Фреска бесконечности. Предисловие

Леонид Бликштейн
Фреска бесконечности: мысль, рынок, идентичность и политика в Европе Позднего Средневековья и Возрождения, 1360-1500.

Предисловие.

1. Эта книга задумана как первая часть цикла исторических и философских работ, посвященных развитию европейской культуры и общества с конца средневековья до возникновения Европейского союза.

2. Моей целью является выяснить насколько сюнетивный ("понимающий") подход к общественной динамике и в особенности использование метода матричного анализа и описания, который я разрабатываю, позволяет по новому взглянуть на некоторые ключевые проблемы развития европейского проекта.

3. Однако в этой книге, в отличие от ее предшественников матричный анализ будет использоваться ограниченно, в контексте более широкой исторической интерпретации.

4. Огромный хронологический и содержательный охват здесь, как и в других случаях, требует сосредоточиться на отдельных наиболее значимых и характерных моментах, лицах, текстах, явлениях и событиях. Вместе с тем я хочу включить элемент драмы и рассказа, хорошая история от этого только выиграет.

5. В результате получится пожалуй собрание зарисовок и размышлений, своего рода неформальная отрывочная хроника. Те из моих читателей, которых интересует полноценная целостная история могут обратиться к многочисленным трудам и популярным изложениям, уже существующим на эти темы. Ну а те, кто ищет в истории того, что в таких ученых сочинениях порой теряется, то есть некоторой непосредственности, смысловых связей и того, что Баратынский когда то назвал "лица необщим выраженьем" может быть заинтересуются таким вот неформальным историческим странствием.

6. Представьте себе, что вы посетили старинный город в составе экскурсионной группы. И вдруг в середине бойкого рассказа экскурсовода вас внезапно охватывает желание бросить все это и вместо того, просто побродить по древним улочкам и самому постараться понять что значит этот ушедший мир. В своей жизни я был и экскурсоводом и преподавателем, но меня никогда не покидало ощущение, что какие-то главные вещи из того, что прошлое имеет рассказать нам не только о себе, но и о нас самих, гораздо заметнее, когда человек покидает эти условные роли ради того, чтобы вот так просто послоняться, побродить по минувшим эпохам.

7. Вот в такое странствие-размышление я и приглашаю своих читателей в этой книге.