив оплату за услуги фирмам, уплачивающим единый налог, либо перешедшим на упрощённую систему налогообложения.

Ведение деятельности через офшор также позволяет проводить планирование НДС — при покупке товара в России, предназначенного на экспорт, придётся платить НДС, который государство вернёт через какое-то время (налоговый кредит), в случае заключения договора от имени иностранной офшорной компании НДС платить не придется. При использовании строительной схемы офшорная компания выступает подрядчиком. Заказчик производит полную оплату офшорной компании за строительные услуги. Офшорная компания заключает договор с субподрядчиком — российской компанией, которая выполняет все строительные работы. Все финансовые потоки проходят через компанию-подрядчика: оплата субподрядчику, снабжение. В итоге основная прибыль оседает на счёте офшорной компании.

При данной схеме офшорная компания оплачивает сырьё и производственные услуги производителя. Как правило, производственные услуги оказываются по самым минимальным расценкам. Производитель отгружает товар агенту. Агент продаёт товар конечному покупателю, получая при этом своё агентское вознаграждение. После чего деньги с прибылью возвращаются офшорной компании. Данная схема используется транспортными компаниями, которые специализируются на международных перевозках.
Офшорная компания оказывает услуги компании-резиденту. Эта схема является наиболее распространённой в бизнесе. Деньги напрямую уходят на счёт офшорной компании. Затраты за оказанные услуги относятся на себестоимость, следовательно, снижается налог на прибыль. Этот способ требует хорошего знания законодательства о налоге на прибыль в той части, где говорится о расходах, включаемых в себестоимость. При использовании этой схемы услуги могут и не оказываться, но в таком случае необходимо будет доказать, что данные услуги были действительно оказаны. Для повышения респектабельности, в схему добавляется престижная низконалоговая компания, зарегистрированная, например, в Швейцарии.

Банковское учреждение предоставляет резидентам страны кредиты для предоплаты в соответствии с внешнеэкономическим контрактом. Кредитные средства переводятся на счета нерезидентов в офшорных банках. Через предусмотренные законодательством 180 суток деньги возвращаются в банк в связи с невыполнением или невозможностью выполнения фирмой-нерезидентом условий контракта. На протяжении этого времени кредитные средства банка используются в деятельности офшорной компании, при этом полученная прибыль остаётся за пределами страны.

Вот почему май 2013 года ознаменовался множеством мероприятий во всем мире под эгидой борьбы с офшорами. Образовался новый пул государств в составе США, с одной стороны, и Великобританией, Германией, Испанией, Италией, Францией, с другой стороны под названием G5, которые приняли на себя обязательства по автоматическому обмену налоговой информацией на основании американского формата в соответствии с FATCA. К ним примкнули Ангилья, Бермудские острова, Британские Виргинские острова, Монтсеррат, Тёркс и Кайкос, а также острова Мэн, Гернси, Джерси и Гибралтар.

13 мая после встречи с президентом США Бараком Обамой британский премьер Дэвид Кэмерон заявил: «Нам следует знать, кому в действительности принадлежат компании, кто обогащается за их счет и были ли уплачены налоги. И нам нужен новый механизм выявления, где транснациональные группы зарабатывают средства и где они уплачивают свои налоги, чтобы мы могли препятствовать тем, кто манипулирует системой недобросовестно».

20 мая 2013 года премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон обратился в адрес Ангильи, Бермудских островов, Британских Виргинских островов, Гернси, Гибралтара, Джерси, Каймановых островов, Монтсеррата, Острова Мэн и Тёркса и Кайкоса, с призывом скорейшего присоединения к многосторонней Конвенции Совета Европы и ОЭСР о взаимной административной помощи по налоговым делам, которая предусматривает автоматический обмен информацией (без официального запроса) и одновременное проведение налоговых проверок в нескольких государствах. В письме особо подчеркивается в качестве основной темы встречи G8 «желание положить конец корпоративной конфиденциальности».

17-18 июня 2013 года прошел саммит G8 под председательством Великобритании в лице премьер-министра Дэвида Кэмерона.  Приоритетом саммита являлся вопрос борьбы с налоговыми схемами. Речь при этом шла не только в контексте противодействия уголовно-наказуемому уклонению от уплаты налогов («tax evasion»), но также и в аспекте воспрепятствования «агрессивным» видам налогового планирования («aggressive tax avoidance»). Кэмерон высказал надежды, что встреча лидеров большой восьмерки станет «поворотной точкой» в решении указанной проблемы.
К заседанию G8 под предводительством Великобритании в Белфасте Джеффри Оуэнс (Jeffrey Owens) бывший глава налогового подразделения ОЭСР и Мик Мур (Mick Moore) из Университета Сассекса (the University of Sussex) представили свой план действий для стран-участниц «большой восьмерки», который должен стать значительным дополнением для повестки дня заседания G20 в Санкт-Петербурге (Россия) в сентябре 2013 года. https://ru.wikipedia.org/wiki/

На заседании G20 в Вашингтоне в начале октября 2013 года было отмечено, что планируется тщательно отслеживать процесс выполнения амбициозной повестки по налоговым вопросам, согласованной лидерами «Группы двадцати» на саммите в Санкт-Петербурге. И в данном ключе ожидается публикация докладов по вопросу создания новых стандартов автоматического обмена информацией и по выполнению Плана действий по размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли, в том числе через офшоры.

Впервые определение понятия «деофшоризация» было предложено известным российским экспертом в сфере международного налогового права Александром Сергеевичем Захаровым 22 мая 2013 года. «Деофшоризация — проведение государством комплекса мероприятий в законодательной, правоприменительной и информационной областях для снижения или исключения впоследствии вовлеченности в национальный хозяйственный оборот резидентов под видом иностранных лиц или с использованием иностранных правовых конструкций, преследующих преимущественно незаконные или недобросовестные цели».

В качестве примеров незаконных и недобросовестных целей использования офшоров или иностранных компаний и правовых конструкций А. С. Захаров приводит: уклонение от налогообложения. (Минфин России борется именно с избежанием и уклонением от налогообложения, а не с офшорами); аккумулирование безналоговых доходов вне фискальной юрисдикции государства налогового резидентства; выдача себя за иностранное лицо для совершения мошеннических действий или нарушения прав третьих лиц и др. К законным целям использования офшоров или иностранных компаний и правовых конструкций А. С. Захаров относит: создание совместных предприятий с иностранным партнером; оптимизация структуры владения и функционирования группы с иностранным капиталом; создание специальных инструментов защиты и наследования имущества; благотворительная деятельность и др.

По словам Мэтью Гарднера, исполнительного директора вашингтонского Института налогообложения и экономической политики, финансовая секретность и офшоры усугубляют неравенство. «Панамские бумаги» он называет «окном в параллельный мир», через которое можно увидеть, как работает финансовая система в США и других странах. Вот один пример: африканская страна Уганда, которую упоминает ICIJ в своем разоблачительном докладе. Нефтегазовая компания увела из-под налогов в этой стране $400 млн — это больше, чем правительство Уганды тратит на свое нищее здравоохранение; из-за отсутствия денег пациенты угандийских больниц спят на полу. Американские эксперты сегодня ведут дебаты на тему: станет ли панамский скандал катализатором структурных изменений, которые сделают более прозрачной глобальную банковскую систему? Закроют ли власть имущие под давлением общественного мнения лазейки, которые позволяют не платить налоги с доходов — криминальных или вполне законных?

В США администрация Обамы воспользовалась «панамскими бумагами» как поводом для того, чтобы укоротить корпоративную жадность. Обама сообщил на брифинге для прессы, что американский минфин и налоговое ведомство ввели более строгие правила, регулирующие «корпоративные инверсии». Так называются схемы, с помощью которых крупные компании перемещают свою штаб-квартиру из США за рубеж и таким образом уходят от высокого корпоративного налога (в США он составляет 39,1% — эта цифра слагается из 35% федерального подоходного налога на корпорации плюс средней цифры налогообложения на уровне штата — в каждом из 50 штатов своя налоговая ставка).

У американского казначейства длинные руки, а в этих руках — мощные рычаги. Но искоренение финансовой преступности — труднейшая задача даже для вашингтонского минфина, который поддерживают ФБР и прочие спецслужбы. Даже внутри США не так просто, скажем, изменить офшорное законодательство, касающееся штатов Делавэр и Невада. А уж когда речь идет о чужестранных юрисдикциях — Люксембург, Панама, Кипр, британские Каймановы острова и острова Ла-Манша, голландское карибское владение Кюрасао, тихоокеанские мини-государства типа Вануату и т.д., — тут становится еще сложнее. При всем влиянии финансовых институтов США на мировые дела они не могут автоматически навязать всему миру американские законы — приходится «душить» каждую офшорную зону поодиночке. Вот, скажем, Швейцарию много лет пытались заставить — и в конечном итоге заставили — пойти на нарушение банковской тайны и раскрыть фамилии американских клиентов швейцарских банков.

В разоблачительном докладе ICIJ говорится об «11,5 млн документов фирмы Mossack Fonseca, которые показывают, как глобальная индустрия юридических фирм и крупных банков продает финансовую засекреченность политикам, жуликам, дельцам наркотрафика, а также миллиардерам, знаменитостям и спортивным звездам». В основе этой «индустрии», поясняет журналистская организация, лежат «корпорации-пустышки», которые любой человек может легко открыть — особенно легко в офшорной зоне. Их еще называют «компания — почтовый ящик».

Сама такая компания, по сути, бизнеса не ведет, а используется для многоступенчатых перемещений капитала с целью ухода от налогов. Создал такую «пустышку», сделал ее хозяином своего зятя, потом твоя компания что-то ей продала или что-то у нее купила по «креативным» ценам, дальше это пошло еще в одну «пустышку», которой командует друг детства, ну и так далее. Все законно — вот и Mossack Fonseca именно это говорит.

Как считает финансовый эксперт из Университета Калифорнии Гэбриел Закман, в офшорах спрятано не менее 8% мирового богатства, а налоговые ведомства недополучают из-за них как минимум $200 млрд. Лидеры потерь госказны из-за офшоров — нефтедобывающие страны Персидского залива (57% общественного богатства уходит в офшор), Россия (50%), страны Африки (30%) и Южной Америки (22%). Эксперт предлагает нанести удар по «компаниям-пустышкам», коллективно заставив их публиковать имена своих владельцев. США могли бы задать тон, приняв федеральный закон, запрещающий подобную «корпоративную тайну» в американских офшорах Невады и Делавэра. Такие законопроекты уже есть, но нет голосов в Конгрессе США, чтобы их утвердить.