***

Дмитриевский Евгений
ЗАРАТУСТРА, КОТОРЫЙ ГОВОРИЛ СОВСЕМ НЕ ТАК
                Архив
   «Когда Заратустре исполнилось тридцать лет, покинул он свою родину и озеро своей родины и ушёл в горы. Там наслаждался он духом своим и своим одиночеством и в течение десяти лет не утомлялся этим. Но наконец изменилось сердце его ...» Такими словами немецкий философ Фридрих Ницше (О Фридрихе Вильгельме Ницше говорят, что его вклад в человеческую надежду заключается в принесении  радостной новости о том, что бог умер от жалости. – Ницше полагал, что цель существования заключается в том, чтобы произвести  тип всемогущего индивида. Этот сверхчеловек будет продуктом тщательного отбора, потому что, если его не отделить  от масс  и не посвятить его жизнь  обладанию властью, индивид утонет в море смертей  посредственности. Любовью, говорит Ницше, надо пожертвовать  для выведения сверх человека, и только те должны жениться, кто способен  воспроизвести  этот выдающийся тип.)      начал свою знаменитую книгу « ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА».  С тех пор этот литературный персонаж многими стал восприниматься как образ  реального пророка  Заратустры. Культ силы, устремлённость к сверхчеловеку, полёт над пропастью на грани истерики, суровая патетика саморазрушения и войны – все эти вещи проступают у Ницше с такой поэтической силой, что не сразу-то можно заметить одну простую вещь: к реальному Заратустре  ницшеанская философия никакого отношения не имеет.  По счастью, это всего лишь одна из легенд, которых о Заратустре было сложено немало. И если в ХХ веке данный пророк часто  представлялся этаким буйным философом, то ещё не так давно многие считали Заратустру  тайным чародеем и волшебником, а сегодня и вовсе есть все основания говорить о
нём как о предтече Иисуса Христа. Не правда ли, довольно многогранным получается образ этого удивительного человека?
    ЛЕГЕНДА О ЧАРОДЕЯХ
Имя Заратустры впервые  прогремело на весь мир около двух с половиной тысяч лет назаад, когда персидские армии, пройдя победным шествием добрую половину планеты, основали грандиозную  мировую державу, простирающуюся от Египта и Фракии на западе до плодородной долины Инда на востоке. Тогда же многие народы впервые услышали слово «маг» - как в те стародавние времена называли проповедников  заротустровского учения, и по свету поползли всевозможные легенды о магах и об их таинственной науке. Отголоски этих легенд можно слышать ещё и по сей день.
   Одни говорили, что маги – это колдуны, волшебники и чародеи, способные посредством тайных заклинаний творить всевозможные чудеса. Другие полагали что нет, но при этом верили, будто бы маги действительно обладают некими секретными знаниями, умея предсказать  по звёздам сутьбу и исцелять неизлечимо больных. Но были и такие, кто просто считал магов религиозными проповедниками, говорящими о едином Боге, о грядущем воскресении из мёртвых, о Судном дне, о природе Спасителя, о духовной свободе человека и о необходимости очищения своей души от зла.
   Видимо, поэтому у разных людей и отношение к этой проблеме было весьма неоднозначным, свидетельства  чему можно увидеть даже в книгах Нового Завета. Там о магах (в русском переводе они именуются волхвами, хотя в оригинальном текстах стоит греческое слово « magos» говорится только у двух авторов, причём каждый из них имеет на этот счёт собственную точку зрения. Так, евангелист Лука в «Деяниях Апостолов» отзывается о магах резко негативно именуя их «лжепророками» и обвиняя в том, сто своими «волхованиями» они обманывют и совращают народ ( Деяния, 8:9, 13:6).
   А вот в Евангелии от Матфея маги выглядят куда более симптично, вплоть до того , что в сцене рождения Иисуса Христа святой апостол Матфей отводит им  центральное место (Матфей, 2:1 – 12).  Удивительное дело! По словам апостола, сразу же после того как Мария разрешилась от бремени, вокруг колыбели новорождённого Спасителя  собираются не ангелы и не воинства небесные, что с  точки зрения богослова было бы логично, а именно маги-волхвы. По всем христианским канонам, такое  событие равносильно тому, как если бы Папа Римский пригласил вдруг для исполнения воскресной мессы хор африканских шаманов.
   Откуда же такие противоречия двух близких по духу и по вере евангелистов? Не может ли так статься, что под словом «маг» Матфей и Лука понимают  принципиально разные вещи?
                ОТ ЛЕГЕНД К ФАКТАМ
   На самом деле, если обратиться не к домыслам и догадкам, а к историческим документам, то вопос о магах и об их учителе Заратустре может разрешиться сам собой. Дело в том, что свидетельства античных историков, в частности Геродота, однозначно говорят: маги – это вообще не профессия и не род деятельности, это прежде всего название арийской народности, родственной мидийцам и персам (Геродот, «История», 1 101). Как были, скажем,племена славян, ахейцев или скифов, точно так же обитало на нашей планете и племя магов. Ну а от других народностей отличались они отнюдь не своей способностью творить чудеса, поскольку  эта способность у них начисто отсутствовала, а тем, что именно маги были наиболее горячими приверженцами  вероучения Заратустры.Впоследствии же народная молва стала именовать магами всех священнослужителей заратустровской религии.  Что-то похожее произошло и в наши дни, когда «арабами» нередко называют добрую половину исламского мира, не имеющую к арабам никакого отношения.
   Что же касается тайных знаний, которыми якобы обладали маги, то такие сведения у них , конечно же , были, но едва ли особенно тайные. По крайней мере именно такой вывод позволяет сделать  Авеста – Священная книга пророка Заратустры. Скорее же всего, жрецы этой любопытной религии действительно  неплохо разбирались в медицине и математике, а заодно вели наблюдения за звездами. Быть может, даже на этой  почве у них было развито  что-то вроде гадательной астрологии, однако чего одназначно не было у магов – так это никакого колдовства и чародейства. Самое смешное , что пророк Заратустра и сам отрицал и осуждал любое колдовство, будь  оно чёрное, белое или какое-нибудь жёлто-коричневое , так что остаётся только удивляться, почему именно ему молва приписала чуть ли не изобретение колдовских «наук».
           ВО ВСЁМ ВИНОВАТЫ ГРЕКИ
   Ну а виной всему. скорее всего, послужила элементарная путаница. Которая часто возникает в подобных вопрсах. Началось всё с довольно банального факта: само имя заратустры в греческой транскрипции звучит как как Заро-астр, и по созвучию со словом «астер» (звезда) оно было истолковано греками как «звездочёт». Понятно, что тдля превратного толкованияакое определение сразу же рождает  ассоциативный ряд – ночь, звёзды, человек, проникающий в великую загадку ночного неба, ну и так далее. Сам по себе образ звездочёта уже является колдовским, а тут ещё некоторые моменты, изложенные в учении Заратустры, оставляли место для превратного толкования.
   Дело в том, что в религии магов очень важным моментом является трепетное отношение к словам. Слово( в авестийском языке называется «мантра»)по учению Заратустры, обладает колоссальной силой, и эта сила может быть как разрушительной, так и созидательной. В принципе, ничего особо таинственного  в этом нет. Слова и вправду хоть не имеют  ни веса, ни объёма, легко способны оскорбить человека, унизить, растоптать, превратить в смертельного врага. А могут и нооборот, возвысить , воодушивить и врага сделать другом. Именно поэтому золотое правило зароастрийских магов гласит: у нормального человека должны быть благие мысли, благие слова, благие дела. Согласитесь, мысль довольно здравая, хотя и недоступная многим  отечественным  журналистам, давно уже превратвшим слова в психотропное оружие массового поражения.
   Как бы то ни было, однако именно это учение о чудотворной силе слова послужило основой для всевозможных легенд, где маги, которые во времена Персидской империи принадлежали к правящей верхушке и обладали колоссальным могуществом, превратились в сказочных персонажей, якобы умеющих с помощью чтения мантрических заклятий  и заклинаний совершать разнообразные чудеса. Особой же популярностью эти сказки стали  пользоваться у греков, которые в течение нескольких веков враждовали с Персией и потому в своих мифах нарисовали зароастрийских священников этакими злобными и злыми колдунами.Это, кстати говоря, объясняет негативное отношение евангелиста  Луки к магам – просто ( в отличие от остальных новозаветных авторов) Лука был родом из эллинской Антиохии и по своей культурной принадлежности является не иудеем, а греком.
               МАГИЯ ИМЕНИ ИИСУСА ХРИСТА
   А вот, что касается апостола Маифея,то у него, по всей видимости, ненаввидеть магов никаких причин не было. Да и за что, собственно говоря, их ненавидить?  Если отвлечься от глупых сказок и поближе познакомиться с Авестой, где подробно изложены все основные постулаты зороастризма,то можно заметить  один любопытный факт – не считая деталей , учение магов как две капли воды похоже на учение Иисуса Христа. Во-первых, точно также, как Библия , Авеста  проповедует веру в единого Бога Творца, хоть и называет Его не Яхве , а довольно странным именем «Господь Мудрость». Во-вторых, согласно заратустровской вере, душа человека бессмертна и в зависимости от того, какую жизнь вёл человек на земле, попадает либо в рай, либо, как это ни прискорбно, в ад.
   В-третьих  же, среди всех религий маги были первыми, кто высказал мысль о Страшном суде,который однажды должен наступить для всего человечества. В этот День, по словам  Авесты, воскреснут все люди, которые когда-либо жили на нашей планете, и Господь произведёт последний Суд, после чего для справедливых, добрых и честных людей закончатся все мучения и на земле будет жить единое и бессмертное человечество, не знающее ни болезней, ни горестей ни смерти. Здесь совпадение с учением Христа является абсолютным.
      Вопрос только в том, мог ли апостол Матфей быть знаком не с фантастическими легендами, а с реальными основами заратустровской религии?  Факты позволяют дать на это утвердительный ответ. Прсто в отличие от греков, которые знали зароастрийцев главным образом как своих военных противников, у иудеев ситуация была прямо противоположной. После того как персидский царь Кир вызволил еврейский народ из вавилонского плена и даже издал указ о восстановлении разрушенного иерусалимского храма, Иудейское государство на долгое время стало автономной частью огромной Персидской империи. Да и к самим персам, исповедовавшим зароастризм, отношение у евреев было весьма положительным, вплоть до того, что библей ский пророк Исаия даже назвал зароастрийца Кира помазанником Божьим (Исаия 45:1).
                ЗВЁЗДЫ НАД  ВИФЛЕЕМОМ
   Таким образом, смело можно  утверждать, что в евангельской истории о волхвах, которые пришли поклониться новорождённому Иисуса, , апостол Матфей описал не бродячих колдунов и не чародеев, а самых настоящих зароастрийских магов, которые колдовством никак не грешили. Но не только сходство двух вероучений подвигло апостола на то, чтобы поставить этот рассказ  на самое видное место.
    Решающую роль здесь мог сыграть тот факт, что среди авестийских текстов есть одно красивое пророчество Заратустры, где он не только предсказывает приход в мир Спасителя, но даже говорит о Его повторном пришествии.  Понятно, что такое предсказание, прямо пересекающееся со словами Христа, не могло оставить равнодушным христианского апостола.
   Одним словом, маги, а также их учитель Заратустра, оказались совсем не такими, как их рисовали в сказках и философских фантазиях, но едва ли их образ стал от этого менее интригующим. Особенно если учесть, что, по зароастрийскому пророчеству, приход последнего из Спасителей и Судный день должны случиться примерно через две тысячи лет после Спасителя Первого, то бишь после Христа. Надо ли напоминать, какое сегодня тысячелетие на дворе.
                Материал подготовил Е.Дмитриевский