Театр Шапито

Роза Левит
   
«Cirque du Soleil» «Сирк дю солей» — «Цирк солнца») — канадская компания, работающая в сфере развлечений, определяющая свою деятельность как «художественное сочетание циркового искусства и уличных представлений»
 

                ***


В период моего становления, в годы моего детства, юности до зрелого возраста я хорошо помню мамины высказывания и советы.
Они  всегда были  сказаны кстати,коротко и лаконично.
Без всяких притч и предисловий и выводов. 
Эта сдержанность высказывания была присуща  евреям литвакам из края где я родилась.
Сколько поколений сменилось с тех пор как Виленский Гаон привил эту сдержанность речи.
Для меня оно начинается с моей бабушки,а в пятом поколении, у моих внуков, я всё ещё вижу её проявление.
               
                ***

На днях я была в цирке шапито из французской Канады,который гастролировал в Майами.
Красочное представление  с интересными декорациями с первого взгляда впечатляют.
Затем ты к ним привыкаешь как впрочем ко всему в жизни,и мои мысли уже в другом месте,
в небольшом шатре передвижного цирка на центральной площади 17 Сентября  города Ошмяны в Белоруссии.
                Мне 6 лет.
 Медведь в юбочке танцует под дудочку,собачки катают  по кругу коляску и голуби садятся на её поручни .
 Клоун смешит публику а фокусник делает свои чудеса.
Жонглёры  бросают друг другу  горящие факелы и я затаив дыхания смотрю на них , боясь чтобы они  не промахнулись
Это был праздник,который сейчас вспыхнул во мне  искрами того факельного огня .

А на сцене идёт представление и высоко под куполом шапито  в звёздное небо поднимаются акробаты,велосипедисты и исчезают  в тёмном пространстве  и вдруг в белом облаке опускаются  на арену цирка шапито.

 А я,  почему я глядя на представление, вижу свои ощущения мистического появления персонажей из жизни моей семьи.
 Они не вымышленные герои,не  одеты в причудливые костюмы,они реальные люди.
 И даже сейчас я их вижу  там под куполом, высоко - высоко.
   Они тоже катаются на велосипедах, юны и красивы.
   Плывут на лодке среди облаков, где протекает наша река Ошмянка.
  И смотрят уже  на моих внуков , которые здесь на земле также  катаются на велосипедах,так же юны и красивы.

 А представление продолжается. Мистическая музыка сопровождает его.
 И тени на шатре купола цирка  повторяют всё что происходит  на его арене.

  Откуда что берётся ?

Ответы  содержатся в биографии  Ги Лалиберте, основателя Солнечного цирка.

     "В голове каждого из нас существует чердак, где свалены в кучу наши дикие мечты и жуткие кошмары, неминуемо подстерегающие нас.
 Среди хитросплетений и кружев нашей памяти живут когда-то заброшенные игрушки, хранящие чудесное эхо нашего детского смеха и слёз.
 Где-то в уголке нашей памяти…", - уверяет постановщик и… оказывается  прав.
    "Никому не дано отделаться от впечатлений детства и юности.
Приходит момент, когда художник символически реализует в своих работах потаённые желания, неизжитые комплексы, неосуществлённые фантазии, не сбывшиеся мечты."
  Это сказано о театре.
            
А что я скажу о себе ?

С детства у меня не было желания полёта  в космическое пространство  однако ощущения, что ко мне прилетают оттуда  люди,медленно спускаясь до уровня облаков, было всегда.. И сейчас, в цирке, я поняла: есть мир фантазий, мифов,  который живёт внутри нас.
Я не  выдумала  его,  Он часть моей жизни ,так же как часть моей жизни история и культура  евреев литваков из края где я родилась.
Она живет  во мне глубоко на дне подсознания.
 Даже когда мы почти ничего о ней не знаем мы её  всегда чувствуем.
 Такова уж природа человека.
 
И как бы сказала бы моя мама «бэкицэр» - «коротко, короче».
Цирк, он везде цирк  и в жизни и на сцене.
Только не будь клоуном  в нём.
Что я и повторила внуку.
 Но,   " Зол зайн"  пусть тебе "майн ингеле " будет хорошо  в твоих фантазиях и мечтах.

 Зол зайн -Пусть будет – идиш
Маин ингеле - мой мальчик.
Бэкицэр» -коротко, короче