Ч. 9 Нашли покой на дне океана. Отвага

Владимир Врубель
Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2017/01/10/2016

Расположение «волчьей стаи» устанавливалась на основании сведений, получаемых от немецкой разведывательной авиации. Конечно, учитывались неизбежные ошибки в определении курса и места конвоя, как самолётами, так и подводными лодками.

Исходя из этого, увеличили число подводных лодок в завесе, которое иногда достигало 15 и более кораблей. «Волчья стая» действовала так: первая лодка, обнаружившая конвой, всплывала и шла параллельным курсом, в надводном положении, потому что надводная скорость была выше. Разумеется, она следовала на безопасном расстоянии от конвоя, чтобы её не заметили.

Командир такой подводной лодки уточнял состав конвоя, курс, скорость и порядок кораблей в строю. Эти сведения он передавал в Париж, где находился штаб подводного флота, и оттуда наводили на конвой остальные подводные лодки.

«Волчья стая» нападала на конвой ночью, в надводном положении, одновременно с разных сторон, предварительно выйдя на острые курсовые углы конвоя. Задача командиров лодок заключалась в том, чтобы прорваться сквозь охранение к транспортам.

Те, кто расстрелял торпеды, отрывались от охранения и, перезарядив торпедные аппараты, на что уходило порядка получаса, повторяли атаку. В июле 1940 года к немецким подлодкам присоединились 27 итальянских подводных лодок. Итальянцы охотились на английские корабли только до параллели 45° северной широты.

Самым опасным местом для конвоев была середина Атлантического океана, где не могла действовать противолодочная авиация Великобритании и Канады, не позволял радиус действия их самолётов. Там, соответственно, не было воздушной разведки и кораблей противолодочной обороны.

8 мая 1940 года британские войска заняли Исландию, чтобы создать на острове военно-морские и военно-воздушные базы для охраны конвоев. США передали англичанам 50 эсминцев, в ответ англичане предоставили американцам свои базы в Ньюфаундленде, на Бермудских островах и в Британской Гвиане.

Очень многое зависело от дешифровки донесений обеих сторон. Немецкие и английские дешифровальные службы стремились взломать шифры противника. Иногда это удавалось. В сентябре 1940 года немцы сумели расшифровать место встречи конвоя с английскими кораблями охранения, посланными ему навстречу для проводки в базу.

Четыре подводные лодки, в штормовую погоду, несмотря на восьмибалльный ветер, 10 сентября 1940 года потопили пять транспортов. В такую погоду, ночью, у экипажей потопленных транспортов не было шансов спастись.

Подводную лодку U-47, у которой осталась только одна торпеда, оставили в океане, чтобы она два раза в сутки передавала метеосводки, необходимые лётчикам, которые бомбили английские города. Лодкой командовал уже знакомый читателю Гюнтер Прин.

Прин, к своей великой радости, неожиданно обнаружил скоростной конвой "НХ-72", о чём немедленно сообщил в штаб подводных сил. Такие конвои перевозили самые ценные грузы.

"HX-72" состоял из 43 судов и следовал из Галифакса в Ливерпуль. Охранение, можно сказать, было никакое, - вооружённый пароход «Jervis Bay», да и тот получил приказ покинуть конвой и приступить к выполнению другой задачи.

Весь расчёт строился на английские суда, которых должны были выслать из метрополии навстречу. Посчитали, что опасность уже миновала.

Немецкое командование направило пять подводных лодок по наводке Прина. Они атаковали конвой и потопили 11 транспортов. Если бы немцы не израсходовали часть торпед раньше, они могли уничтожить весь конвой. Это было просто избиение беззащитных судов.

Командиром парохода «Jervis Bay», превращённого во время войны во вспомогательный крейсер, был капитан 1 ранга Эдвард Феген. Он получил приказ сопровождать конвой HX-84, состоявший из 37 транспортов.  Кроме корабля Фегена других кораблей охранения не было.

5 ноября 1940 года германский линкор «Admiral Scheer» обнаружил конвой в точке 50°30;N и 32°00;W. Капитан 1 ранга Феген, чтобы дать возможность конвою рассредоточиться и спасти часть транспортов, направил свой пароход навстречу бронированной махине и открыл огонь по линкору.

Его маневр достиг цели. Пока немцы топили «Jervis Bay», суда конвоя успели разойтись, а их команды, выжимая всё из машин, стремились оторваться от немецкого линкора.

«Jervis Bay» затонул через двадцать минут с момента, когда открыл огонь по линкору. Капитан продолжал находиться на мостике и командовать, даже когда ему осколком оторвало руку. Он погиб вместе с кораблём, как и другие 190 человек экипажа. Фегена посмертно наградили Крестом Виктории. Спаслись несколько человек, они и рассказали подробности боя.

Примеру Эдварда Фегена последовал 60-летний Хью Петтигрю, капитан транспорта «Beaverford», на котором установили два орудия малого калибра, одно на носу, другое на корме.

На корабле находились всего двое военнослужащих, матросов-артиллеристов, которые обучали стрельбе из орудий гражданскую команду. Транспорт открыл огонь по линкору, отвлекая на себя внимание немцев.

Это была даже не война мышки с кошкой, а со львом. Командир «Admiral Scheer» капитан 1 ранга Теодор Кранке понимал, что его отвлекают от конвоя. Он определил транспорт как цель №9 в порядке уничтожения судов конвоя.

Но капитан «Beaverford» поставил дымовую завесу, и, умело маневрируя, уходил от огня средней артиллерии линкора. Это был самый быстроходный транспорт в конвое, и он мог скрыться от немцев в ночи, но продолжал сражаться.

Снаряды орудий транспорта не могли причинить никакого существенного вреда линкору, но он раздражал немцев, и те были вынуждены отвлекаться на него, ведя огонь и по другим транспортам. Почти пять часов длился этот неравный бой, пока торпеда, пущенная с линкора, не потопила транспорт вместе с его отважным экипажем.

Из 38 судов конвоя «Admiral Scheer» смог потопить только шесть. Остальных спасли бесстрашные моряки с транспорта «Beaverford» и парохода «Jervis Bay».

Продолжение http://www.proza.ru/2017/01/12/1543