Сентиментальная Трагикомедия

Константин Жибуртович
Есть книги для глаз и книги в форме пистолета
Сядь у окна и слушай шум больших идей...

(БГ)


***

Это написалось в 1998-м...

А в основу стихотворения положена реальная история. Я так любил свою работу на Радио, что первый (за 4 года) двухнедельный отпуск взял только в июне того же 98-го. И то - пришлось записать 2 программы (чтоб они шли в эфир в мое отсутствие в записи). Планов на отпуск никаких не было. Просто - отдохнуть от 4-х летнего непрерывного конвейера, который затмил собой все на свете - я (тогда) перестал даже думать о личной жизни - не то, чтобы что-то предпринимать в ней :)

Под вечер, после всех записей программ для отпуска, выбрался, наконец, на "Самарский Арбат" - улицу Ленинградскую. Тут и договорились (заранее) посидеть с другом в честь моего отпуска (я угощал). Сотовых телефонов у нас тогда не было. Я подумал - опаздывает, сел за столик, взял бутылку вина, закуску и начал ждать. Потом надоело, выпил бокал и закусил.
(Позже выяснилось, что другу срочное дело придумали жена и теща; я съязвил о браках)))

Короче говоря, вино мне пришлось пить одному. Играла терпимая попса. Обратил внимание на миловидную, одинокую девушку, присевшую напротив меня со скудным студенческим рационом питания. Она явно никого не ждала: это видно. От скуки составил ее примерный психологический портрет (с домысливаниями)...

Вот грузины - без комплексов. В таких случаях начинается шоу "от нашего стола - вашему столу", потом - подмигивания и настойчивое "причинение любви". Удивительно, но этими внешне топорными методами они (нередко) добиваются своего.
У нас, на Руси, все стократ сложнее. Мы все - непризнанные психологи и драматурги. Начинаем общаться глазами. И все бесконечно сложно и запутано :)

Минут через 10 после начала этого "общения" наступил катарсис. Я вытянул ноги (отпуск!), налил последний бокал вина, а она... окинула меня презрительным взглядом и достала томик Гете.
Да-да! Алкаш, пьет "в одного". А у меня все Высокое, и без алкоголя :)

Геббельс писал, что чем искреннее правда, тем невозможнее в нее поверить. Все мои "мотивы и помыслы" были - угостить от души голодную студентку и по-человечески поболтать на любую интересную ей (!) тему. Дальше (скорее всего) - ничего. Никуда ее "заманивать" и "тащить" я и не собирался. В самом оптимистичном (страшном?!) случае - обмен домашними телефонами (и то, только при взаимных симпатиях!).
Но там - лик приобщения к Искусству, Гете, Сократ, Платон и Аристотель. Куда тебе, пьяни, со свиным рылом - да в калашный ряд :)

Я внутренне развеселился.
- Ты потом дочитаешь - отчего пал Фауст - чуть не произнес я вслух.

Резко встал (оставив недопитым вино) и направился к выходу. А там, в кафе - прозрачное стекло. Почти как зеркало. Она вскинула голову от своего Гете и посмотрела в спину уже без осуждения; даже - с оттенком интереса. Я не дурак, понял. Ханыга же все вылакает до последней капли и до тех пор никуда не уйдет. Кажется, до нее дошло :)

Домой! Как хорошо, что я - холост! Отпуск!
Вот и все мои мысли после этого "заочного знакомства" с ценительницей Прекрасного.
Правда, уже пару дней спустя я подумал: как там дела на Радио? Все ли хорошо? :)


***

В июньский вечер, в маленьком кафе
Вкушая сладкой юности безделье
В день отпуска - немного подшофе
В уютном месте, наслаждаясь тенью
Присев за столик, заказав вина
Он не искал - судьбу, знаменье, встречу
Но тесен Мир - поэтому, она
Тихонечко присела недалече
На вид - студентка, очень недурна
Скорей всего - филолог старших курсов
Осаниста, достойна и мила
И, очевидно, - знает толк в Искусстве...

Она была из тех, кому дано
Проклятие и благо одиноких
А мужики... Там на уме - одно
Постель, да чтобы подлиннее ноги
И подписала сотый приговор
Сидящему за столиком напротив
Красноречив был молчаливый взор
А в нем - Сократ, Платон и Аристотель
Несбыточного в этом мире нет
Но существует - сбывшаяся глупость
Когда душа впечатана в конверт
Под сургучом - неверие и трусость...

Он был неглуп - порой, стихи писал
(Пусть, в меру) - образован и не скушен*
Но в этот день (простите) - выпивал
И праздновал свой отпуск после службы
Ему совсем нетрудно поддержать
Беседу "диалектика Искусства"
Делиться, понимать и возражать
Поведать ей о субъективных чувствах
Увы - из нас не всякому дано
Снести поспешность ложных приговоров
Он встал и расплатился за вино
Она взглянула в спину. Без укора...

(1998, правки - 2017)


*Продвинутый филолог подсказал мне, что в Питере всегда писали скучен, а в Москве - скушен. Простите, мне до культурной столицы - далеко. Я выбираю Москву :)