Глава 21

Сухов Максим
                И разлилась река по миру
                В страданьях слёзных потекла,
                Неиссякаемым потоком судеб,
                Омыла грустью берега...
 
       - Невероятно! - восторженный женский  голос прервал моё повествование и вернул меня назад из моих воспоминаний. Именно сюда, в эту реальность, ярко освещенную электрическим светом, который исходил от металлического антикварного абажура, висевшего на потолке и захватывающего своим светом пожелтевшую от времени известку потолка.
       Меня окружает небольшое помещение кухни, одной из многочисленных похожих друг на друга, которые находятся в этом многоэтажном жилом доме, одного из провинциальных городов нашей необъятной страны.
Со стороны дверного проема расположился старомодный кухонный гарнитур, он серого цвета с примесью желтоватого оттенка, но когда- то он одаривал глаза своих хозяев белоснежным цветом своих дверец и хозяйственных ящиков. В некоторых местах петли на дверцах со временем разболтались, и теперь в прошествии стольких лет - это сравнимая лишь только с нагромождением из деревянной структуры конструкция, напоминает что-то убогое из давно канувшей в Лету мебельной индустрии прошлой эпохи. Но я услышал, как с гордостью прозвучали слова хозяйки, когда мои глаза рассматривали окружающий интерьер. Слова о том, что она, сидевшая напротив меня миловидная женщина, очень рада и гордится тем, что имеет, несмотря на почтенный возраст своих вещей. Я чувствую, что эти вещи сравнимы для неё с некой роскошью из того, что навевает ей прекрасные воспоминания о доброй и счастливой молодости, а впоследствии, и о прожитой жизни… «Прошлой жизни», которая осталась далеко позади, за многие тысячи километров.
       Сидящая передо мной женщина - Александра Евгеньевна, она мило улыбается, и когда её взгляд коснулся расположенных рядом с нами вещей, я чувствую её стеснение, я хочу, чтобы так мне только показалось...
       Мы сидим за столом, накрытым белой скатертью, на которой расставлены чашки с крепким душистым чаем. Она зачарованно слушала мой рассказ, иногда от удивления широко раскрывая свои красивые глаза. Только Бог ведает, как я, совершенно случайно оказался в этом чужом для меня городе. Ранее я никогда здесь не был и представить не мог, что окажусь когда-нибудь. Эта случайность, непонятная и необъяснимая, но она подарила мне встречу с этим человеком - с моей бывшей учительницей из моих счастливых школьных лет.
Александра Евгеньевна, так же как и я, была искренне рада такому стечению обстоятельств, для кого-то в этом длинном, а кому-то коротком бремени жизни.
И не смотря ни на что, в прошествии столь долгих лет мы узнали друг друга во многих лицах людей, которые окружали нас, и вот я - гость в её скромном жилище.
Когда-то, очень давно, она преподавала нам литературу и русский язык, это было так давно, ещё до эмиграции.
Насколько я помнил, эта женщина была просто влюблена в свою работу, которая приносила ей только удовольствие. Благодаря чему она прививала нам с юных лет свой интерес и любовь к тому, что было вечным, и что, действительно, по пути нашей жизни нам обязательно должно было пригодиться.
Александра Евгеньевна нас не просто учила, одаривая знаниями, она увлекала за собой, превращая обыденность в прекрасный поэтический мир. Она учила нас быть лучше и дарить доброту другим. Скажу более того, многие из ребят были влюблены в эту женщину и свою любовь пронесли через многое количество лет, продолжая прививать прекрасное уже своим детям.
       И вот... В одно мгновение судьба распорядилась так, что мы оказались на отрезке жизни, разделяющем время двух совершенно противоположных друг другу эпох. В силу своей молодости я, как и многочисленные другие, продолжали впитывать, как молодое, ещё не окрепшее поколение всё то, что нам было интересно. И вот, преодолев последний шаг, мы вступили в это «новое время», которое на первом этапе было страшным и трагичным для многих из миллионов похожих на нас. Многие ценности и внутренние качества, такие как - честность, достоинство, порядочность и многое другое из того, к чему всегда стремились цивилизации, казалось, были потеряны. Мир утопал в своей утопии хаоса. То, что олицетворялось как человечность, было в одночасье превращено в ненужное и чуждое, которое совершенно не вписывалось в новые правила нового времени. Казалось, что мир сошёл с ума!
       И вновь новый виток, который затронул и нас, разбросав стремительным ветром, как песчинки из людских судеб, по всему миру - эмиграция.
Многомиллионные потоки эмигрантов, вынужденных переселенцев, беженцев, разливались, словно реки... Бегущие воды с пересохших ручьёв и пытавшихся пробиться к руслу главной реки - своей коренной родины.

«И потекли все эти воды, неся в себе многое из лучшего, а берега большой реки, омытые ими, проклинали их, как чуждое себе...»

       Вот так и случилось... Александра Евгеньевна, как и я, как и многочисленные другие, которые, быть может, именно сейчас вот так же смотрят друг другу в глаза и на мгновение ворошат свою память, заново переживая всё это. Те, кого коснулась эта незаслуженная участь, сравнимая, лишь только, с трагедиями наших жизней. Мы оказались эмигрантами со своим скромным скарбом в чужой и совершенно не радужной нам стране. Но мы выжили... Вынесли и, наверное, победили. Очень жаль, что многих с нами уже нет… Но только мы знаем, как сильно они стремились к жизни здесь, в этих новых для нас городах, на родине, которую они любили. Любили сильнее нас, ныне живущих сегодня здесь.
       Мы пили чай и говорили о хорошем, на мгновенье, позабыв о том, что всегда будет тяжелым багажом нашей памяти. И пока бьются наши сердца, мы, живые, будем помнить о пережитых несчастьях и лишениях, о горе и тяжелых временах, которые растянулись, словно тонкие струны, а мы, прикоснулись к ним, и они играли нам, и в этой музыке, было больше грусти и печали, что неустанно неслась в годах за нами. Мы будем помнить о том стеснении в словах, когда произносили название чужой и в тоже время своей родины, именно той, откуда мы пришли. От взглядов и от грубости в наш адрес, от ненависти к нам и от безразличия к нашим детям. Я верю, что у нас всё будет хорошо, но, наверное, самое главное, это счастье наших детей, пусть они будут счастливы, пусть их звонкий смех успокоит, наконец, наши души и будет гарантом стабильности и процветания.
       Именно сейчас, я вспомнил слова, которые произнес однажды Ангел о том, что нет плохих времен... Каждому времени присущи плохие люди! И всё-таки Бог миловал, плохих людей встречалось меньше, как хочется в это верить и надеяться…
А если же нас и обманули, и лукавый расставил ловчие сети… Так пусть только Бог будет им судьёй!
Только Бог...
       Я вернулся из своих размышлений назад, в маленькое помещение кухоньки, где напротив меня сидела Александра Евгеньевна и внимательно наблюдала за мной…
«Нет, к сожалению, время не лечит, оно расставляет всё по своим местам, изредка напоминая нам о том, над чем оно имеет власть свою!» - подумал я и улыбнулся ей.
- Твоя история об Аркадии очень интересна! - задумчиво произнесла она, - А что же было дальше? - в её словах было нетерпение, и это чётко отражалось на её голосе.
- А дальше было не менее интересно…
Я посмотрел на металлический абажур, который мягко изливал свой электрический свет, и мне казалось, что и он вслушивается в мои слова, ожидая продолжения истории…