Полосатые охотники

Вадим Светашов
                Полосатые охотники.

                Маленький зайчонок-настовичок неуверенно  скакал под густым шатром еловых лап. Ему от роду исполнилось едва половина месяца, и шёл второй день, как он покинул выводок братьев и сестёр. Родилось их семеро, под кроной недавно упавшей ели. Мать-зайчиха нашла лаз среди ветвей под висящий на сучках ствол дерева, где образовалось нечто подобное на сухую пещерку. Здесь и появились уже зрячие, в рыжевато-серой шубке зайчата. Мать пробыла с ними недолго. Отдохнула после родов, покормила густым тёплым молочком и ускакала кормиться сама. Несколько дней подряд она заползала в пещерку, кормила малышей и вновь уходила. Потом их нашла чужая зайчиха и тоже покормила. И так продолжалось почти две недели. Наконец, настал день, когда у зайчат никто не появился, и они голодные разбрелись в разные стороны.
                Зайчонок боязливо прислушивался к каждому шороху, принюхивался к каждому незнакомому запаху. Пока он находился под защитой еловых веток, ничего страшного не произошло, но и покушать здесь было совершенно нечего. На земле лежали только сухие веточки и старая хвоя. Зайчонок осторожно выбрался на открытое место и сразу наткнулся на зелёную травинку. Попробовал на зуб. Вкусно! Через несколько прыжков – ещё одна травинка. Было самое начало мая, и трава    только-только начала показываться из-под прелых листьев, но чем ближе он продвигался к залитой солнцем опушке, тем зелёные травинки попадались чаще. Голодный зайчишка так увлёкся едой, что потерял всякую бдительность и перестал замечать, что творится вокруг.
                А с высокой сосны, неподалёку от опушки леса за маленьким зверьком внимательно наблюдали два круглых желтовато-красных глаза.  Ястреб-тетеревятник сидел на толстом сучке, прижавшись к стволу, и дремал.  Густая крона дерева скрывала его от постороннего взгляда, и в то же время позволяла видеть всё вокруг. Лучшего места для засады трудно было подобрать. Но он не просто отдыхал после удачной утренней охоты и сытного завтрака, он ещё и охранял гнездо с сидящей в нём на яйцах самкой. Гнездо располагалось неподалёку, у самой опушки леса, на старой сосне в развилке толстых ветвей у ствола. Молодая пара ястребов-тетеревятников поселилась здесь четыре года назад, отобрав свежепостроенное гнездо у канюков. Канюки попытались было защитить свою постройку, но самка тетеревятника быстро показала, кто хозяин положения, изрядно потрепав самца канюка. И неудивительно, ведь она была в два раза крупнее и намного агрессивнее.
                Тетеревятники несколько увеличили готовое гнездо, добавив более толстых веток и зелёных плетей плауна. Самец заботливо уложил в лоток несколько веток берёзы с  зелёными листьями.  Молодая самка отложила первые в своей жизни четыре голубовато- белых яйца, покрытых светло-бурыми пятнами. Последующие три года ястребы занимали это же гнездо, с ранней весны ремонтируя его и надстраивая. Вот и сейчас  самка насиживала три драгоценных яйца.
                Сквозь дрёму самец заметил шевеление под ёлкой.
Дремоту как рукой сняло. Он напрягся, и вытянув шею слегка наклонился вперёд. Глаза загорелись алчным огнём. Как красив он был в этой позе: голова, спина и крылья серовато-бурые, над глазом широкая белая «бровь», горло, грудь и брюхо светлые, с тонкими тёмно-бурыми поперечными полосами (ну, точно, как матросская тельняшка). Длинный хвост с чередующимися тёмными и светлыми поперечными полосами. Крючковатый клюв и лапы с длинными загнутыми когтями – ярко жёлтого цвета. Если Вам скажут, что видели ястреба-тетеревятника парящего над лесом, лугом, а то и над домами, никогда не верьте. Обширных открытых пространств тетеревятники вообще избегают. Скорее всего, это видели канюка или коршуна. У тетеревятников два способа охоты. Основной – это нападение из засады. Устроившись довольно низко на дереве, он подкарауливает жертву и бесшумным броском настигает её. Второй способ – облёт лесных полян и редколесья стремительным бреющим полётом. Относительно короткие (у самца чуть более метра, у самки до полутора в размахе) крылья помогают птице лавировать меж деревьями, а длинный хвост – делать резкие повороты. Обычно добыча не успевает скрыться.
                Зайчонок уже выбрался из-под защиты еловых лап и короткими прыжками двигался по кромке поляны, часто останавливаясь, и зубря молодую зелень. Он не увидел и не услышал, как с дерева бесшумно снялась большая птица.  Пёстрая молния в несколько секунд настигла зверька. Острые когти вонзились в невеликое тельце, проколов его чуть ли не насквозь, и оторвали от земли. Удар клювом в затылок завершил дело. Обвисшее тельце зайчонка хищник принёс на берёзу, метрах в тридцати от гнезда. Он издал тихий, но звонкий клёкот. Сидящая на гнезде самка встрепенулась, и привстала на длинных лапах. Она была в полтора раза крупнее самца (вес до 1,5 килограммов). Клёкот повторился. Самка засекла направление звука, подлетела к берёзе и села на сук рядом с самцом, который немедленно аккуратно уступил добычу. Хотя со стороны могло показаться, что она дерзко вырвала тушку. Ястребиха тут же перенесла добычу в гнездо и принялась за еду, отрывая и проглатывая мясо большими кусками. Ястреб же, нахохлившись, остался сидеть на берёзе. Ему не разрешалось подлетать близко к гнезду, иначе он рисковал получить хорошую взбучку от разгневанной подруги.
                Прошло немногим более месяца. В гнезде тетеревятников появился первый птенец, покрытый белесым пухом. Через два дня вылупился второй, ещё через два – третий. Самка ястреба садится насиживать с откладкой первого яйца, поэтому птенцы появляются на свет неодновременно, а с интервалом в два-три дня. Довольно часто бывает, что при недостатке пищи, последний, самый маленький и самый хилый, погибает от голода. Насиживает кладку только самка, ненадолго покидая гнездо только тогда, когда её начинает мучить жажда. Первую неделю после вылупления птенцов она тоже редко покидает их. Забота  о пропитании в этот период полностью ложится на самца.
                Сегодня охота у полосатого разбойника не удалась.
С рассвета ему удалось захватить врасплох только двух лесных полёвок, и младший птенец резким писком выказывал своё  недовольство. Пришлось покидать засаду. Соскочил с ветки, и на бреющем полёте, едва не состригая когтями верхушки травы, пронёсся над поляной. Пусто! Свернул в редколесье, ловко виляя между стволами. И здесь никого не встретил. Вылетел на лесную дорожку, стремительно полетел над ней. Поворот. На дороге что-то клевали две горлицы. Заметив хищника, взлетели, но скорость набрать не успели. Преимущество было за ястребом. Охотник с силой ударил когтями по задней птице. Полетели, кружась, мелкие пёрышки.
                Тетеревятник крепче вонзил кривые когти в тельце лесной голубки, взлетел на дерево и плотно устроился на крепком суку. «Кья, кья, кья» -- разнёсся по лесу его торжествующий клич. Слегка отдохнув, ястреб принялся ощипывать добычу. Ощипал почти догола, оторвал голову, поудобнее перехватил тушку, и полетел в сторону гнезда. И опять самец не долетел до гнезда, а опустился всё на ту же берёзу. Повторилась процедура передачи. Самка перенесла тушку в гнездо и принялась за кормёжку птенцов, разрывая мясо мелкими кусочками. Наконец, птенцы насытились, а самке достались ощипанные косточки и потроха. Она недовольно заворчала, и тетеревятнику вновь пришлось отправляться на охоту. Кормить ему всё семейство одному придётся ещё недели две, пока птенцы немного не окрепнут, и к нему не присоединится самка. Но и после этого подрастающих ястребят нужно будет кормить целый месяц, и только тогда они покинут родное гнездо, чтобы никогда уже к нему не возвратиться.