Зазеркалье театра

Влада Ладная
Влада Ладная
ЗАЗЕРКАЛЬЕ ТЕАТРА

Спектакль «Алиса в Зазеркалье» Мастерской Петра Фоменко детский.
То есть такой, который взрослых превращает в детей и тем даёт им шанс на счастье.
Ожившие цветы, человек-комар, кролик в шлеме первых авиаторов, поросёнок в красном фраке и в цилиндре, в очках Гарри Поттера. Деревья, где кроны и корни сплетаются в брюссельские кружева. Средневековый город, который дымится и тает.
Героиня заглядывает в луч света, как в замочную скважину Бога.
Цвет меняется даже у пола. То изумрудный, как трава, то чёрно-белый. И Алиса прыгает по клеточкам этой шахматной доски, словно по детским классикам на асфальте. И  детская забава открывает невидимые двери между мирами.
Маски Льва и Единорога пахнут Венецией. Шалтай-Болтай -  говорящее яйцо с личиной на нём -  вдруг распахивается, а внутри маленький человечек. Словно это яйцо Фаберже, с его миниатюрными и драгоценными сюрпризами. И вдруг всё это рассыпается на сотни мелких радужных шариков, которые растаскивают зрители на сувениры. Словно планета треснула и изошла на фейерверк.
Здесь и театр, и кино, и цирк, и живопись, и философия – всё сразу, некий новый жанр.
Над головами зрителей, как летучая мышь, мечется туча, пророча то ли беду, то ли животворящий дождь, спасающий от засухи душу.
И дождь разразится. Из клубков.
Летит Грифоша, растворяются, словно шкатулки, устрицы и Черепаха. Хвост лошади превращается в детскую скакалку, белая королева оборачивается овцой, героиня лезет в буфет, а выныривает в лодке – и меняется ракурс,  меняется среда, сама стихия,  из воздуха – в воду, наизнанку выворачивается пространство.
Кажется, все законы материального мира начинают чехардить, предлагая варианты постройки мирозданья. Словно Великий Архитектор Вселенной показывает различные проекты и чертежи.
Переход через занавесы, то цвета павлиньего пера, то чёрно-белые, как шахматная доска. И она растекается в «Каприччи» Калло, обеспечивая перенос из одного мира и состояния – в иные.
Люди, животные, вещи меняют цвет и вкус, точку зрения и грани. И предстают чем-то новым, превращаясь, словно свинец  - в золото, суетность – в бессмертие. Как будто искусство и есть философский камень, который столетиями искали алхимики.
И когда покидаешь эту фантасмагорию – Мастерскую Петра Фоменко,  -  начинает казаться, что сия мистерия обладает свойством изменить человека, его внутреннее пространство до того, что преображается  карма, судьба человека на более гармоничную и счастливую.
Что человек становится волшебным.
Как спектакль.