О терпимости

Евгений Терещенко
Когда-то я прочел статью некоего Форстера, «О терпимости» и она произвела на меня очень сильное впечатление. В прошлые времена, женщины нарожали много Форстеров, и какой из них: Эдуард, Георг, Джон, или другой, написал статью, я не помню. Не помню в подробности и содержание статьи, в памяти осталась только ее главная идея, на мой взгляд, превосходная.
Христианская проповедь любви, говорит Форстер, за прошедшие два тысячелетия от РХ, не принесла никакого положительного результата, люди не стали лучше, добрее, милосерднее, любвеобильнее. По-прежнему на земле льется кровь, продолжаются войны, насилия, добавлю от себя – пьяные разборки, по-прежнему, в отношениях между людьми много нетерпимости, агрессии, недоброжелательства. Поэтому, говорит Форстер, проповедь любви нужно заменить проповедью терпимости, и я с ним полностью согласен.

Людей любить трудно. Как можно любить человека, голосующего на выборах за вражескую партию, критикующего наше литературное творчество, не соблюдающего очередь в поликлинике, или с торчащими из носа волосами? Можно любить человека, во всем похожего на нас, но где его найти? Можно любить человека молодого, симпатичного, аккуратно одетого, скромного, почтительно выслушивающего наши поучения, но где его взять? Редко, редко встречаются люди, которых легко и просто любить, их до обидного мало. Остальная часть человечества, которая путается у нас под ногами, как то мало располагает к любви.

И даже не это главное! Нельзя любить по заказу, по принуждению, ибо наши чувства не находятся в нашей власти. Можно сколько угодно твердить себе: люби ближнего, люби, делай ему добро, или выслушивать подобное внушение от других, любви от этого не прибавится. Скорее случится обратное, и наша норовистая натура воспримет необходимость любить, как тягостную обязанность, и встанет на дыбы.

А вот такое качество, как терпимость, находится в полной нашей власти! Терпимость зависит не от ненадежных, непредсказуемых, постоянно меняющихся чувств и настроения, а от волевой, сознательной установки нашего ума, от нашего характера и привычек. Терпимость можно в себе воспитывать, культивировать, «накапливать». Вот и нужно этим заниматься, вот и нужно терпимость проповедовать, прививать это качество детям, с раннего возраста.

Понятно, что когда мы говорим о терпимости, речь не идет о терпимости к пороку, к преступникам, есть законы, которые должны соблюдаться. Речь идет о терпимости к недостаткам и особенностям друг друга, об уважении к чужим убеждениям и верованиям, о признании за другим человеком права на ошибку. Не сомневаюсь, в обществе, состоящем из терпимых людей, жить было бы легко и комфортно. Более того, в таком обществе и взаимная любовь получила бы большее распространение, чем в обычном.