Культура и рынок - союз, основанный на отвращении

Елена Де-Бовэ
                Потребитель – это больное место рынка

В прежние, более мягкие времена, когда ещё соблюдались приличия, культура вступала с рынком в конфликт. За культурой стоял многовековой опыт, а на стороне рынка была сила.

http://debove.ru 

Вот тогда  Рихард Вагнер  в книге «Искусство и революция» высказал мысль о революционном значении культуры, многожды повторенной Бертольдом Брехтом. И что же? Искусство благополучно накрылось рынком. Авангард – и тот оказался переварен его железными кишками. Рынок переварил всё – даже молодёжную революцию 1968 года. Сделав это, он заявил о своём супер-могуществе.

Поскольку культура стесняла его и мешала развернуться в полную силу, рынок решил создать свою собственную – потребительскую культуру.

«Зачем мне элитарная культура? – заявил он. – И с какой стати я должен прислушиваться к её блеющей флейте? Я создам свою – дешёвую и массовую. Причём, продавая её, я буду драть за неё деньги, как за элитарную. Я создам музыку шума и объявлю её чем-то небывалым. Я буду продавать малярную мазню, делая при этом вид, что торгую шедеврами. Я создам небывалых покупателей для своих магазинов мишуры. Для каждого рыночного сегмента у меня будет своё собственное «меньшинство» и «контркультура». Для них я буду выпускать особую одежду и обувь, особую парфюмерию, благоухающую стиральным порошком, а также все эти папуасские штучки, вкупе с секс-игрушками для взрослых и детей».

Сегодня культура и рынок больше не считаются конфликтующими сторонами. Культура, превращенная в инструмент рынка, активно используется им для реализации ещё большей своей свободы. Но, как оказалось, культура не так уж и бессильна.

Как известно, в наше время всё решает потребитель. Эту простую истину много лет назад понял Махатма Ганди, призвавший свой народ не покупать английские товары. В результате акции, за несколько дней английские колонизаторы потеряли столько потребителей и денег, что им стало выгоднее отказаться от Индии – самой лучшей жемчужины в британской короне, дав ей свободу.

Сегодня эта истина не потеряла актуальности. Потребитель – самое больное место рынка. Взяв его за это больное место, можно заявить, как это сделал, в своё время, Колсон – советник Никсона: «Возьмите их за яйца, а остальные части тела придут сами!»