Пастушок

Сергей Мельников Халан
ПАСТУШОК

«Серега – сказал отец вечером – завтра наша очередь пасти коров». Надо, так надо.
Коров и другого рогатого скота поменьше в нашей округе пасли по очереди. В дни школьных каникул занимались этим малолетние пацаны, и девчонки постарше.  Нас, малолеток, сосед Витя Докучаев звал пекусами. Обязательно был в этой команде взрослый мужик. Он и был старшим пастухом и за все, перед  «опчеством», отвечал он.
Утром, наскоро позавтракав пока ещё все спали, кроме мамы, закинув за плечо полевую кирзовую сумку с нехитрой снедью на обед, погнал нашу корову Малютку к месту сбора.
Собирались коровы на пустоши. Старший пастух был уже на месте, да и мы – подпаски тоже подтянулись. Кроме старшего пастуха была соседская девчонка, превращающаяся в девушку Тамара Букирева – старшеклассница, да соседский мальчишка Валентин Стальский и я. Бабы, сдав своих коров нам, спешно удалялись по домам кормить семью. Собрав всех коров погнали их в долину речки Сорокумовка.
Стояло теплое лето 1962 г, и одеты мы с Валькой были по простецки – трусы да майка. Все лето мы проводили босоногими. Так продолжалось до средины августа, когда мы начинали носить какую нибудь обувь, что бы наши заскорузлые ноги приобрели цивилизованный вид к началу школьной поры.
Пасти коров решили на пустующем косогоре левого берега незабвенной речки нашего детства. Там были заросшие котлованы, когда то давно существовавшего, кирпичного заводика. А рядом шло строительство транзитного узла связи.  Деловито шныряли грузовики с грунтом, медленно ползали скреперы, вынимая кубометры земли и отвозя их в отвалы, автокраны разгружали кирпич, привозимый  грузовиками с ближних и дальних заводов. Строил этот объект военно-строительный отряд.
Коровы наши мирно щипали траву. А некоторые стремились выйти на клеверное поле местного совхоза. Вот тут нужен был глаз да глаз. Если какой либо корове удавалось наестся вдоволь клевера, да потом напиться воды – тогда возникала большая проблема. В коровьем желудке возникало много газов. И корова становилась пузатой как бочонок. Тогда нужно было её бегом гонять долго и нудно, пока все газы не выйдут из неё. Вместе с газами вылетал и химус (непереваренная пища). Корова приобретала неопрятный вид, и вечером хозяева высказывали свое неудовольствие пастухам. Если пастухи этого не замечали, то корова-кормилица могла и отдать концы. На такой крайний случай у поселкового ветеринара Николая Казанцева был особый инструмент – троакар. Этим инструментом он пробивал шкуру и рубец коровий и газы с шумом выходили наружу. Вот так и спасали коров. Но, это были крайние и очень редкие случаи.
Там на краю поля бдила за коровами наша девушка. В силу возраста она свысока наблюдали за нами, и в контакты вступать не спешила. Мы, малолетки, считали её старухой, и в силу своей половой недоразвитости вниманием своим её не одаривали.
Так мы и дожили до обеда. Коровы наши,  наевшись травы, улеглись и старательно пережевывали свои жвачки. Мы, с Валентином, быстро умяли свои немудреные «тормозки» и лежа наблюдали за работой строителей. Наш наблюдательный пункт располагался рядом с дорогой, по которой пустые грузовики мчались за новой порцией груза.
Тут остановился грузовик. Это был новый ЗиЛок - самосвал с трапецеидальным кузовом, который мог разгружаться на три стороны. Шофер, вышедши из машины, деловито обошел её, попинав поочередно все колеса, кроме запасного и рулевого, увидел нас. «Пацаны, сказал он, хотите прокатиться?». Прокатиться на военной машине была мечта каждого мальчишки нашего поселка. Мы ему показали взглядом на наше стадо. «Так ведь обратно скоро привезу» - заверил он нас. Мы и согласились, и помахав руками нашему старшему забрались в кабину ЗиЛа. Это была МАШИНА.  Мы, конечно, иногда удостаивались радости прокатиться на «полуторке», ЗиС-5, Газ-51 с фанерной кабиной.
Но это же был новенький ЗиЛ с большой металлической кабиной. Мы, гордым видом восседали в этом самосвале. «Съездим в парк и вернемся» - заверил нас военный водитель из стройбата. И вот, отмахав по грунтовой дороге 8 км, мы подъехали к КПП военного городка «Бершетский военный лагерь». Не сговариваясь, мы сползли на пол. Контролер открыл шлагбаум, и машина не спеша покатила в городок. В то время здесь строили одну из опор ракетно-ядерного щита, и городок был напичкан военными строителями. Кругом кипела работа. Заехали на территорию автобазы, водитель сходил в диспетчерскую и вернувшись заявил, что машина никуда не поедет и велел нам уматывать домой.
П-Р-И-Е-Х-А-Л-И!!! От КПП до дома было 8 км, да до КПП ещё один километр. Чертыхнувшись, пошли к КПП. Дорога была грунтовая, обильно посыпанная шлаком с Юговских казенных медеплавильных заводов. Шлак этот был пористый, очень твердый и с острыми гранями. Немало колес было изодранно в клочья на этом шлаке. Плюсом было то, что он был пористый, и вода через него уходила в нижние слои дороги. Поэтому на дороге не было луж. Мы были босиком и продвигались по обочине, обходя злейшего врага босых ног – кусты крапивы, обильно растущей вдоль дороги.
Кое как добрались до КПП с надеждой поймать попутную машину. Но, все машины через КПП ехали со стороны, нашего родного, пос. Юг.
Контролер КПП, увидев нас, сказал: «Парни, я вас посажу на попутку, если принесете мне чайник водички. Мы с радостью согласились и схватив чайник ринулись к ближайшей водопроводной трубе. До трубы было метров 400. «Так не пойдет – заорал он нам – вот ты, показав на меня – останься здесь». Послушно я поплелся к КПП. Вот так я впервые примерил на себе роль заложника. Вскоре Валентин принес чайник с водой, и мы стали ждать попутку. Идти пешком босиком было безумием, ибо там была дорога со шлаком и болото слева, а справа угоры, поросшие лесом, где даже тропы не было. Дело клонилось к вечеру, а машин все не было. Уже и из Юга не стало. И тут, на наше счастье подкатил козлик  – ГАЗ-69 в грузовом исполнении. На переднем сиденье находился наш сосед по улице. Это был офицер-автомобилист (в эмблемах мы уже неплохо разбирались к тому времени). Звали мы его дядя Толя. Он вышел из машины и жестом пригласил на посадку в собачник. Там были две бортовые лавки, на одной из них восседала его жена тетя Зоя. Мы шмыгнули в машину и через 20 минут трясучей езды были уже на своей родной улице, носившей гордое имя – Свободная.
Теперь оставалась самая трудная задача – прибытие домой!
Тихо зашел в ограду (крытый двор) и первым делом глянул в конюшню. Там мирно стояла наша кормилица Малютка, и старательно пережевывая то, что нащипала днем. Этот вид меня порадовал, и я поплелся в дом с виноватым видом, надеясь тайно, что повинную голову меч не сечет. Мама радостно улыбнулась мне и посадив за стол накормила ужином.
Отец ругаться не стал, а спокойно сказал, что завтра мне будет штрафное дежурство.
На завтра я был более благоразумным и свою вахту отнес добросовестно.

*     *     *

Пройдет несколько десятилетий Пермская опора ракетно-ядерного щита бездумными действиями предателя Горбачева М.С. и пьяницы Ельцина Б.Н. будет разрушена.
Собирая материалы по истории 52 ракетной дивизии и строительства объекта 510 (боевой ракетный комплекс) нашел и информацию по некоторым военным строителям.
Дядя Толя с нашей улицы это  Майор Алимов Анатолий Тихонович, участник Великой Отечественной войны. Был призван последним мобилизационным призывом в ряды РККА. В месте сбора призывников подрался с каким то евреем-призывником. Обеих посадили на гауптвахту. Пока они отбывали арест призывная команда отправилась на фронт. Туда они не доехали – на подступах к линии фронта эшелон попал под немецкий налет и был полностью уничтожен.
Анатолий Тихонович был отправлен к новому месту службы в Румынию, потом в Болгарию. Из Болгарии после Победы эта воинская часть переведена в г. Поти Грузинской ССР. Там Алимов А.Т. закончил офицерские куры и в начале 50-х годов направлен в венгерский город Дебрецен для строительства военных объектов.
Во время венгерского путча в 1956 году вместе с женой Зоей и дочерью Ларисой эвакуирован в СССР. В это время в стране уже начали создаваться ракетные части, и возникла нужда в строительстве сооружений, предназначенных для эксплуатации  ракет. Так и попали на строительство в г. Хмельницкий. В 1961 г. его автобазу перебросили в Бершетский военный лагерь Пермской области, где начиналось развертывание 206 ракетной бригады – впоследствии 52 ракетной дивизии.
Офицерские семьи жили тогда где придется. Вот так в п. Юг на ул. Свободной и появились новые соседи.
Служил А.Т. Алимов начальником штаба военной автобазы до выхода на пенсию.
Вот про него можно смело сказать, что он ушел на ДЕМБЕЛЬ, поскольку был призван по мобилизации. Имеет правительственные награды за войну  и ударный труд в мирное время.
Находясь на пенсии жил в г. Лобня Московской области, где и покоится на местном погосте. Фотографии Анатолия Тихоновича имеются в музее 52 рд в альбоме «Военные строители объекта 510».

 2017 г.                п. Звездный