Психотическое состояние

Гадаев Алексей Вениаминович
  В прежние времена предполагалось, что психозы, так сказать, вырастают из личности в следствие совершенных ею грехов или неуместных страстей. Но, только в обществе индивид реализует себя. В обществе (социуме) человек реализует себя как личность. Общество постоянно воздействует на жизнь каждого человека. Напряженные отношения индивида с обществом воздействует на его жизнь.
К.Ясперс считал, что "Напряженные отношения индивида с общностью - один из понятных источников психических расстройств...Столетие назад психопатология интересовалась только "сумасшедшими" (в узком смысле) и слабоумными. В настоящее время психиатрические больницы переполнены не только больными этого типа, но и пациентами с аффективными расстройствами. психопатиями, различного рода аномалиями. Грань между психопатологией аномальных личностей  и характерологией стерлась (с.853).
Вот как дает определение психоза В.А.Жмуров в своей книге «Большой толковый словарь терминов психиатрии»:
«Психоз – 1. Психическое расстройство, которому свойственно:
1)Симптомы психотического регистра (бред, галлюцинации, синдром психического автоматизма Кандинского-Клерамбо, кататония (кататонизммалый (греч. katatein; стягивать, напрягать) отдельныепроявления кататонического синдрома в виде внезапных движений,эхолалических повторений слов или кратковременных остановок движенийи речи), состояние спутанного сознания, психомоторное возбуждение или ступор, то есть нарушения выходящие за пределы невротического или неврозоподобного уровня психического расстройства;
2)Нарушение ориентировки в актуальной ситуации (иногда в месте, времени и др.), то есть непонимание реальной ситуации и/или мнимое её представление;
3)Неадекватное поведение, обусловленное болезненными мотивами и часто представляющее опасность как самого пациента, так и для окружающих;
4)Отсутствие осознавания факта собственного психического расстройства, а так же понимания целесообразности госпитализации и терапии. Не следует использовать термин для обозначения состояний, в которых имеют место лишь нестойкие фрагменты психотических синдромов, например эпизодические обманы восприятия действительности в целом, отрывочные и мимолётные бредовые или бредоподобные явления, отдельные и разрозненные признаки психического автоматизма (обрыв мыслей, метизм (ментизм (лат. mens, mentis - мысль; син. наплыв мыслей) - непроизвольное быстрое течение мыслей, сопровождается образными представлениями и чувством смутной тревоги по мимо воли клиента) или субкататонизма (отдельные проявления кататонического синдрома в виде внезапных движений,эхолалических повторений слов или кратковременных остановок движений и речи). В таких случаях более был бы, вероятно термин «психотические симптомы» или «психотические включения» [с. 497].

Что такое психоз, психотическое расстройство?
Психоз или психотическое расстройство – это состояние психики при котором в сознании человека искажается образ мира, что не имеет ничего общего с тем, что видят другие люди. Быть адекватным человеку мешает боязнь за свою жизнь, голоса в голове, которые приказывают что-то сделать, видения, которые никому больше не доступны. Эти внутренние нарушения в сознании изменяют поведение человека. У него может быть: беспричинный смех или слезы, тревога или эйфория. Но у разных людей в психотическом состоянии оно проявляется по-разному. Одни могут считать, что за ними охотятся спецслужбы, другие уверяют окружающих в своих сверхспособностях, другие настойчиво преследуют объект своей любви,
Наличие признаков психоза:
1. Грубое нарушение восприятия действительности;
2. Нарушение мышления при осмысления полученной информации;
3. Нарушение ориентировки во времени, месте, собственной личности;
4. Нарушение в поведении: не адекватно себя ведёт(кричит, орёт,кидается, оголяется и т.п.);
5. Нарушение критики к своему состоянию;
6. Резкое снижении памяти и интеллекта (деменция);
7. Негативные расстройства (апатия, абулия, делинквенция и т.п.).

Понятия нормы в психиатрии не существует. Но можно всем нам разобраться и отличить норму от психоза. Вот что есть бред? Бред - это ложное умозаключение, не поддающееся разубеждению. А что есть галлюцинация? Галлюцинация - в отличии от иллюзий, не имеет под собой реальной основы. Могут ли бред и галлюцинации быть в норме? Да, при определённых обстоятельствах. Например, индуцированный бред. Когда один человек, охваченный ложным умозаключением, убеждает всех, что его умозаключение верно. А галлюцинации у наркомана? Хотя это иллюзии, так как есть реальная основа - наркотическое вещество. Иногда человек верящий в колдовство, порчу, происков врагов, нечистых сил и зомбирования, попадает в ситуацию безропотного согласия и начинает лечиться. В этих случаях, главное с критикой отнестись к факту психического заболевания, может далеко не каждый. Все мы помним рассказ А.П. Чехова  "Палата № 6" когда врач лечил-лечил, да сам сошел с ума. Значит психическая болезнь заразная. Объяснение лежит всё в сомнении: нормален ли я? У каждого человека могут возникать мысли в непризнании болезни - это нормальная защитная реакция, элемент адаптации. Чтобы жить, нужно забывать о непризнанной болезни.
П.Румянцев в своей книге "В поисках нормы. Книга о психиатрии" пишет: " Чтобы жить нужно забывать о болезни. Человек - одно из немногих живых существ, которое знает, что умрёт.
Но психика так устроена, что об этой печальной участи человек вспоминает время от времени. от случая к случаю. Иначе полноценной жизни не получится. Так о болезни невозможно думать постоянно.

Психоз, Психотическое расстройство - общий термин для обозначения ряда серьёзных психических расстройств органического или эмоционального происхождения. В современной психиатрической нозоологии определяющей чертой этих расстройств является грубое нарушение оценки реальности.То есть человек делает неправильные заключения о внешней действительности, неправильно оценивает своё мышление и восприятие и продолжает делать эти ошибки, даже сталкиваясь с доказательствами противоположного.Классические симптомы включают бред, галлюцинации, регрессивное поведение явно не соответствующее настроение и заметно не связанную речь. в стандартной клинической литературе к психозам относятся биполярное расстройство, кратковременный реактивный психоз, шизофрения, различные органические расстройства и некоторые из расстройств настроения. (Ребер А. Психологический словарь, т.2, с. 154. М.2000, Вече.АСТ).

В книге «Психоанализ: новейшая энциклопедия» под ред. В.Н.Овчаренко, А.А.Грицанов записано: Психоз – душевное расстройство, характеризующееся неадекватным восприятием реальности и дезорганизацией личности. Термин психоз принадлежит австрийскому врачу, философу и поэту Г. Фейхтерлебену (примерно в 1840 г).
…В январе 1897, Фрейд писал Флису о противоположности Психоза и невроза, называя психоз «аменцией», то есть состоянием бессвязности сознания.
Аменция, аментивное помрачение сознания или аментивный синдром (от лат.amentia — безумие) — одна из форм помрачения сознания, при которой преобладают растерянность, бессвязность мышления и речи, хаотичность движений
В статье «Невроз и психоз» так определил генетическое различие между неврозом и психозом: «Невроз является конфликтом между я и Оно, психоз же является аналогичным исходом такого нарушения во взаимоотношениях между Я и внешним миром. …В статье «Утрата реальности при неврозе и психозе» Фрейд отметил, что при психозе можно выделить два момента: отрыв Я от реальности и попытка восстановить отношение к ней. Специфика психоза состоит в том, что стремление к вознаграждению за утрату реальности осуществляется не за счёт ограничения Оно, что наблюдается при неврозе, а другим, более независимым путём – «создание новой реальности, в которой больше нет уже причин, содержащихся в покинутой реальности». Кроме того, если при неврозе после первоначальной покорности следует запоздалая попытка к бегству, то при психозе «за первоначальным бегством следует активная фаза перестройки». Невроз не отрицает реальность, но не хочет ничего знать о ней, в то время как психоз отрицает реальность и пытается заменить её». …Резкое различие между неврозом и психозом, смягчается тем, что мир фантазий играет при психозе – как и при неврозе – роль кладовой, откуда психоз черпает материал для построения новой реальности»[c.655-656].

Зеленский Валерий Всевлодович (Санкт-Петербург)- российский психолог автор книг «Аналитическая психология» (1991г.) дал свою интерпретацию психоза и душевной болезни.

В.В.Зеленский в книге "Толковый словарь по психоаналитической психологии" пишет:
"Психоз - крайняя степень фрагментирования личности.
Аналогично неврозу, психическое состояние обязано своим возникновением активности бессознательных комплексов и явлению расщепления. И если в неврозе комплексы лишь относительно автономны, то и в пихозе они полностью отмежёваны от сознания.
"Наличие комплексов само по себе - нормальное явление; но если комплексы несовместимы друг с другом, то тогда часть личности, наиболее противоположная её сознательной части, отщепляется. Если подобное расщепление достигает органических структур, то размежевание оказывается психозом, шизофреническим состоянием, на что указывает и сам термин. Каждый комплекс когда живёт своей собственной жизнью, и личность уже не в состоянии связать их вместе" (CW 18. par.382).

Юнг был убеждён, что многие психозы, в частности шизофрения, - явления психогенного характера, возникающие вследствие понижения ментального (умственного) уровня и слишком слабого Эго, не способного к отражению натиска бессознательных содержаний (с.194 - 195).

Душевная болезнь, психическое расстройство - заболевание, характеризующееся преимущественно расстройством психики (с.78).

Карл Теодор Ясперс (нем. Karl Theodor Jaspers; 23 февраля 1883, Ольденбург — 26 февраля 1969, Базель) — немецкий философ, психолог и психиатр, один из основных представителей экзистенциализма.
К.Ясперс считает, что: "Духовная ситуация человека возникает лишь там, где он ощущает себя в пограничных ситуациях. Там он пребывает в качестве самого себя в существовании, когда оно не замыкается, а все время вновь распадается на антиномии".

К.Ясперс в книге "Общая психопатология" пишет: "Так, согласно одной из точек зрения, любая душевная болезнь начинается как меланхолия, затем переходит в стадию буйного помешательства, после которой наступает бредовое помешательство и, наконец, слабоумие; в противовес этой точке зрения было разработано учение об " исходной" ("оригинальной") паранойе (681).
"Психические отклонения, не затрагивающие всего человека "без остатка", называются неврозами, тогда как отклонения, жертвой которых становится человек в целом, называются психозами (с.694).

Ж.Лапланш, Ж.К. Понталис в своей книге  "Словарь по психоанализу" пишут следующее:
"Понятие пихоза иногда понимается настолько хорошо, что это покрывает всю гамму душевных расстройств. В психоанализе обращают внимание на различия между  перверсиями, неврозами и психозами.
В группе психозов вычленяет паранойю (состояние бреда) и шизофрению, с одной стороны; меланхолию и мании - с другой.
Психоанализ видит общий знаменатель психозов именно в первичном нарушении отношения либидо к реальности, причем большинство явных симптомов (в особенности бредовые конструкции) выступают как вторичные попытки восстановления объективной связи.
В современных определениях психоза сосуществуют такие критерии, как неспособность к социальной адаптации (проблема госпитализации), большая или меньшая "серьёзность" симптомов, расстройство способности к общению, отсутствие осознания болезни, потеря контакта с реальностью, "неумопостигаемость" (Ясперс) душевных расстройств, органическая или психогенетическая обусловленность, более или менее глубокие и необратимые изменения в Я" (с.460-463)

Уилфред Рупрехт Бион(Wilfred Ruprecht Bion; 8 сентября 1897 Матхура, Индия —8 ноября 1979 Оксфорд,Великобритания) — видный представитель британской школы психоанализа, последователь Мелани Кляйн.

Материал http://www.ng.ru/ng_exlibris/2011-09-01/5_bion.ht...
Бион занимался психозами. На протяжении 1950-х годов он написал серию статей о них, вошедших в его книгу Second Thought.
Что такое психоз по Биону?
Это когда мышление, в сущности, невозможно, сознание больного расщеплено, оно перестает продуцировать альфа-элементы из альфа-функции, оно продуцирует бета-элементы, из которых нельзя создать «мышления сновидения». Сновидение, по Биону, – предпосылка нормального мышления. Оно создает альфа-элементы.
Психотик не видит снов. Он не может ни спать, ни проснуться. И для него поэтому слова – это то же, что вещи.
Что же Бион называет альфа-функцией, продуцирующей альфа-элементы? На протяжении книги «Научение через опыт переживания» (русский перевод – М.: Когито-центр, 2008) постепенно выясняется, что это некий гипотетический фундаментальный порождающий механизм, который запускает мышление через сновидение.
Ведь что такое сновидение? Это и есть бессознательное – вспомним фрейдовскую гипотезу о том, что «возможно, первоначальное мышление было бессознательным». Первоначальное, то есть и (в том числе) первобытное. Первобытный человек жил, как во сне, – такая гипотеза тоже есть. Да и как он мог еще жить? Состояние сна – это и есть состояние мифа, неразличения реальности и высказывание об этой реальности тела и сознания.
Так же и младенец, он тоже живет, как во сне, – да он и на самом деле почти все время спит – и его мышление формируется как реакция на «отсутствие вещи». Мать (грудь) уходит, появляется голод, принцип удовольствия не срабатывает, то есть он (младенец) не может себя удовлетворить галлюцинаторно и посредством всемогущего контроля. И тогда он «засыпает», то есть начинает «думать мысли» (выражение Биона – to think thought, хотя похоже скорее на Андрея Платонова). Формируется альфа-функция, вырабатывающая альфа-элементы. Но это в нормальном случае. В патологическом случае, когда здоровый механизм не срабатывает, альфа-элементы превращаются в бета-элементы, которые не допускают мышления или так сильно искажают его, что это уже почти и не мышление. Человек не спит и не бодрствует (по Биону, «не может ни заснуть, ни проснуться»).
   В каждом человеке есть психотическая субличность (это идея Биона, хотя он употребляет слово «часть»), и она у него есть изначально и, возможно, генетически. Эта психотическая часть личности рассматривается Бионом в мрачных тонах. Здесь царит ненависть, зависть и жадность. Да, но так получается, лишь если придерживаться разграничения внутренней и внешней реальности. Но внешняя реальность также потенциально психотична, поскольку она неотрывно связана с наблюдателем. Почему же связь с наблюдателем (расширенное понимание принципа неопределенности Гейзенберга) – это потенциальная психотичность? Есть два типа психоза – малый и большой.
Большой психоз (по Мелани Кляйн и Биону) формируется в младенчестве, если ребенок не осуществляет перехода PS–D, то есть, в сущности, не формирует целостного представления об объектах. И вот эта диалектика малого и большого психозов, то есть «нормы как хорошо компенсированного психоза» и шизофрении как психоза дезадаптированного (по Лакану), а также диалектика челночного перехода PS–D (по Биону) дает нам более или менее, как мне кажется, адекватное представление о реальности, любви и безумии.
5. «О» – психотична
В книге «Внимание и интерпретация» Бион вводит термин «О» (ноль?), который означает «окончательную реальность», абсолютную истину, или вещь в себе. Она непознаваема, к ней можно только стремиться. Как к ней можно стремиться? Для этого нужно, чтобы знание превратилось в веру, К трансформировалось в F. Чтобы этого добиться (Бион говорит о новой психоаналитической технике, которую он сам практикует, но ясно, что его идеи имеют общефилософский характер), нужно перестать вспоминать, желать и понимать. Тогда К трансформируется в О. Что это значит? Это значит, что для того чтобы аналитик и анализант смогли жить в одной реальности (а это нужно для того, чтобы анализ проходил успешно), нужно, чтобы аналитик перестал помнить материалы предшествующих сессий и перестал думать о пациенте, что он вчера был тем же, что сегодня. Нужно, чтобы аналитик перестал желать – например, желать, чтобы пациент выздоровел. И нужно, чтобы аналитик перестал понимать пациента – например, понимать, что у него психоз. В этом случае он может добиться трансформации своего состояния из К в F (из знания в веру) и приблизиться к О, окончательной реальности.
При этом и предлагается отбросить все то, что вообще присуще человеку: воспоминание о прошлом (что, по Платону, и есть знание), желание, направленное в будущее, что, по Лакану, отличает человека от животного, и понимание, то есть, в сущности, язык, поскольку язык – это обычное универсальное средство для достижения понимания между людьми. Что же остается и какова природа такой реальности без памяти, без желания и без языка? Это реальность вещей в себе. Некая абсолютная истина. Она носит объективный характер. Здесь, как мне кажется, самое главное, что эта реальность мистична и что сам Бион в конечном счете мистик (как и Витгенштейн). Чтобы понять психотика, надо перестать понимать его. Надо вообще перестать понимать, то есть «лишиться» вербального языка, заставить себя это сделать. Как его лишился и сам психотик. Получается, что подлинная реальность, «окончательная реальность», абсолютная истина, вещь в себе, О – психотична!
Здесь мы можем констатировать, что та подлинная реальность, о которой мы говорим в книге «Введение в шизореальность» (М.: Аграф, 2011), то есть реальность чистых смыслов, любви и безумия, во многом напоминает то, о чем говорит Бион в книге «Внимание и интерпретация». Чистые смыслы (по-нашему) лишены денотатов. При галлюцинации никаких денотатов нет. Он видит то, чего нет в шизореальности. Значит, он видит то, что есть в высшем мистическом смысле. Он ничего не помнит, ничего не желает и ничего не понимает. Нет прошлого (воспоминаний), будущего (желаний). И настоящего тоже нет как некоего пространства, есть точка, разросшаяся до пределов бесконечности: круг, центр которого везде, а окружность – нигде. Это определение Бога. Поэтому не случайно, что психотик становится при бреде величия чаще всего Богом. Он лишается дара речи в общепринятом смысле этого слова. Знаки перестают быть непохожими на денотаты, потому что никаких денотатов больше нет. Он потом их сам создает. Он творит свою новую реальность, новый психотический мир. Но как же так – мы говорим, что подлинная реальность – это реальности любви. А ведь психотик лишен возможности желать. Да, но желать и любить это не только не одно и то же, а в определенном смысле просто противоположные вещи. «Я вас любил. Любовь еще, быть может...» Он уже ничего не желает. Желать – это другое. «Я хочу женщину», – повторяет сумасшедший в фильме Феллини «Амаркорд».
Но никакой женщины нет, никакого «хорошего объекта» нет, никакой «хорошей груди» нет. Психоз – это отсутствие хорошего объекта. Но разве любовь – это поиски хорошего объекта, целостного объекта? Да, так примерно писала Мелани Кляйн на склоне лет, когда подводила итоги своему творчеству в книге «Зависть и благодарность». Но это в определенном смысле было отречением от ее психотической метапсихологии (диалектика шизоидно-параноидной и депрессивной позиций, PS–D по Биону), определенное примирение с шизореальностью. Отсюда умиротворенный и умудренный тон этой книги, совершенно не похожий на мрачно-напряженный стиль ее более ранних работ, например «Заметок о некоторых шизоидных механизмах», на которые чаще всего ссылается Бион. Если любая любовь – это любовь к шизофрении (по «Введению в шизореальность»), а всякое влечение – это влечение к смерти (по Лакану), то все становится на свои места.
6. Забыть Биона
Что же получается? Мы все психотики? Мы все живем в подлинной реальности? Но «вспомним», что «не надо помнить результат предыдущей сессии». Забудем Фрейда, забудем Биона. Забудем даже Мелани Кляйн. Начнем все с чистого листа. То есть с Фрейда. Бион советовал прочитать Фрейда и забыть, а «психоанализ был до Фрейда», поскольку «истинная мысль существует до мыслителя», а «мыслитель нужен только для ложной мысли». Да, прекрасно. Но «что есть истина?» То есть я говорю о том, что абсолютной истины (О) тоже, по-моему, не существует, потому что в бессознательном, если оно и есть О (окончательная реальность), нет разграничения истинного и ложного, да его и в нашей обыденной шизореальности нет.
И потом, ведь он сам говорит, что у личности есть психотическая и непсихотическая части, то есть это надо понимать так, что и у психотика есть непсихотическая часть («двойная бухгалтерия» Блейлера). Ну, хорошо. Фрейд так Фрейд! У психотика на место Я становится Оно, на место сознательного Я становится бессознательное Оно. Но «Я»-то – вспомним (забудем!), что Я это раздробленное Я, мнимое Я. Оно (нет, я имею в виду не «Оно», а «Я»), его вообще вроде и не существует. Но Гурджно Лак Нет, забывать гораздо труднее, чем вспоминать.

ЛАКАН (Lacan) Жак (1901—81), французский психиатр. 
Психоз – расстройство психического синтеза. Этот синтез по сути дела и есть личность как совокупность отношений с окружающими.  Паранойя, для Лакана, – это форма выражения истины о человеке.

Материал https://ru.wikipedia.org/wiki/Психоз
Психоз (др.-греч. — душевное расстройство; от психе — душа, рассудок, и -;;;; — нарушенное состояние) — явно выраженное нарушение психической деятельности, при котором психические реакции грубо противоречат реальной ситуации (по И. П. Павлову), что отражается в расстройстве восприятия реального мира и дезорганизации поведения.
Психозы классифицируют по их происхождению (этиологии) и причинам (патогенетическим механизмам развития) на эндогенные (в том числе к эндогенным психозам относятся шизофрения, шизоаффективное расстройство, некоторые психотические формы аффективных расстройств), органические, соматогенные, психогенные (реактивные, ситуационные), интоксикационные, абстинентные и постабстинентные.
Кроме того, психозы классифицируют по ведущей клинической картине, по преобладающей симптоматике (синдромальная классификация) на параноидальные, ипохондрические, депрессивные, маниакальные и др., включая комбинации (депрессивно-параноидный, депрессивно-ипохондрический и т. д.).
С точки зрения Зигмунда Фрейда, психоз — это одно из трёх возможных нарушений структуры психического аппарата, наряду с неврозом и перверсией.
Первоначально Фрейд противопоставлял невроз и психоз, в статье 1923 года говоря, что «невроз — это результат конфликта между Я и Оно, тогда как психоз — это аналогичный исход такого же нарушения в отношениях между Я и внешним миром». Хотя уже в следующем 1924 году он писал, что «и невроз, и психоз — это выражение протеста Оно против внешнего мира». (См. его труд «Утрата реальности при неврозе и психозе»)
В последнее десятилетие своей работы Фрейд понял, что формирование психической структуры не так тривиально и не является производным просто от типа конфликта, а клинический опыт Фрейда привёл его к необходимости описания трёх психических структур, что он и сделал в 1938 году, говоря о трёх механизмах: отказе, отрицании и отбрасывании.
Жак Лакан развивал идеи Фрейда, описывая психоз как особый (отличный от невроза и перверсии) способ вхождения субъекта в язык.
С точки зрения Карла Густава Юнга, психоз — это затопление индивидуального сознания архетипическими бессознательными содержаниями. В современной аналитической психологии симптомы рассматриваются не как свидетельства болезни или отклонение от нормы, а как послания бессознательного на символическом языке, требующие решения актуальной для индивида проблемы. Часто сами симптомы, будучи рассмотрены символически, содержат указание на суть этой проблемы и возможное направление решения или развития. Патологические проявления, таким образом, имеют своей целью дополнение в чём-то ограниченной или ущербной сознательной установки до целостности.
Развитие медицины привело к осознанию того, что множество редких генетических синдромов и заболеваний могут быть ошибочно приняты за исключительно психическое расстройство. Предпринимаются попытки систематизировать накапливаемую информацию с целью более точной дифференциальной диагностики. Так, в одной статье 2008 года представлено 62 генетических заболевания, при которых может развиться психоз в детском или раннем взрослом возрасте: из них 18 можно диагностировать «с ходу» по яркому фенотипу пациентов, 17 ассоциированы с умственной отсталостью, для 45 характерны выраженные неврологические признаки. Тем не менее, отмечается, что 34 заболевания из этого списка могут дебютировать без ярких характерных признаков, что создаёт риск ложной диагностики.

Злоупотребление некоторыми психоактивными веществами (алкоголь, амфетамины и кокаин, NMDA-антагонисты и др.) может спровоцировать психоз. В частности, NMDA-антагонисты при длительном употреблении вызывают состояния, напоминающие шизофрению.
Как правило, психозы, которые вызваны приёмом того или иного психоактивного вещества, кодируются соответствующей рубрикой из раздела F10—F19 («Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ») Международной классификации болезней. Так, например, стимуляторный психоз (вызванный применением стимуляторов) кодируется рубрикой F15.5 в МКБ-10.
Психоз также могут вызывать некоторые лекарственные средства: в частности, антихолинергические препараты, глюкокортикоиды и адренокортикотропный гормон (АКТГ), изониазид, леводопа и другие агонисты дофамина, нестероидные противовоспалительные препараты, симпатомиметики, антидепрессанты, нейролептики и пр. Кроме того, развитие психотических симптомов возможно при синдроме отмены некоторых лекарств: например, гипнотических препаратов, ингибиторов моноаминоксидазы..
По данным ряда исследований, риск возникновения психоза в значительной мере обуславливают такие факторы, как бедность (представителям самых бедных слоёв диагноз «шизофрения» ставится в несколько раз чаще, чем представителям богатых классов), урбанизация, социальная изоляция, этническая дискриминация.
Установлено, что риск возникновения психозов во взрослом возрасте очень существенно повышен у лиц, переживших в детстве сексуальное или физическое насилие, эмоциональное насилие, неадекватное физическое и эмоциональное обращение, утрату родителей, заброшенность. Кроме того, степень выраженности психического расстройства, длительность и частота госпитализаций, вероятность членовредительства также зависят от наличия или отсутствия сексуального либо физического насилия в детском возрасте; в частности, от этого зависят количество наблюдаемых симптомов, степень их выраженности, наличие или отсутствие галлюцинаций и степень их выраженности, наличие или отсутствие комментирующих голосов; голосов, приказывающих причинить вред себе или другим; тактильных галлюцинаций. Отмечен также, в частности, повышенный риск симптомов психоза у 12-летних детей, ранее подвергавшихся травле сверстниками или жестокому обращению со стороны взрослых.
Ещё одним фактором, определяющим риск возникновения психоза у лиц, в детстве подвергшихся насилию, является повторная травматизация во взрослом возрасте. По данным исследований, многие или даже большинство из психиатрических пациентов во взрослой жизни подвергались серьёзным физическим нападениям, нападкам сексуального характера, изнасилованиям. По-видимому, опыт, сходный с перенесенным в детстве травматическим переживанием, может явиться толчком для развития психотического расстройства.