Фреска бесконечности. Глава 3

Леонид Бликштейн
1. Турецкое завоевание Балкан, начавшееся с Галлиполи (1354), куда они попали благодаря помощи генуэзцев (которые уже с 1330х годов рассматривали Османов как потенциальных союзников против византийцев и венецианцев) продвигалось довольно быстро, учитывая ограниченные ресурсы самого Османского султаната, который одновременно занимался территориальными приобретениями в Малой Азии. К 1360 г. когда новым султаном стал сын Османа Мурад I турки уже подчинили себе всю Фракию и столица султаната была вскоре перенесена в Эдирне (Адрианополь).

2. Такой перенос центра тяжести военных и политических операций османских правителей из Азии в Европу был связан с тем, что султанат тем самым оказывался на острие борьбы против "неверных" и привлекал массы гази, энтузиастов джихада, стекавшихся туда из разных концов исламского мира. Таким образом в то время как идея крестового похода и освобождения Иерусалима в Европе, поглощенной внутренними раздорами и войнами (самой значительной из которых была Столетняя война между Англией и Францией 1335-1453)теряла свою привлекательность (кроме отдельных близких к папскому престолу энтузиастов вроде короля Кипра Петра I Лузиньяна, организовавшего в 1365 г. набег на Александрию), идея джихада наоборот получила второе дыхание в исламском мире. Этому способствовал и глубокий кризис поздневизантийского общества, находившегося в процессе социальной и политической фрагментации.

3. Долгое правление императора Андроника II Палеолога (1282-1328) было эпохой, когда на территории Греции хозяйничали оставшиеся от Латинской империи западные феодалы и банды наемников, наиболее крупным из которых был так называемый Великий Каталанский Отряд, изначально насчитывавший около 6500 человек. Многие из этих людей получили боевой опыт в ходе длительной и кровопролитной борьбы за Сицилию между младшей ветвью французских Капетов Анжуйской династией и Арагоном. В этой борьбе известной под названием Войны Сицилийской Вечери (1282-1302)византийцы, стремившиеся ослабить влияние Анжуйской династии в южной Италии, поддерживали Арагон.

4. И после ее окончания Андроник нанял каталонцев для помощи в борьбе с тюркскими эмиратами, в том числе и с османами, которые только что (1301г.) нанесли поражение византийским войскам в Малой Азии. Для закрепления союза командир каталонцев должен был получить в жены племянницу самого императора. Одно это решение выдать византийскую принцессу за западного авантюриста, не имевшего серьезного положения внутри самой католической аристократии, свидетельствует об упадке императорской власти в эту эпоху.

5. Но вскоре между наемниками и византийцами возник конфликт по поводу оплаты, в 1305 г. каталонцы подверглись нападению со стороны самих греков и их командир был убит. Наемники начали сами воевать с Византией и вскоре захватили большую часть Фракии. Они также заключили союз с отрядами тюрок из Малой Азии. В хронике одного из лидеров каталонцев Рамона Мунтанера это соглашение описывается так.

Они примут присягу...обещал стоять за нас как братья, он и его люди. Они... доверят своих жен и детей нашей власти и желают быть под нашим начальством во всем...и дадут нам пятую часть заработка (стандартная часть, полагавшаяся государству в мусульманском мире, использовавшаяся впоследствии Османами в системе девширме, где каждый пятый мальчик из христианских деревень передавался в распоряжение османских властей, а в Испании эпохи Возрождения известная под названием королевской квинты ЛБ)...итак мы властвовали и разъезжали по империи как нам заблагорассудится, а когда тюрки ... отправлялись в конный набег те из наших людей, кто хотел этого отправлялись с ними и тюрки вели себя с ними очень честно и следили за тем, чтобы они получили в два раза больше чем они сами. Никогда не было между нами никакой ссоры.

6. В 1310 г. каталонцы поступили на службу к французскому графу, владевшему афинским герцогством. Но когда они, прослужив 6 месяцев, получили плату всего за два, произошло столкновение с графом и его людьми. В результате граф, его бароны и многочисленные пехотинцы были убиты, а герцогство афинское перешло под власть каталонского отряда, и оставалось у них до 1388г. когда его в свою очередь отнял другой западный феодал Нери Аччаюоли, правитель Коринфа.

7. Влияние западного феодализма способствовало процессу феодализации в самой Византии, новая модель поместного владения так называемая пронойя предполагала, что поместья могли передаваться по наследству и по своему характеру напоминала западный фьеф. Центральная администрация теряла контроль над поместной аристократией.

8. Рост социального неравенства и засилье аристократии, ее контроль над государственной властью и сравнительное безразличие к судьбе масс, лишенных прав и конструктивной возможности влиять на ситуацию в обществе, вертикальная консолидация социального и культурного капитала-все это аспекты кризиса средиземноморских, ближневосточных и европейских обществ в эпоху развитого и позднего средневековья. Византийская ситуация таким образом была лишь частью гораздо более широкого экзистенциального кризиса евразийских цивилизаций (есть основания полагать что этот кризис включал и Китай, об этом свидетельствует антиглобалистская и антикоммерциалистская политика ранних императоров династии Мин 1369-1644 и в особенности основателя династии императора Хонг Ву, который в своих манифестах сосредотачивался на критике безответственной самодостаточной бюрократии и власти денег)детально проанализированного одним из современников, великим арабским историком и социологом Ибн Халдуном в контексте его теории цивилизационных циклов. По нашему счету это была третья заключительная фаза пятого экзистенциального кризиса средиземноморских обществ.

9. Третий экзистенциальный кризис с которым было связано развитие стоицизма и возникновение христианства и раввинистического иудаизма я подробно рассматривал в книге Свиток и Сапог. Четвертый кризис, связанный с эпохой Поздней античности и перехода к средневековью (ок. 350-ок. 750 гг.) будет предметом отдельной книги. А сейчас нам необходимо вернуться к Византии 14 века, эпохи Ибн Халдуна и Тимура, Орхана, Мурада I и Баязида, Григория Паламы и Иоанна Кантакузина, эпохи Петрарки и Екатерины Сиенской, Дмитрия Донского и Сергия Радонежского, Чосера и Салютати, Жакерии и восстания Чомпи.

10. К середине 14 века социальные противоречия в Византийском обществе достигли большой остроты и нашли свое выражение во время гражданской войны 1341-1347 гг., о которой пойдет речь в следующей главе.

Примечания

4 и сл. Рассказ о действиях каталанского отряда основан на описании в кн. Дэниела Уэйли. Daniel Waley, Later Medieval Europe, 2 edition, NY 1985, p.163-165.

5. Там же 164.

7. См. Dimitri Obolensky, The Byzantine Commonwealth, L: Phoenix Press 1971, p.252.