Боград- 10, Письмо Дины Боград-Перлюк

Любовь Гиль
 
    Дина Семеновна Боград - правнучка Исаака Лейбовича Бограда.
 После моих публикаций о поисках потомков и сведений о роде Боград я получила письмо от Дины:

 «У Исаака Бограда было 9 детей, один из них - мой дед Борис Боград. Его жена – моя бабушка Рая. До войны они жили в селе Доброе недалеко от Николаева. У них было два сына – Михаил и Семен, мой отец, и дочь Белла, умершая до войны. Дед Борис воевал под Ленинградом, прошел всю войну рядовым. Его старший сын, Михаил, в 17 лет в 1937 году со Сталинским призывом «все на самолеты» ушел в летное училище и войну встретил лейтенантом, а освобождал Кенигсберг уже майором. Моя бабушка Рая, взяв моего отца (в 41 году моему отцу Семену было 10 лет) и уговорив еще несколько таких же солдаток с детьми, пешком ушли из села. Это было в середине августа 1941 года. А 10 сентября было расстреляно все село Доброе. Отец рассказывал, как они шли по степи, как колонну беженцев из самолета расстреливали немцы, как чудом  все  остались живы, как чудом оказались в Бухаре, как бабушка Рая делила на всех свой солдатский паек за мужа и офицерский за старшего сына. Их было 3 женщины и 6 детей. Все после войны вернулись назад в Доброе. Почти никого из этой истории уже нет в живых. Нет и моего отца. А те, кто живы из этих спасенных детей, уже далеко не молоды. Однажды, много лет назад, еще в Николаеве, меня случайно спросили, как звали мою бабушку. Оказывается, я на нее похожа. Так я случайно узнала часть этой истории и то, что сегодня живы те, кто благодарят и хранят память о моей бабушке. Много лет, живя в Николаеве, я с моим отцом каждое 10 сентября ездили в село Доброе почтить память погибших. Там стоит маленькая стела. Ее установили в конце 60-х. Вначале в этом списке погибших односельчан имен было мало. Отец написал: семья Боград - 4 человека. Он не помнил всех, ему в 41-м было 10 лет. Сейчас на этой стеле нет свободного места. Многие хранят память о колонии Добрая. По сей день в селе сохранился дом моего деда Бориса. По сей день сохранилось, когда-то в прошлом, зажиточное подворье из двух домов и колодца кузнеца, Исаака Бограда. Храню в своем сердце память о колонии Доброе и расскажу об этом моему сыну, Александру.
Спасибо Вам за Ваш поиск.

С уважением, Дина Перлюк (Боград)»


Фото
 Похороны останков погибших от рук немецких фашистов 10.09.1941 г. в селе Доброе.

Похороны состоялись 17 апреля 1960 г.