Отзыв на книгу Фаррара -Христианские труженики-

Василий Гапонов
Есть ли смысл писать что-то о труде автора, отошедшего в вечность еще 114 лет тому назад? Кабы шибко зачесалось покритиковать, то подавил бы в себе чесотку. Смысл ворошить далеко прошлое? Только мне хочется книжицу эту (в 126 страниц всего-то, да еще и крупного шрифта!) лишний разок прорекламировать для…

В самом деле, для кого?

Для протестантов в самый раз будет. Католикам и православным проку от него не будет никакого, а вот моим братьям-протестантам труд придется в самый раз. Скорее всего, даже и не всем, а только тем из них, которые весьма критически настроены к древнему наследию в лице монахов, отшельников и прочих неординарных героев, подвиги коих никак не вмещаются в современное представление о том, как же на самом деле должен жить истинный христианин.

Не собираясь приписывать своим единоверцам какие-то надуманные заблуждения, нельзя сбросить со счетов и наличие исторических пробелов хотя бы у определенной части евангельских верующих. Хотя, с пробелами борются в библейских школах и институтах, изучая церковное прошлое. Та даже сам факт, что разговор идет о книге, продаваемой в магазине христианской литературы при протестантской церкви, ясно демонстрирует желание моих единоверцев  к просвещению.

Что касается мученичества древних христиан, то тут противления у обычного протестанта не возникнет. Ведь люди умирали за Христа! Даже не зная многих имен мучеников, уважение к ним гарантировано. Многие простые верующие могли видеть фильм «Кво вадис» (или другую версию: «Камо грядеши?» по одноименному роману польского писателя Генриха Сенкевича) и о кострах Нерона хоть краем уха, да слышали.

Итак, книга «Христианские труженики» англиканского богослова Фредерика Фаррара (1831-1903) представляет из себя попытку извлечь драгоценные уроки из жизни не только мучеников и миссионеров, но и тех, кто протестантам может показаться довольно странными личностями:

- Какая там польза от отшельника Антония в пустыне? Не пьет, не ест… Такого Христос не заповедовал!! Зачем был нищенствовать Франциску Ассизскому, когда можно было просто умеренно жить?!  Еще неизвестно, были ли они настоящими христианами?!

Все так. Нам не дано в душу никому заглянуть. С таким успехов мы не можем дать гарантии и относительно своих соседей по церковной скамье: вдруг, они тоже ненастоящие последователи Христа? Так много до чего можно договориться.

Мы же о самом принципе говорим. Есть ли польза протестанту от Антония Великого или от Василия Великого? Или от Иеронима Стридонского? Собственно, у всех них был опыт отшельничества. У Христа, например, тоже был. Небольшой. В начале служения был 40 дней в уединении, дабы настроить дух на предстоящее искупительное служение.

- Хм! Так Иисус же не жил в пустыне 40 лет! Или даже всю жизнь! Это только 40 дней! – слышен голос несогласия.

Но мы о самом опыте отшельничества! У Христа была своя цель в жизни. И Василий Великий с Иеронимом не жили всю жизнь анахоретами! В конце концов, если предположить самую крайнюю ситуацию: не лучше же было бы Антонию всю жизнь провести по барам, как Клим Чугункин, распевая в пьяном угаре песенки про то, как у буржуя глазик можно выколоть? Нам не годится для нашей жизни ВСЕ из наследия Антония, но может быть можно взять КОЕ-ЧТО?

Не буду пересказывать всю книгу, попытавшись лишь заинтриговать читателя, побудив к личному знакомству с оной.

От себя могу предупредить, что автор, хотя и значительно симпатизирует древним героям, все же высказывается весьма критически о столпниках, считая их за факиров. Может и есть в этом толика правды, но в те времена язычники считали, что боги обитают на высотах и в какой-то степени столпники своим авторитетом могли послужить достойной заменой язычеству. Как уж это было использовано – другой вопрос.

Примерно так же, хотя и не без доли сомнения, гласит и его приговор монашеству:

- «Хотя монашество исчезло, быть может, навсегда в высоком значении этого слова, и мы, никогда не войдем больше в монастырскую келью…» (стр.73).

Монашеству всегда найдется своя работа. Мать Тереза, наша современница, прекрасно показала, что ухаживать за бедными можно не хуже, чем во времена Франциска Ассизского. Монашеские центры в России и на Афоне до сих пор привлекают к себе миллионы паломников. Есть там и дельные наставники, и молитвенники, и мученики. Для кого-то этот путь стал жизненным кредо и в нем у монахов проявилась любовь и верность к Богу. Если нам неприемлемо, то это не значит, что и всем неприемлемо.

Заканчивает автор свое повествование несколькими ценными примечаниями:

- «Все эти люди так не похожи друг на друга в деталях веры, в наружных ее проявлениях. Некоторые, если бы они жили в одно время с другими праведниками, приговорили бы друг друга к пытке и смерти.  /…/  Да, у всех было сходство – они были во Христе. И у пустынника, и у монаха, и у паписта, и у фанатика, нищего иезуита, инквизитора был один Господь, одно крещение, один Бог-Отец для всех, бывший выше всего во все времена и во всех них» (стр.123).

Насчет инквизитора, наверное, нужны какие-то конкретные уточнения, но здесь общий вывод.



P.S.
Не будем строги к выбору героев автора. Как человек западный, он в качестве примеров использует практически полностью только тех, кто почитается в католической церкви, не будучи хорошо знаком с восточными монахами.