Былое увлечение

Галина Горбунова
   
Хочется встретиться с тем, что утрачено,
Хоть на мгновенье упасть в это дальнее...
Только за все, что промчалось, заплачено
 И остается расплата прощальная.
Эльдар Рязанов


   О первой любви каждый вспоминает по-своему, кто-то с ностальгией по молодости, кто-то о прошедших, неповторимых, нежных чувствах, кто-то делит свои воспоминания с той, которая пережила первую любовь и продолжает жить вместе с ним. Вернуть прошлое уже невозможно, как и забыть томительно сладкие ростки пробуждающейся чувственности не удастся.
 
   Наталия впервые влюбилась в семнадцать лет. Виктор, красивый, голубоглазый юноша, был старше на год и оканчивал школу, в которой оба учились. Они часто встречались в коридорах школы, на улицах родного города, но друзьями не были. Ах, как она была увлечена этим мальчиком! Наталия же не производила на него никакого впечатления. И поэтому жизнь ее весьма серьезно была омрачена.
   
    Девушка испытывала сильное эмоциональное состояние, оказавшись на школьной переменке или во дворе рядом с объектом обожания. Ее вид становился потерянным, на лице появлялось выражение смущения и растерянности, щеки начинали пылать, чувственные губы дрожали.Мурашки бегали по телу, и от напряжения оно становилось скованным. Разум отключался и был не способен прислушиваться к биению сердца. Возникшее состояние охватывало отдалённые участки больной, израненной души, испытывающей водопад неизведанного ощущения страдания и отчаяния. Девушка безуспешно силилась бороться с собой, чтобы не выдать возникшие, обостренные чувства.               
 
    Наталия не стремилась объяснять самой себе,что происходило в тот миг с ее неокрепшей душой, оказавшейся на грани мазохистского самоуничтожения, окрашенного мотивацией  каких-то немыслимо таинственных уровней сомнения и нерешимости. Она и не пыталась подавлять, душить, гасить это невыносимое состояние, потому что еще не научилась делать  правильный выбор и не ошибиться.
Казалось, в такие моменты девушка пребывала вне времени и была не в состоянии вернуться в реальный мир.

    А объект поклонения спокойно жил своими интересами, мыслями, чувствами и был увлечен другой особой -- светловолосой кудрявой Лизой из 9 "Б". Чем могла очаровать плейбоя из 10"А" неказистая, одноцветная замухрышка?
 Наталия ненавидела эту девчонку, старалась находить в ней все отрицательные качества: она и уродина, и прыщавая, а прическа ее ужасная, нос картошкой  и голос картавый. При виде парочки сердце сжималось болью, в жилах закипала ревность. Подружки рассказывали, что дружба эта тянется еще с детского сада, а их семьи общаются между собой. Наталия и сама не раз видела, как Виктор с Лизой гуляли за ручку в парке у реки, как летом катал ее на лодке.

   Когда Наталия не видела его день-два, жизнь теряла  всякий смысл.            - Витя, Витюша, -- повторяла  шёпотом. – Какое красивое имя! Самое лучшее имя на свете.
 
    Имя это она выводила  на запотевших стеклах своих окон, а ее девичий дневник пестрел неуклюжими стихами о любимом. Любовное томление проникало и в письма, которые Наталия писала длинными, зимними вечерами.
   
   Сколько их написано, да каких! В письмах к любимому не было предела девичьим фантазиям: "думала сказать тебе, что любовь моя безгранична, только не смею это сделать, не знаю, как среагируешь...", или "сегодня весь день идет дождь, льет как из ведра. Очень хочется в этот серый день идти к тебе и по дороге намокнуть и замерзнуть, чтобы ты смог высушить мою одежду, согреть меня своим теплом и напоить горячим чаем с лимоном..."

   Виктор не читал ни одного письма, они отправлены не были. Он часто снился ей во сне. Однажды приснилось, что он заходит в дом, обнимает ее, выслушивает и утешает. Проснулась и разревелась. .

   Вечерами в домашнем уюте неожиданно исчезал контакт с реальностью, в сознании  всплывали  иллюзии, сладкие, золотые, дарили надежду на встречу и любовь, генерировали различные чувства: хотелось плакать и радоваться, ненавидеть и любить. Представляла, как бежит на свидание в своем розовом в белый горошек платье, красивая и веселая, он целует ее в щечку, дарит букет фиалок (когда-то видела это в кино), берет за руку, они идут в кино или в парк, а зимой -- на каток или к ней домой.  Садятся за стол, пьют чай, болтают всякую чепуху и вместе громко хохочут радостным смехом,  неведомым ей ранее. Фантазии бесконечные, захватывающие. Позже приходило понимание, что все это неправда и не надо выдавать мечты за реальность. Может, девичьи фантазии, глупые размышления снимали психологическое напряжение, успокаивали, помогали испытать массу положительных эмоций, а может, были попыткой окунуться в мир любимого человека и тем самым разнообразить серую девичью жизнь. На переменах Наталия видела Виктора и Лизу, но не решалась подойти и заговорить. Предлог не находился.

    Старшеклассники готовились к новогоднему вечеру, репетировали концертные номера. Наталия занималась вокалом, она неплохо пела. Виктор был приятно удивлен, когда на вечере услышал выступление девушки. Она исполняла старинный русский романс «Былое увлечение». Солистка стояла у фортепьяно в длинном голубом платье с вырезом на груди, косы красивым венком были уложены вокруг головы, а голос! Виктор никогда не обращал внимания на эту школьницу, оказывается, он многое пропустил. Колоратурное меццо-сопрано звучало божественно, искренне, от души. Словно льющийся ручеек или хрустальный колокольчик переливался голос певицы. Лирично, задушевно, с теплотой исполнила Наталия романс и получила бурные аплодисменты. Виктор был очарован. Когда после концерта начались танцы, он пригласил Наталию на тур вальса и уже не отпускал до конца вечера. Домой возвращались вместе, а в следующую субботу вдвоем отправились в кино. Наталия была вне себя от счастья. Все ее печали развеялись как дым. Жизнь становилась прекрасной. Впервые Наталия сидела рядом с Виктором, могла близко видеть его лицо, болтать о пустяковых вещах, смеяться вместе с ним его шуткам. Все это волновало ее до дрожи. Наконец, в зале выключили свет, начался фильм.

   Она вспыхнула, напряглась, потом оцепенела, когда Виктор взял ее руку.  Его горячее дыхание, тепло мужской руки – эти первые ощущения близости не могли не всколыхнуть у влюбленной девушки чувства смятения и трепета, которые вскоре смешались со смущением. Однако Наталия приняла его ладонь, повернулась к нему, пытаясь рассмотреть лицо и понять в его чертах, что он задумал. Она впервые близко увидела его большие глаза, которые в темноте показались ей карими. Но лицо его оставалось прежним, без улыбки и ни о чем не говорило. Виктор был совершенно спокоен и смотрел на экран. Она молчала, но руку не отняла. Позже громко выдохнула, как будто все это время не дышала. А в душе просила себя «не выдай». В темном зале кино он не увидал ее пунцовых щек и слезы в уголках широко открытых глаз. Позднее эти моменты она мысленно переживала много раз.               

--Я хочу тебя спросить,--прошептал Виктор.               

– О чем?               

--Будешь со мной дружить?               

От неожиданного вопроса Наталия растерялась, у нее перехватило дыхание. Пожала плечами. Виктор ждал ответа.
 После киносеанса у двери ее дома вопрос повторил, неловкое молчание затянулось, но ответа он так и не услышал.
– Я позвоню, -- сказала и убежала.
   
    Оказывается, можно просыпаться не в разбитом состоянии, а выспавшейся и бодрой, в приподнятом настроении, оказывается, можно радоваться солнечному утру и чириканью воробьев за окном. Она долго стояла у окна, смотрела  на птичек, купающихся в песке, терзалась сомнениями: позвонить-не позвонить. Пыталась и не могла вспомнить, какой фильм вчера смотрела, о чем был, думала  лишь о том, что Виктор был рядом, держал ее руку и говорил  хорошие слова. Пусть чуть-чуть была счастлива, совсем недолго, но у нее это было. Все проблемы, сомнения, боль и обида отошли на второй план.  Появилась надежда, что их отношения начнут развиваться.  Подошла к телефону, решилась набрать номер. Услышав его голос, робко ответила: «это Наталия». Договорились встретиться в воскресенье в парке у реки. Все дни до свидания она не могла ничем другим заняться, только ждала, а пока ждала – думала лишь о нем.   
   
    Накануне решающего вечера долго не могла заснуть, включала музыку, открывала шкаф, перебирала наряды, отобрала то, что завтра наденет на свидание. Мысли о встрече вызывали тревогу и опасения, что плохо выглядит, что не будет знать, о чем говорить и как себя вести. В парк пришла намного раньше назначенного времени, села в беседке и ждала. Виктора все не было. Ждала долго, он не пришел. Не позвонил, не объяснил. Наталия решила не выяснять причины такого поведения. Весь вечер проплакала, и не могла поверить, что больше никогда его не увидит.

    Непонимание, разочарование, боль и обида — все смешалось в этой горькой правде. Но ненависти к нему не испытывала. Чувства, которые она ощущала в те дни, были на противоположном полюсе запала искренней увлеченности. Остались горечь, печаль и жаль – пути, далекие для прощения. Целый день Наталия смотрела на телефон и ждала. Хотя понимала, что это бесполезно, рука тянулась набрать номер, но чувство гордости и предубеждения противилось этому. Затем села писать письмо. « В темном зале кинотеатра я была наполнена счастьем, пусть и мимолетным. А в парке? Целый час ждала тебя и обманывалась, что вновь услышу твой магический голос. Каждый вечер в жуткой темноте высматривала из окна твой силуэт. Не приходил, и мои ожидания сгорели вместе с надеждой увидеть тебя вновь. Слезы не просыхают, а я прощу лишь об одном: если я не та, кто назначен тебе судьбой, пусть чувства мои исчезнут так же легко, как легко удалился ты». Письмо отправить не решилась.
   
   Со временем она успокоилась. Виктор получил аттестат зрелости и уехал к бабушке в деревню. Наталия научилась не поглядывать каждую минуту на телефон, перестала ждать сообщений от него. И прекратила обманываться, что когда-нибудь положение изменится.

    Вскоре судьба распорядилась так, что каждый из них оказался в другом  городе, Наталия Виктора больше не видела. И вдруг после 20 лет...   

      Возвращалась она из родного города, полная впечатлений от посещения родных и друзей. За окном мелькали милые сердцу пейзажи, мерный шум колес приводил в состояние умиротворения и покоя до тех пор, пока на одном из полустанков в купе не вошел мужчина. Человек всем своим видом вызывал обструкцию. Одутловатое, небритое лицо, жирные волосы, засаленный воротник рубашки, грязная обувь. И перегар -- определенно после бурных алкогольных возлияний накануне.
    -- Почему именно в мое купе? -- подумала Наталия. -- В вагоне достаточно много свободных мест.               
    Она открыла книгу, стараясь не смотреть на пришельца. Незнакомец желал общения и донимал вопросами. Подсел к Наталии, достал из кармана брюк флягу с сомнительным содержимым и предложил пригубить. Она уже была готова перейти в другое купе, когда сосед  вдруг воскликнул:               

   - Ба! Какая дама! Я тебя вспомнил. На, выпей! -- и снова протянул флягу.               
    Тут только дошло до Наталии, что это он. Первая ее любовь. Трудно было поверить, как могло случиться, что за каких-то двадцать лет красивый парень превратился в чудище. Если бы встретила его на улице, подумала бы, что бомж.               
   Виктор продолжал вспоминать школьные годы, дискотеки, его блистательные успехи у девочек, их первое свидание. Посыпались комплименты в ее адрес:       

--Наталия, ты стала настоящей леди, красавица. Жалею, что перестал с тобой встречаться. Какой же я недотепа.               

Наталия с улыбкой выслушивала его болтовню и втайне надеялась, что выдержит один жуткий час до приезда поезда. А собеседник продолжал:
--Дорогая, давай начнем все сначала.               

   Хотелось ответить: «Я уже не безумствую и не прыгаю от радости  при этих словах, сердце мое молчит, и я не улыбаюсь. Мурашки не бегают по спине, как раньше, когда держал мою руку, и колени не подгибаются при твоем взгляде в мою сторону. Не хочу быть с тем, при ком этого не чувствую. Ты никогда уже не будешь кумиром, каким был для меня». Однако промолчала. Вспомнились ночи бессонные и слезы горькие. Влюбилась глупо, писала стихи, письма любовные. Может, любовь была слишком романтичной, слишком восторженной, а близким человеком ему не стала. Наверное, так и должно было случиться.

   Попросил номер мобильного телефона. Наталия пыталась быть тактичной, кивнула и написала фальшивые цифры.  Глядя на его грязные руки,представила, как бы она поступила, если бы Виктор решил ее обнять этими руками. К счастью, на перроне Наталию встречал муж. Виктор наблюдал за супругами некоторое время, затем бросил на Наталию двусмысленный взгляд  и отправился к выходу. Наталия заметила его отсутствие и с облегчением подумала:  «Как я рада, что он не пришел тогда на второе свидание!».