Ч. 16 Нашли покой на дне океана. Цифры

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/01/17/1191

Шифровальную машину «Enigma» разработал немецкий инженер Артур Шербиус ещё в 1923 году для гражданских фирм, но военные быстро поняли её важность, и машину оперативно изъяли для использования в собственных целях.

Свои варианты, на основе базовой машины, имели армия, авиация и флот. Криптоаналитики Англии и Франции, как ни бились, не могли раскрыть шифр «Enigma». Не помогли даже фотографии руководства по её эксплуатации, которые сделал завербованный французской разведкой сотрудник шифровального бюро Ганс Тило Шмидт.

 Это удалось только полякам, которые сумели реконструировать немецкую машину, благодаря чему смогли читать немецкие шифровки, начиная с 1933 года. Но, как мы знаем, это им не очень помогло.

Когда немцы вторглись в Польшу, польские криптографы бежали в Англию, прихватив с собой и «Enigma». Там всё передали в шифровальный центр в Блетчли-Парк. Об этой истории написано много книг и сняты фильмы, поэтому читатель хорошо с ней знаком.

В начале 1942 года американцы понесли большие потери от действий немецких подводных лодок. Но они быстро учились. Успехи немецких подводников в северной части Атлантики, где действовала английская противолодочная оборона, были намного скромнее.

Во время войны стремительно развивалась техника и у союзников, и у немцев. Англичане стали использовать новый коротковолновый радиолокатор, который позволял с большой точностью определять местоположение подводной лодки на большом расстоянии, независимо от времени суток и состояния видимости.

Благодаря новому радиолокатору английские корабли потопили подлодки трёх немецких подводных асов: Прина, Кречмера и Шепке. Корабли эскорта конвоя "OS-18" 6 февраля потопили подводную лодку U-82 (командир обер-лейтенант цур зее Зигфрид Ролман), все 45 членов экипажа погибли.

В марте боевые корабли конвоя "WS-17" уничтожили подводную лодку U-587 (командир капитан-лейтенант Ульрих Борхерд), все 60 человек экипажа погибли.

14 апреля корабли сопровождения конвоя "OQ-82" потопили подводную лодку U-252 (командир капитан-лейтенант Кай Лерхен), погиб весь экипаж – 44 человека.

Англичане накопили уже немалый опыт, в том числе и печальный, поэтому они действовали успешнее американцев.

Немецкие подводники плавали в тяжелейших условиях. Пишу это не в виде сочувствия фашистам, а с точки зрения оценки их волевых, физических и моральных качеств, чтобы было понятно, с каким противником мы имели дело.

Вот, что писал по этому поводу гросс-адмирал Денниц: «…чтобы эффективно использовать средние лодки в американских водах, особенно экономно расходовать топливо следовало на переходе через Атлантический океан….

На средних подводных лодках прибегали и к другим методам, чтобы увеличить дальность плавания. На подводных лодках заполнялись топливом некоторые цистерны, предназначенные для питьевой воды и воды для стирки.

Подводники отказывались от элементарных удобств, чтобы больше взять в лодку провианта, запасных частей и материалов, которые требовались для повышения автономности лодок.

 Немецкие подводные лодки по сравнению с подводными лодками других стран имели гораздо худшую обитаемость, так как были построены по принципу максимального использования каждой тонны водоизмещения для повышения собственно боевых качеств лодки.

На лодках отказывались от всего, что могло именоваться комфортом, все необходимое для ведения боевых действий загружалось до допустимых пределов. Койки в течение нескольких недель были заняты ящиками с провиантом. В забитых до отказа отсеках оставались лишь узкие проходы».

Чтобы обеспечить топливом подводные лодки, действовавшие в водах США, туда направили первую подводную лодку-танкер U-459 (командир капитан-лейтенант Георг фон Виламович-Мюлендорф). Затем построили другие лодки-танкеры, благодаря чему подводные лодки разных типов могли решать свои задачи во всей южной Атлантике.

Подводную лодку U-459 24 июля 1943 года потопили два английских бомбардировщика Wellington. 19 подводников погибли, остальные (41 человек) взяты в плен.

За первую половину 1942 года, пока американцы учились у англичан, как организовать противолодочную оборону, немецкие подводники успели потопить 585 судов. При этом Германия потеряла 21 подводную лодку.

Все области жизни в Великобритании зависели от торгового судоходства. В книге «Вторая мировая война» Черчилль написал: «На протяжении всей войны битва в Атлантике являлась доминирующим фактором».

Без планирования – никуда! Черчилль писал Рузвельту, что английская судостроительная промышленность не успевает компенсировать потерянные суда, и просил о помощи.

Немецкое военно-морское командование тоже прикидывало, сколько могут построить англичане и американцы, чтобы обеспечить торговое судоходство в Англию, и, соответственно, сколько судов нужно потопить подводникам.

Во время войны всегда врут, иногда невольно ошибаются, но чаще - умышленно. После войны сверяют заявленные победы с фактическими потерями побеждённого противника, и выясняется много любопытного. Расхождение между заявленными и фактическими цифрами потопленных немецкими подводниками судов оказалось незначительным.

Что касается цифр наших подводников, то я отсылаю читателя к книге А.В.Платонова и В.М.Лурье "Командиры советских подводных лодок 1941-1945 г.г.".


Продолжение http://www.proza.ru/2017/01/19/1208