На протяжении всей жизни мы соприкасаемся со светлым духовным миром Эдварда Грига. Он покоряет музыкой «Пера Гюнта», узнаём мы и «Танец Анитры», наполняет нас красотой и теплом его превосходное «Утро». В творчестве Грига отражается душа целого народа, доброжелательного, очень внимательного в отношениях друг с другом, спокойного и скромного. Скромность его сочетается с чувством собственного достоинства и что особенно ценно – сохранением чистой непосредственности, как в детстве. Его музыка пронизывает нас чувством радости. Природа Норвегии в музыке Грига звучит так светло и нежно, что мы, только заслышав произведение, говорим : «Это Григ!». Даже большие музыканты признают, что обладал он «искрой божьей».
Интересно, Что Григ не мечтал стать музыкантом, это казалось ему недостижимым, хотя родился он в аристократической семье, где было принято играть на каком – либо музыкальном инструменте. С 6 лет Эдварда обучала мать. Родители его Гесине Юдит Хагеруп и сын консула Александер Григ имели пятеро детей. (Вступили в брак в 1836г.) Гесине получила образование высшего класса и обучалась в Гамбурге, т.к. пела, играла на фортепиано. Современники считали её женщиной уникальной. В 19 лет она выступала как певица, высоко ценили её и как аккомпаниатора и учителя музыки. Высокая оценка её была видна и в гонорарах, она была самым дорогостоящим педагогом игры на фортепиано в городе. Её ученики прошли на музыкальных вечерах в доме Григов несколько опер, где она сама была и режиссёром. Любимыми композиторами Гесине были Моцарт и Вебер. Она была женщиной разносторонних интересов: писала стихи, сочиняла пьесы, да и гостеприимный дом консула занимал у неё немало времени и сил. Всю душу свою она отдавала семье. Дети ощущали её заботу и любовь постоянно. Читайте, какие стихи написала она 17 – летнему Эдварду :
Дитя моё! Перед тобой открыла
Святую книгу божья благодать.
Та книга – музыка, язык её постиг ты
И уж умеешь сам на нём вещать.
Душа твоя распахнута для таинств,
Которых нет среди забот и слёз.
Гармонией прекрасной осенённый,
Ты обитаешь в мире дивных грёз.
К той радости ведёт тебя стезя,
Какой не сыщешь в прозе бытия.
Отец Эдварда был добродушным, любил собирать гостей, ценил шутки и обладал замечательной способностью обращать внимание только на светлые стороны жизни. Он тоже был музыкальным, как и мать. В доме всегда звучала музыка – играли или дети, или родители в 4 руки. Во время своих деловых поездок Александер бывал на концертах, в опере, вокальных вечерах. В письме сыну он пишет:"Музыка была моей величайшей радостью в течение всей жизни…» Другом отца был известный скрипач и композитор Уле Булль. Один из его приездов к отцу Грига изменил жизнь Эдварда. Уле Булль обладал особым свойством видеть талант в других. Прослушав игру Эдварда, он сказал, что ему необходимо ехать в Лейпциг и серьёзно учиться музыке.
Так, 15 – летний Эдвард поселился в частном пансионате. Он учится в консерватории. Занимается очень много, иногда и поесть забывает. Слабый организм не выдержал, и он заболел. Плеврит заставил его вернуться на родину под заботливый уход мамы. Последствия плеврита – туберкулёз и слабость лёгких позднее тоже проявят себя. А пока юный музыкант рвётся в Лейпциг. В 1862г. он заканчивает консерваторию по двум специальностям – композитор и пианист. Знакомые с музыкой понимают, какая это большая нагрузка! За годы учёбы в консерватории Эдвард проявил себя как превосходный пианист и один из лучших по композиции. Этому способствовало прилежание к любым занятиям. Эта любовь и выявила его раннюю одарённость. Так считал один из его учителей Мориц Хауптман. Карл Рейнеке выделяет его особый талант к композиции. Всеми отмечено и образцовое поведение Грига.
Музыкант возвращается в родной Берген. Даёт первый концерт и покоряет свежестью и искренностью своих произведений. Но ему хочется учиться дальше. Новое пребывание сына за границей отец уже не может оплачивать, и Эдвард пишет прошение в Департамент о предоставлении ему стипендии для пребывания за границей с целью дальнейшего композиторского образования. Ему 19 лет.
Не получив стипендии, Григ едет в Данию. В Копенгагене он знакомится с Андерсеном, пишет песни на его стихи, изучает скандинавские сказания, продолжает учиться у Гаде – директора Копенгагенской консерватории, главы скандинавской композиторской школы. (Гаде – известный композитор, скрипач, дирижёр и органист.) Здесь же происходит встреча с Ниной Хагеруп, певицей и двоюродной сестрой Эдварда. Они росли вместе в Бергене. В 8 лет Нина переехала с родителями в Копенгаген. Теперь они встретились, когда Нина стала взрослой девушкой с прекрасным лирическим сопрано. Григ чувствует, что именно её голос создан для его романсов.
В Рождество 1864г. Эдвард дарит Нине свои «Мелодии сердца»; встав на колени, он предлагает стать его женой. Она ответила согласием.
Родственники отвернулись от них, ведь Нина его двоюродная сестра! Молодые всё же поженились в июле 1867г. Они счастливы! Отношение родных заставляет их уехать в Осло. Мы с Вами, дорогой читатель, представляли жизнь Грига , как праздник счастья, но … Только налаживаются отношения с родителями, узнавшими о скором появлении ребёнка, родилась девочка Александра. Через год она заболевает менингитом – и умирает. Конец счастливой жизни. Представьте, что пережили молодые родители! Нина замкнулась. Эдвард пытается выстоять с помощью музыки. Выстраданные им страницы музыки потрясают наши души и сегодня. Нину не спасает и её лирическое сопрано (оно считается самым красивым.) В одном из писем Григ вспоминает отзыв Синдинга - норвежского композитора – о воздействии голоса Нины. Однажды он отвёл Грига в угол и сказал: «Скажите, почему никто больше не поёт таким образом; почему вообще не все так поют? Ведь , в сущности, иначе и быть не должно. Это – единственное, что логически разумно.»
Фото: Эдвард и Нина. Знаменитый портрет Нины кисти немецкого художника
Франца фон Лембаха написан весной 1884г. после
примирения между Ниной и Эдвардом и возобновления
их совместной жизни.
Продолжение: ч.2. Творчество и друзья Грига. .http://www.proza.ru/2017/01/19/1837