Ч. 11 Нашли покой на дне океана. Награда

Владимир Врубель
Предыдущая страница  ww.proza.ru/2017/01/12/1543

С огромным трудом поднялись на палубу танкера. Перед ними открылось ужасное зрелище. Носовую часть танкера разворотило разрывом снаряда. Рубка, мостик и надстройки представляли собой скрученные листы металла. Латунь и стёкла иллюминаторов расплавились и свисали, как сосульки.

Кормовые надстройки были изрешечены осколками.  Мусор продолжал гореть, потому что на него через отверстия при качке выплескивалось топливо, подпитывая пламя. Моряки принялись за тушение пожара. Сначала гасили огонь огнетушителями, и черпая воду вёдрами.

Потом два механика, старший механик и его третий помощник, спустились в машинное отделение, где сумели поднять достаточно пара, чтобы заработали помпы. Тогда стали использовать  для тушения пламени пожарные рукава. Борьба с пожаром длилась пять часов.

Когда справились с огнём, уже стемнело. Хокинс разделил людей по вахтам. Четыре каюты уцелели, поэтому подвахтенные, впервые смогли отдохнуть на койках. Ночью шторм усилился, буксир лопнул и спасательную шлюпку унесло. Теперь у них не было выбора,  оставаться или нет, на танкере, как не осталось и средств спасения с него.

Джон Бойл, смазчик, получивший травмы внутренних органов при падении в шлюпку, работать не мог. Ему помогли спуститься в машинное отделение, чтобы он следил за показаниями приборов. Но через некоторое время обнаружили, что мужественный моряк умер.

Молодой матрос Кларк получил сильные ожоги, но, видимо, был в таком нервном состоянии, что не чувствовал боли. Когда покидали спасательную шлюпку, он не мог разжать пальцы, сжимавшие весло. Их отделили от весла ножом. Оказалось, что он грёб костями кистей, так обгорели его ладони. Ожоги и ранения были у каждого моряка.

Вместо сорока двух человек по штатному расписанию на танкере остались двенадцать членов экипажа, способных двигаться, чтобы управлять судном, хотя в одном лишь машинном отделении требовались четырнадцать человек.

У них не осталось ни одного навигационного прибора, ни одной карты, абсолютно ничего, чтобы ориентироваться, - всё было уничтожено снарядами и огнём, так же, как и вся радиоаппаратура.

Хокинс определял курс танкера ночью по звёздам в разрывах облаков, а днём - по солнцу, когда оно изредка появлялось. Он всё время следил, чтобы ветер дул в корму, потому что нос танкера был разворочен снарядом.

 Помещения с продуктами сгорели, контейнеры с пресной водой были пробиты снарядами. Пили опреснённую морскую воду. Собрали всё, что могли из еды и разделили на равные порции.

Оба механика сумели починить электропроводку и привести в действие машину. Всех занимал вопрос, почему не взорвался танкер. Чарльз Поллард считал, что взрыв не произошёл, благодаря расчётному давлению в танках с топливом, снабжённых предохранительными клапанами, не допускавшими ни повышения, ни понижения давления.

Поллард устроил для Хокинса сигнализацию разноцветными электролампами,  с помощью которых тот подавал команды по управлению машиной с верхней палубы.

С 9 по 12 ноября погода была штормовая. Но моряки на танкере ей только радовались, надеясь на то, что активность немецких подводников в шторм снижается.

13 ноября увидели сушу. Не знали, это Ирландия, или оккупированная фашистами Франция. Рискнули, вошли в какую-то бухту и остались в ней на ночь. На следующий день рано утром над ними пролетел самолёт, а к полудню в бухту вошёл буксир, к которому присоединился эсминец «Arrow».

Моряки ликовали. Они отказались от буксировки из-за высокой стоимости, я ещё вернусь к этому вопросу, и в сопровождении эсминца своим ходом пошли к устью реки Клайд. С воздуха транспорт прикрывал самолёт. Такого эскорта не было ни одного транспорта. 16 ноября пришли в порт Клайд и стали на якорь.

Поллард был горд тем, что они смогли своими насосами перекачать 11 000 тонн авиационного топлива в баки на берегу.  Он горевал, что они потеряли 200 тонн. Это сейчас в порядке вещей, когда танкеры перевозят по 500 000 тонн нефти, а тогда была драгоценна каждая капля топлива.

Адмиралтейское отделение Высокого Суда постановило, что поскольку моряки на танкере не пользовались помощью экипажа другого судна, то они вправе претендовать на страховое вознаграждение за спасение судна и груза. Стоимость судна с учётом повреждений оценили в 250 000 &, а груза – в 60 000&. Суд постановил выплатить морякам, в том числе и родственникам умерших моряков 14 700 &.

В начале войны судовладельцы при получении известий о потоплении судна немедленно прекращали выплату зарплаты моряков их семьям. Забастовки моряков были запрещены. Каждый английский моряк знал, что в случае его гибели жена, которая придёт в контору судовладельческой компании за деньгами, ничего не получит, и вернётся с пустыми руками к голодным детям.

Это была такая откровенная подлость, что правительство вскоре обязало компании выплачивать зарплату погибших моряков их семьям. Вот список моряков, которые спасли танкер и его груз, с указанием должности и полученной суммы за спасение:

Фамилия                Должность Награда (в фунтах стерлингов)

Артур Годфри Хокинс второй офицер 2000
Чарльз Поллард         старший механик 2000
Джордж Вилли         третий механик 1400
Джон Джонс         ученик         1200
Флетчер                боцман         1200
Джон Боил         смазчик         1000
Д. Дейвис         кладовщик 1000
Освальд Престон         старший матрос 1000
К.Мак-Нейл         старший матрос 1000
Родерик Мак-Леннон старший матрос 800
Джон Хэллоран         второй стюард 600
Джон Джемисон         уборщик         600
Джон Портер         помощник стюарда 300
Клиффорд Коттис         матрос         300
Рой Хаузден         кадет         200
Г. Мортимер         старший матрос 100

Но на этом история «San Demetrio» не оканчивается.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/01/14/2100

На фотографии: эти люди спасли танкер и груз